Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Сюжеты

#Кино

Выживут только девственники

11.11.2014 | Гладильщиков Юрий

На наши экраны почти одновременно вышли три картины, которые, скорее всего, будут претендовать на «Оскара»

Список номинантов опубликуют лишь 15 января, но в Америке уже началась игра в прогнозы. А опыт показывает, что они зачастую оправдываются. Три фильма-претендента, о которых пойдет речь, — детектив «Исчезнувшая» мэтра Дэвида Финчера, военная драма менее именитого Дэвида Эйра «Ярость» и «Интерстеллар», космическая притча еще одного мастера — Кристофера Нолана.

Кадр из фильма «Иcчезнувшая».Розамунд Пайк и Бен Аффлек фото: архивы пресс-служб

Дэвид Финчер и антифеминизм

Триллеры и детективы редко удостаиваются «Оскаров». Но Финчер, в авторском багаже которого «Семь», «Игра», «Бойцовский клуб», «Зодиак», — режиссер с одной из самых высоких репутаций в киномире. Вдобавок две его недавние картины уже становились оскаровскими хитами — правда, именно те, в которых он изменил любимому жанру триллера: философская «Загадочная история Бенджамина Баттона» и актуальная «Социальная сеть» — про то, как возник Facebook.

Оскаровские шансы «Исчезнувшей», снятой по изданному у нас бестселлеру Гиллиан Флинн, повышает, кстати, именно то, что это не только филигранный детектив об идеальном преступлении (идеальное — то, которое невозможно раскрыть), но и умнейшая психологическая драма. Причем снятая, что тоже важно для «Оскара», без понтов, в классическом голливудском стиле. Мощное традиционное кино. Сцен, бьющих по нервам, почти нет. При этом два с половиной часа от экрана не оторваться — потому, что количество загадок зашкаливает.

Сюжет в том, что из благополучного дома пропала жена — молодая, красивая и весьма известная в Америке женщина. Возникает подозрение, что ее убили. Все указывает на то, что убил муж. Его играет Бен Аффлек. Ее — становящаяся модной Розамунд Пайк. Полноценную рецензию на этот фильм написать невозможно, поскольку сразу выдашь сюжет.

«Исчезнувшая» примечательна тем, что знаменует конец эпохи оголтелой политкорректности, породившей особого рода террор, направленный прежде всего против мужских особей с белым цветом кожи. Собственно, эпоха политкорректности завершилась после атаки на башни-близнецы. Политкорректность — идеология благополучного общества, у которого нет иных забот, кроме как непрерывно себя улучшать. Идеология безусловно правильная, но как всякая идеология, склонная к истерии и перегибам. В мире, столкнувшемся с терроризмом и угрозой новых глобальный войн, политкорректность, естественно, перестала быть темой № 1. Тем не менее и в 2000-е нельзя было снять фильм, в котором четверо из шести главных женских персонажей — очень плохие. Впрочем, будет перегибом назвать «Исчезнувшую» антифеминистским выпадом. Они плохие, поскольку того требует сюжет. Но важен факт: в Америке теперь можно снять картину, где женщины — хуже мужчин. И режиссера — мужчину! — не побивают за это камнями, а, наоборот, хвалят. И даже пророчат ему «Оскары».

Кристофер Нолан и черные дыры

Фантастику, как и триллеры, американские киноакадемики поощряют редко. Но тут опять особый случай. Во-первых, в прошлый раз фильм про космос — «Гравитация» — стал одним из главных оскаровских триумфаторов, так что тропинка проторена. Во-вторых, фильм «Интерстеллар» сделал 44-летний англичанин Кристофер Нолан. А ему теперь в Голливуде дозволено все (после того, как он соорудил четыре суперхита, одинаково восторженно принятых и публикой, и критикой, трех новых «Бэтменов» и «Начало», добившееся заодно оскаровского признания).

Собственно, никому другому и не дали бы снять «Интерстеллар»: фильм с сумасшедшим бюджетом, который при этом длится почти три часа (но кинобизнес уже смирился с тем, что Нолан снимает длинно), содержит мало экшена, зато переполнен туманной философией.

Смысл в том, что Земля гибнет. Начались страшные пыльные бури, пшеница окончательно исчезла семь лет назад, теперь очередь за другими агрокультурами. Распущены все армии, умышленно уничтожены дорогостоящие технологии (больше нет мобильной связи или, скажем, томографов в лечебных учреждениях), поскольку все силы и средства идут на сотворение и сохранение хоть какого-то урожая. Обычным детям не разрешают идти в вузы — все обязаны стать фермерами. В такой ситуации НАСА (его официально тоже давно нет, ведь народ возмутился бы, что правительство осмеливается тратить деньги на прожекты, не приносящие сиюминутной выгоды) запускает десять кораблей в поисках планет, куда можно было бы переселиться. Нам кто-то помогает: вблизи Сатурна появилась пространственная дыра, сквозь которую можно попасть в иные галактики. Так что только и делов — за два года долететь до Сатурна — и в дыру. Экипажи были направлены десять лет назад, три из них вроде бы нашли кое-как пригодные планеты. Для инспекции отправляется новый корабль во главе с капитаном, которого играет Мэтью Макконахи — если кто не знает, этот актер, казавшийся обычным голливудским, вдруг превратился в подлинный талант — см. фильм «Далласский клуб покупателей», за который он в прошлом году удостоился «Оскара», или невероятный по качеству минисериал «Настоящий детектив».

Дальнейшее не описать и на сотне страниц. Тем более — не объяснить. Там такие пространственно-временные парадоксы начинаются! Но фильм приятен не только тем, что его можно сопоставить с лучшей космической кинофантастикой — с «Солярисом», скажем. Просто это первый за долгие годы пример кинофантастики романтической, напоминающей о «Близких контактах третьей степени» Спилберга или о советской научной фантастике 1950—1970 гг.

Кадр из фильма «Интерстеллар»

Дэвид Эйр и военные игры

А вот военные драмы «Оскар» приветствует. «Ярость» Дэвида Эйра — оптимистическая трагедия о сражениях героических американских танкистов с гитлеровцами в апреле 1945-го. К сожалению, она унаследовала как достоинства, так и недостатки типичных голливудских военных драм. С одной стороны, фильм дает массу интересных сведений. Вдруг осознаешь, что у американцев даже к концу войны, строго говоря, не было танков. «Шерман», конечно, танк известный и сыграл свою роль во Второй мировой. Но по меркам 1945-го, на фоне «Тигров», «Пантер», Т-34-85 и ИС-2 это не танк, а тачанка. Америка позже других включилась в сухопутные сражения XX века и, судя по фильму, неправильно понимала, какую роль должны играть танки. «Шерманы» с двумя открытыми пулеметами на башне, из которых надо было стрелять вылезши из верхнего люка, хорошо помогали пехоте, но не были предназначены для прорывов обороны и лобовых танковых боев. В фильме есть жесткий ударный эпизод: «Тигр» тремя выстрелами разносит вдребезги три «Шермана». Кто-то у нас написал, что это, мол, голливудщина. Ничего подобного. Один «Тигр» мог расколотить и колонну «Шерманов».

С другой стороны, всякая военная драма непременно в какой-то момент оборачивается в американском кино военными приключениями, то есть той самой голливудщиной. Стандартен уже сам по себе подбор экипажа героического танка: один — опытный, один — простой и грубый, один — верующий, один — мексиканец, и один — салабон. Над главным боем, который они ведут против колонны эсэсовцев, можно издеваться покадрово. Сильнее всего впечатляет, что после того, как подлые фашисты, чтобы добить отважных американцев, забрасывают в люк танка две гранаты, единственный выживший герой, вернувшись в танк (в момент взрыва гранат он сумел ускользнуть), обнаруживает не кровавую кашу на стенах, а аккуратные неповрежденные тела погибших товарищей в благородных позах. Забавно и то, что, если по Михалкову времен «Утомленных солнцем-2» в войне могут спастись лишь православные, то в соответствии с голливудской традицией (которая непременно соблюдается и в фильмах ужасов) выживают только девственники.

Короче, «Четыре танкиста и собака» интереснее и правдивее. Но не забудем, что фильм «Спасти рядового Райана» уже упомянутого Спилберга, где тоже много военных приключений, получил пять «Оскаров», включая награду за лучшую режиссуру. Эйр, конечно, не Спилберг. Но мало ли.

Кадр из фильма «Ярость». Бред Питт в роли танкиста

фото: архивы пресс-служб


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.