Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Сюжеты

#Кино

Цитадель под названием «Оскар»

05.10.2013 | Галицкая Ольга

В массовый прокат выходит «Сталинград» Федора Бондарчука

Тиражом 2 тыс. копий в массовый прокат выходит «Сталинград» Федора Бондарчука — фильм о великом сражении на Волге. The New Times разбирался, кто выиграл и кто проиграл от выхода ленты в свет

Бой за Сталинград в технологии IMAX Итак, с третьей попытки, похоже, создан наконец «великий фильм о великой войне»*. Тот, что должен устроить всех: власть, продюсеров, зрителей.  *С этим рекламным слоганом вышел сначала фильм «Утомленные солнцем-2: Предстояние», потом его продолжение — «Цитадель». Премьера прошла с шиком и блеском. По красной дорожке прошли не только все сколько-нибудь известные российские режиссеры и артисты, но и Рамзан Кадыров, Павел Астахов, Владислав Сурков. Министр Мединский счастлив: вот он, наш фильм, достойный «Оскара». Рядовой зритель ликует в фейсбуке: «Это не ретро для 45+ и не беспредел а-ля Тарантино. Это не «Спасение рядового Райана» и не «Горячий снег». Но элементы каждого почерка присутствуют. Эпизод величайшего и трагического события Великой Отечественной описан языком понятным, высокотехнологичным, с элементами гротеска. Буржуи так никогда не снимут». Война в 3D Утомившие публику «Предстояние» и «Цитадель» Никиты Михалкова в прокате провалились. За первых «Утомленных солнцем» Михалков в 1994 году получил «Оскар», дальнейшие попытки продвинуть на вожделенную премию военные фильмы успеха не имели. Ни продолжение «Утомленные солнцем-2: Предстояние», ни «Белый тигр» Карена Шахназарова, ни «Край» Алексея Учителя, которые Россия предлагала для рассмотрения Американской киноакадемии, не попали даже в лонг-лист. «Сталинград» в формате IMAX 3D должен компенсировать потери — моральные и материальные. Режиссер Федор Бондарчук и его опытные продюсеры Александр Роднянский, Дмитрий Рудовский, Антон Златопольский, Сергей Мелькумов решили покорить российский и мировой прокат, а главное — цитадель под названием «Оскар» тем, что впервые в мире сделали фильм о реальной военной трагедии в формате, предназначенном для совсем других жанров и целей. Специальная продвинутая технология придумана для фэнтези, космических путешествий на далекие планеты, приключений разных мутантов вроде человека-паука и звездных войн. „  

Продвинутая технология придумана для фэнтези, космических путешествий на далекие планеты, приключений разных мутантов  

”  Технология 3D делает предметы объемными и приближает их к зрителю. Этот эффект создается при помощи специальных кинокамер с прикрепленными к ним наклонными зеркалами и последующего программирования изображения, рассказывает нам подробный и действительно объемный пресс-релиз. Одна камера снимает напрямую, другая — через зеркальное отражение. Аналогичное оборудование было использовано для съемок «Нового человека-паука» и такого же популярного фильма «Хоббит: Нежданное путешествие». Как объясняет Грег Фостер, президент компании IMAX Entertainment, выпускающей фильм в российский прокат в кинотеатрах IMAX 3D, «формат разработан специально для того, чтобы зрители могли совершить путешествие туда, где они и не мечтали побывать». Продюсер с российской стороны Сергей Мелькумов напоминает, что про этот формат не принято говорить «посмотри», предлагают иначе — «испытай фильм». Испытание трудное. Вряд ли кто-то всерьез мечтает оказаться наяву в жутком месиве Сталинградской битвы, когда только от одной стрелковой бригады в восемь тысяч человек за десять дней боев осталось в живых не более трех сотен. Но сегодняшних зрителей в массе своей не заставишь читать воспоминания очевидцев битвы за Сталинград. Как и изучать хронику событий 1942 года или хотя бы главы из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», на основе которых сочиняли свой сценарий Илья Тилькин и Сергей Снежкин. Это требует серьезных затрат времени, сердца и ума. Значит, надо снимать масштабную сказку, величественное полотно, возвышенную легенду — так, видимо, по ходу создания фильма решили авторы. На фоне Гроссмана Описание Сталинградской битвы в романе Гроссмана сценаристы взяли за основу своих фантазий, как и любовную линию немецкого капитана Петера Кана и девушки Маши, разыгранную американским актером родом из Германии Томасом Кречманном и Яной Студилиной. Пятерых героев, охраняющих от вторжения дом, за которым Волга, и 19-летнюю Катю придумали специально для фильма. Их сыграли Петр Федоров, Андрей Смоляков, Дмитрий Лысенков, Сергей Бондарчук, Алексей Барабаш и Мария Смольникова.

Кадр из фильма. Маша — Яна Студилина, Петер Кан — Томас Кречманн По части величественности фильм, с изображением IMAX размером в тот самый дом, который защищали наши солдаты, безусловно, победит конкурентов в прокате. Немудрено. Весь экшен в фильме, симуляция огня и дыма, имитация разрушений, трехмерная аниматика, компьютерная графика сделаны увлеченно, зрелищно и с большим размахом, бюджет отработан на славу. За образец брались исторические фэнтези Зака Снайдера «300 спартанцев» и «Запрещенный прием». „  

«Новая мифология проста: необходимо отлакировать «духовные скрепы» до полного глянца»   

”  Сцена переправы через Волгу, когда на противоположном берегу полыхает пожаром Сталинград, ни в чем не проигрывает многомиллионным блокбастерам. Наверное, поэтому, когда в списке фильмов, предложенных российскому оскаровскому комитету для обсуждения, в последний момент появился «Сталинград», тут же оказались задвинуты чемпион российского проката «Легенда № 17», победитель многих фестивалей «Майор» Юрия Быкова, анимационная «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелии, которую предлагал отправить на «Оскар» глава Союза кинематографистов России Никита Михалков. Правда, как признаются некоторые члены российской оскаровской киноакадемии, не все успели посмотреть «Сталинград» до обсуждения. Кто-то был в отъезде, но решение надо было принимать срочно, и пришлось голосовать по телефону, не глядя. «Ну а что тут такого, — сказала мне одна известная актриса, — все равно же его выдвинут, какая разница». И она права: сегодня только грандиозному сооружению новейшей эпохи, виртуальному памятнику Великой Отечественной войне, на которой до сих пор висит обязанность объединять нашу многострадальную страну, может быть открыта дорога к соревнованиям на главную мировую кинонаграду. И тут уже не важно, что герои «Сталинграда» не говорят и не действуют как живые, теплокровные люди, а сплошь изрекают заезженные сентенции и пошлые афоризмы, что они походят на персонажей оперного спектакля. Неспроста среди руин несчастного, замученного города слышен ангельский голос Анны Нетребко, ее вокализ на музыку всемирно известного композитора Анджело Бадаламенти. А контуженный, потерявший голос солдат, бывший до войны известным тенором, вдруг запел. У бойцов красиво размазана кровь на ранах, на лице голодной и холодной Кати, чудом выжившей в одиночку в полуразрушенном доме, приятный тональный крем, а другая русская девушка Маша, в которую влюбился немецкий офицер, радует ухоженными и тщательно уложенными волосами. Еще лучше ее белоснежное тело, когда Маша красиво лежит, изнасилованная немцем, тут она похожа прямо-таки на Данаю. Технология и мифология К чему эти придирки, не соглашаются поклонники фильма, ведь это кино для тех, кто почти ничего не знает о войне, а еще «про фильм интересно думать, как он устроен технологически и идеологически». Технологически устройство «Сталинграда» можно считать идеальным. Редкая в нашем кино профессия стереограферов освоена полностью. Спецэффекты, объемное изображение, декорации, над которыми поработали 400 специалистов, взрывы, танки, беспримерное для мирового экрана количество одновременно горящих людей в кадре — все изумительно качественно и профессионально. Знаменитый супервайзер Мэттью Блю, один из создателей великолепного изображения «Восстания планеты обезьян», восхищен сотрудничеством с российской киногруппой. Если поначалу у Федора Бондарчука было, по его словам, желание приблизить к зрителям не такое уж далекое прошлое и дать возможность на своей шкуре почувствовать, что пережили советские люди, сражаясь за Родину, то теперь он утверждает, что его задачей было создание новой мифологии. Разве не миф заключительная фраза закадрового рассказчика о том, что «благодаря отцам, победившим в самом кровопролитном сражении в истории человечества, мы живем, не зная войны»? Это о России, пережившей новые войны в Чечне и Южной Осетии. Новая мифология проста: необходимо отлакировать «духовные скрепы» до полного глянца. Победа в Великой Отечественной войне — наше все. Только не надо глубоко погружаться в ее ужасы, зверства, неприглядность, не надо нелицеприятной правды. Все должно быть эффектно. Стереоэффектно. В новейшем формате. 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.