Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Сюжеты

#Кино

Каша в раше

23.09.2014 | Гладильщиков Юрий

Только что вышел политический боевик «Человек ноября»

Рекламировать фильм к нам приезжал исполнитель главной роли — экс-Бонд Пирс Броснан Одним из главных злодеев в фильме является будущий президент России. Это уже третий фильм 2014 года, в котором Россия предстает опасным врагом цивилизованного мира. Подобного не было с конца 1990-х

Кадр из фильма «Человек ноября» /фото: Aleksandr Letic, Relativity Media/AP Photo В Голливуде и зарубежном кино вообще отношение к новейшей России меняется уже третий раз за неполные четверть века ее существования. В 1990-е Голливуд нас нещадно оскорблял, и это было обидно, поскольку в России наконец-то начались демократические преобразования. Но во многих кассовых фильмах — «Золотой глаз», «Стиратель», «Святой», «Самолет президента» etc. — мы представали страной, где правят бал националисты, коммуняки и озверелая нищета. Местом, откуда родом главные мировые террористы (причем именно русские террористы, чего вообще никогда не было), где за два «мерса» можно купить боеголовку (фильм «Сломанная стрела»), а продажные генералы, дабы скрыть ее пропажу, способны устроить ядерный взрыв посреди страны («Миротворец»). Хотя известно, что как раз оружие массового поражения Россия контролировала тщательно и никаких утечек не произошло. Потом Голливуд опомнился и — как раз когда у нас начался откат от демократии — ударился в другую крайность. В фильмах второй половины 2000-х если русские и оказывались врагами — см. «Солт» или второго «Железного человека», — то умными, мощными, достойными, у которых есть своя правда. Заметьте: из бондианы 2000-х русская тема ушла вообще, хотя прежде КГБ и Бонд были не разлей вода: в 60-е даже сражались вместе — против надмирной «масонской ложи» под названием «Спектр». И вот наступил 2014-й — и наметился очередной радикальный поворот. Уже в январе появился фильм «Джек Райан: Теория хаоса», снятый в Голливуде английским режиссером Кеннетом Брана (который прежде специализировался на Шекспире). Там Россия впервые с 1990-х названа врагом № 1. Заметим, что фильм делали в 2013-м, до появления лозунга «Крымнаш!» и украинского кризиса. Но Россия столь старательно работала над изменением своего внешнего имиджа, чтобы в момент экономического кризиса переключить граждан на внешнего врага, что своего-таки добилась. „  

В фильме «Джек Райан: Теория хаоса», сделанном в 2013 году, Россия впервые с 1990-х названа врагом номер один   

”  Дело в том, что Голливуд не обслуживает политиков. Голливуд обслуживает публику. Если он опять стал представлять Россию страной-монстром, то, значит, почувствовал, что мировое народонаселение вновь видит в России монстра. Любопытно, кстати, было бы выяснить, насколько сумело противостоять Голливуду и улучшить образ России в мировом сознании сооруженное почти год назад вместо профессионального информационного агентства РИА «Новости» пропагандистское министерство МИА «Россия сегодня»? Опять же интересно: если мировой имидж России не улучшился, а наоборот, то почему Путин не уволит не справившегося с обязанностями г-на Киселева? Но это, понятно, вопрос риторический.

«Джек Райан: Теория хаоса» — антироссийское кино новейшего времени Теория хаоса и чеченский облом Ситуация с фильмом «Джек Райан: Теория хаоса» интересна уже тем, что любимый персонаж сочинителя актуальной политической фантастики Тома Кленси аналитик ЦРУ Джек Райан пятый раз появился в голливудском кино (его прежде играли и Алекс Болдуин, и Харрисон Форд, и Бен Аффлек) — но вдруг изменился. Он почти всегда оставался борцом за права американских патриотов, подло преданных своими же властями. С русскими в кино (в книгах Кленси — чаще) он соприкасался лишь однажды: в «Охоте за «Красным Октябрем» — про хитроумный бунт офицеров советской суперкрутой подлодки накануне перестройки и потенциальный конфликт двух сверхдержав, который Райан же и сдержал. С русской политической верхушкой он в кино не сталкивался никогда. В новом фильме про Райана, демонстрирующем начало его карьеры, мы впервые видим, что русские в лице олигарха-патриота, который не знает, что он пешка в руках кремлевских сил, стали реальными недругами США самого первого ряда (действие происходит в наши дни). Враги США пытаются обрушить экономику Америки. Наши СМИ над фильмом издевались, писали, что это попытка создать новый киносериал, конкурирующий с бондианой. Но странно не замечать, что фильм содержит серьезное высказывание о России, которая осознанно противопоставляет себя существующему миропорядку и несет угрозу цивилизации.

В фильме «Поиск» русские — абсолютное зло, а чеченцы — абсолютное добро. На фото — артист Максим Емельянов В мае в конкурсной программе Каннского фестиваля был продемонстрирован еще один жестко антироссийский фильм — англоязычный «Поиск» Мишеля Хазанавичуса, который прежде был юмористом и получил пять «Оскаров», включая главные, за своего черно-белого немого «Артиста» — фильм про слом Голливуда и системы прежних голливудских звезд, когда кино вдруг стало звуковым. На сей раз Хазанавичус решил высказаться на тему второй русско-чеченской войны и сделал фильм, откровенно говоря, дурацкий, потому что он совсем уже черно-белый: все чеченцы — белые ангелы. Все русские — черные ангелы смерти. В фильме есть только один хороший русский солдат, но и он становится сволочью и циником под влиянием своего кровавого окружения. „  

В фильме есть только один хороший русский солдат, но и он становится сволочью и циником  

”  Можно представить, как взорвался бы при виде «Поиска» величайший российский режиссер XXI века покойный Алексей Балабанов. В конце концов, в России было много действительно хороших и честных фильмов про чеченскую войну: прежде всего «Блокпост» и балабановская «Война», а также «Кавказский пленник», «Живой», фильм Абдрашитова «Время танцора» и многие другие. Самое интересное, что «Поиск» не приняла и каннская пресса: фильм на фестивале провалился. Ведь в нем нет никакого контекста второй чеченской войны, в частности, подробностей ее начала (взрывов домов в России, крайне странных игр Березовского и Басаева, в итоге приведших к власти Путина), а разделение наций на хорошие и плохие столь прямолинейно, что его (как выяснила в ходе опроса коллега с французского интернационального радио) не приняли прежде всего кинокритики из мусульманских государств, которых не устроило столь сострадательное отношение фильма к хорошо известным им чеченцам. Но дело не в конкретном фильме. Дело в факте. Мировой кинематограф все сильнее настраивается против нынешних российских властей и их политики. Псевдо-Путин и НАТО Очевидно, что эта тенденция будет приводить и к казусам-анекдотам. Пример такого анекдота — уже упомянутый и только что вышедший «Человек ноября». Запад и западный кинематограф про нас, с одной стороны, знают, а с другой, — ни черта не ведают. Фильм с Пирсом Броснаном в виде отставного цэрэушника, который одинаково активно мочит и наших эфэсбэшников, и американских спецагентов полон такой лабуды, что за голову хватаешься. (Становящаяся все утонченнее от фильма к фильму Ольга Куриленко играет здесь чеченку, «перекрасившуюся» во француженку). Режиссер фильма Роджер Дональдсон явно что-то читал про Чечню, и в фильме даже упоминается взрыв дома с русскими солдатами, который позволил России начать вторую чеченскую кампанию (хотя про Басаева и Дагестан речи нет). Но сейчас у вас волосы встанут дыбом. Знаете, кто развязал, используя взрыв многоэтажки с солдатами, вторую чеченскую войну в 1999 году? Генерал Аркадий Федоров, который сейчас, в наши дни, и собирается стать новым президентом России. Знаете, с помощью кого? Тут фильм развивает такую теорию заговора, что никому ничего подобного даже в дурном сне не виделось. С помощью ЦРУ, представители которого и притворялись в 1999-м чеченскими террористами, взорвавшими дом в Буйнакске. Потому что и ЦРУ, и генерала Федорова интересовали несметные залежи чеченской нефти (которые, как известно, невелики).

В фильме «Человек ноября» Ольга Куриленко сыграла чеченскую девушку Думаете, все? Ничего подобного. Знаете, почему персонаж Броснана мочит и своих, и чужих? Потому что ЦРУ до сих пор за генерала Федорова и оберегает его подлые тайны. Ведь с их помощью можно будет контролировать и самого Федорова — грядущего президента России, а этот Федоров, который насиловал во время войны чеченских девушек, будет ратовать за изменение мирового порядка — вступление России в НАТО. Вообще, конечно, удивительный фильм. Все плохие парни (из России, из ЦРУ) — за вступление России в НАТО. Все хорошие — против и не дают этому осуществиться. Грядущий президент России, военный преступник и насильник чеченских девушек Аркадий Федоров — как бы Путин. Так как именно он развязал Вторую чеченскую. Но списан он с единственно известного Западу (в смысле девушек) Буданова, то есть никак не Путина. Вдобавок это, выходит, политический соперник Путина, ведь он идет на выборы, чтобы захватить его власть. Бог с ним, с фильмом и его конкретными нестыковками. Главное: он третий раз в этом году убеждает в том, что Россия добилась отрицательного отношения к себе даже в кино. И дальше легче не станет — никакое МИА «Россия сегодня», состоящее из политических ботов, делу уж точно не поможет. Совет Федерации, кстати, озаботился негативным имиджем России в мировом кино. Один из его представителей, которого лишний раз упоминать не хочется, предлагает запретить в российском прокате все иностранные фильмы, «демонизирующие» (слово из Совфеда) образ России. Проблема в том, что если наша политика будет развиваться так же, как сейчас, то запрещать придется чуть ли не каждый десятый фильм.  фото: Anatoliy Vorobev, Paramount Pictures/AP Photo,  Aleksandr Letic, Relativity Media/AP Photo


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.