#Сюжеты

Миссия: Розетта

16.11.2014 | Евгения Альбац

13 ноября посадочный модуль «Фила» отстыковался от космического зонда «Розетта» и впервые в истории сел на ядро кометы 67P/ Чурюмова-Герасименко, а потом переслал на Землю снимки поверхности и звук кометы, которой 4 600 000 000 лет
Десять с половиной лет блуждания по Солнечной системе, 6,5 млрд километров  космического пространства, 21 год работы сотен ученых и инженеров из 14 стран Европы и США, больше миллиарда долларов — и все для того, чтобы вновь попытаться найти ответы на один вопрос — как возникла жизнь на Земле.

Пояс Койпера, откуда пришла комета Чурюмова-Герасименко, это что-то вроде места базирования комет: он расположен за Нептуном — восьмой и самой удаленной от нашей звезды планетой Солнечной системы

фото: Shutterstock, ESA

«Розетта» — это вовсе не женское имя, а название 762-килограммовой плиты из вулканического базальта, которая хранится сейчас в Британском музее: на излете XVIII века ее нашли французские солдаты в деревеньке Рашид (Розетта) в дельте Нила. На плите, известной ныне как «Камень Розетты», были обнаружены древнеегипетские иероглифы рядом с греческими надписями. Поскольку древнегреческий ученым был хорошо известен, они, сопоставляя надписи, сумели найти ключ к расшифровке писем давно исчезнувшей цивилизации Египта времен Птолемеев.

Поиск ключа — ровно этот смысл заложен в выборе имени для космического зонда. Только «Розетта» вместе с модулем «Фила» ищут ключ к разгадке появления жизни на Земле.

Звук поющей кометы

Дело в том, что кометы — эти примитивнейшие создания космоса, состоящие из льда, твердого космического мусора и пыли — образовались где-то 4600 млн лет назад, когда планет еще не было или они только-только зарождались. Ученые считают, что кометы были свидетелями самых ранних стадий эволюции Солнца и Солнечной системы. Поскольку кометы формировались вдалеке от звезды и ее горячей энергии и «базируются» в холодных глубинах дальнего космоса, время от времени вылетая к Солнцу (комета Чурюмова-Герасименко это проделывает каждые 6,6 лет, циркулируя между орбитами Юпитера и Земли), то они в своем химическом составе сохранили память о том, какие физические и химические процессы шли, если и не в начале начал, то в молодые годы нашей планетарной системы.

Предыдущие исследования — прежде всего гонка наперегонки с кометой Галлея в 1986 году силами аппарата «Джотто» Европейского космического агентства и советскими зондами «Вега-1» и «Вега-2» — показали, что кометы содержат в своем химическом составе сложные органические молекулы — соединения, богатые углеродом, водородом, кислородом и азотом. Между тем, эти химические элементы — составляющие нуклеиновых кислот и аминокислот, которые необходимы для образования жизни — естественно той, которую мы знаем. Не исключено, что именно кометы, случайно или нет, и посеяли жизнь на Земле. Вот ключ к этой загадке, в том числе, и будет искать на комете Чурюмова-Герасименко робот «Фила», которому впервые в истории человечества удалось высадиться на комету, тогда как раньше космические аппараты лишь летали рядом с ними.

Космический зонд «Розетта» представляет собой большой алюминиевый короб размером 2,8 x 2,1 x 2,0 м, к которому прикреплены огромные крылья с солнечными батареями — каждое крыло длиной 32 м и площадью 32 м2. На верхних поверхностях короба установлены научные приборы, в том числе и модуль «Фила», который «спрыгнул» на ядро кометы, а потом дважды еще поднялся и опустился.

Снимок поверхности кометы Чурюмова-Герасименко, которая сейчас находится в 500 млн км от Земли, сделанный модулем «Фила»: пыль и космический мусор, размером от миллимметра до метра.

В 1969 году, когда они открыли свою комету, Светлана Герасименко и Клим Чурюмов были молодыми астрономами Киевского университета имени Шевченко. Комету они обнаружили на фотопластинах телескопа в обсерватории в Алма-Ате (Казахстан) почти случайно. Сегодня Светлана Герасименко живет в Душанбе (Таджикистан) и все так же изучает кометы, правда, по архивным данным, потому что телескоп в душанбинской обсерватории давно вышел из строя. А Клим Чурюмов — директор Киевского планетария и автор книг и стихов для детей.

Спускаемый модуль «Фила» опустился на комету, потом дважды подпрыгнул и дважды опустился снова. Дело в том, что масса кометы всего 10 млрд тонн — это ничто по космическим меркам: такой малой массе трудно удержать легкий робот на своей поверхности