#Сюжеты

#Афиша

Какое кино смотреть летом

23.04.2013 | Гладильщиков Юрий

Лето — самый насыщенный киносезон года. Причем у прокатчиков начинается оно уже в мае. Что интересного ждет в это время тех, кто интересуется кино и хотя бы немного в нем разбирается — рекомендации от The New  Times

Кадр из фильма «Великий Гэтсби». Режиссер Баз Лурман В списке фильмов, которые заранее хочется посмотреть (хотя ожидания, естественно, оправдываются не всегда), больше всего картин американских. Для Голливуда период с мая по сентябрь — самый урожайный в году. Но грядут и сюрпризы из других стран, в том числе от режиссеров-мэтров. К сожалению, не из России. Наши фильмы, выходящие этим летом, энтузиазма не вызывают. *Данный список составлен на основе прокатных планов, опубликованных в середине апреля. Российский прокат увертлив. Мы ориентируемся на российские прокатные планы, опубликованные в середине апреля, как российская политика, так что даты выхода каких-то картин наверняка изменятся*. К тому же в афише через месяц-другой могут возникнуть и другие привлекательные названия. Впрочем, таковых и сейчас много. Даже вычеркнув сиквелы («Железный человек-3», «РЭД-2» etc.: вы и без нас знаете, чего от них ожидать), автор этих рекомендаций с ужасом обнаружил, что не может не обратить внимания почти на тридцать картин. Написать про все было немыслимо: журнал не безразмерен. Вот наш список рекомендаций после окончательного просеивания. Май 9 мая — «Отвязные каникулы» (в оригинале Spring Breakers) Хармони Корина (США). Корин, вчерашний киновундеркинд, прославившийся сценарием фильма «Детки» о подростковой сексуальности (его в 1995-м снял скандалист Ларри Кларк), к своим сорока годам стал тем редким режиссером, кого относят к культовым. В кино это значит, что он широко известен в узких кругах истинных знатоков. Его фильмы «Гуммо», «Осленок Джулиэн», «Мистер Одиночество» сторонятся голливудских стандартов. Это подлинное американское независимое кино — есть, если кто не слышал, такой кинотермин. Новый фильм Корина — о четырех подругах из колледжа, которые на каникулах отправились за приключениями и поисками свободы (чтобы раздобыть денег на поездку, они грабят закусочную — и это только начало) — вызвал единодушный восторг русских критиков на прошлогоднем фестивале в Венеции. Отдельной радостью было то, что он случайно срифмовался с нашей действительностью: в нем есть эпизод с главными героинями в розовых балаклавах а-ля Pussy Riot. 16 мая — «Великий Гэтсби» База Лурмана. Экранизация одноименного романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда про ревущие американские 20-е (эпоху джаза, подъем экономики), быт и трагедии богачей. Роман признан одним из главных литературных достижений XX века. Какой окажется экранизация, судить пока трудно. Но оптимизм вызывают: а) имя режиссера: австралиец Баз Лурман знаменит фильмами «Ромео + Джульетта» и «Мулен Руж», б) звездное трио Леонардо Ди Каприо — Кэри Маллиган — Тоби Магуайр в главных ролях, в) тот факт, что «Великий Гэтсби» станет фильмом открытия очередного Каннского кинофестиваля — у Канна обычно хороший вкус. Подарок нам: мировая премьера в Канне (15 мая) опередит первую демонстрацию фильма в московских кинозалах часов всего-то на двенадцать. Владивосток — и вовсе в дамках. 16 мая — «Девушка и смерть» голландца Йоса Стеллинга. Новая работа классика европейской режиссуры Стеллинга, автора «Иллюзиониста», «Стрелочника» и «Летучего голландца» — копродукция России, Нидерландов и Германии. В фильме звучит русская речь, а среди исполнителей главных ролей — любимые Алексеем Балабановым Леонид Бичевин, Сергей Маковецкий, Рената Литвинова и даже легендарная Светлана Светличная. Действие этого фильма про любовь и трагедии молодости (назовем фильм обманчивым наследником традиций костюмного кино) разворачивается в трех временах: конце XIX века, 50-х годах XX и в современности. 23 мая — «Я очень возбужден» испанского классика Педро Альмодовара. На сей раз Альмодовар, все еще не устающий удивлять (хотя есть и те, кто из глупого снобизма сбросил его с корабля современности), сделал нетипичный для себя фильм о неисправном самолете, пассажиры которого перед возможной гибелью решают — вслед за веселыми стюардами — петь и танцевать. Про такие фильмы принято говорить: шутка гения. Зато жанр типичен для Альмодовара: это комедия в ситуации «по-над пропастью, по самому по краю». В одном фильме — добрая половина испанских звезд: Пенелопа Крус, Антонио Бандерас, Сесилия Рот, Пас Вега и др. 30 мая — «Великий мастер» гонконгского мэтра Вонга Карвая. Этот фильм Великого Киномастера (русское название своего фильма он лично утвердил только что) ожидали лет пять. Но Мастер никак не мог его завершить. Право, лучше бы и не завершал. Знаете стиль Вонга Карвая? Он определяется словом «красиво». Причем красиво не всегда сочетается с «понятно». «Великий мастер» (посвященный историческим гениям кунг-фу) — это очень-очень красиво. И абсолютно непонятно. Это самоупоение собственной авторской манерой, которая была хороша лет двадцать назад, когда Карвай снимал на пленку, и стала казаться странной, когда все красивости Великий Мастер начал создавать на компьютере. Но не рекомендовать этот фильм невозможно. Тем более что у вас может возникнуть о нем совсем иное мнение. Июнь 6 июня — «К чуду» от «американского Германа» Терренса Малика. Чуть ли не по сто лет готовя свои предыдущие картины, прямо как наш Алексей Герман-ст. (особенно «Тонкую красную линию» и последнее «Древо жизни»), американский классик Терренс Малик вдруг набрал творческий темп и выпускает летом две подряд картины. А следом, до конца 2014-го, обещает еще две. В «Древе жизни» Малик пытался понять суть жизни, теперь — суть любви во всех ее противоречиях, изменах и испытаниях. По красоте новый фильм не уступает предыдущему. По степени запутанности и пафосности — тоже. Актерский состав межнациональный: Ольга Куриленко (она тут почти главная), Рейчел Макадамс (но ее работу Малик почти вырезал), Бен Аффлек, Хавьер Бардем. Сочтете ли вы этот фильм гениальным либо никудышным — предсказать трудно. 6 июня — «Что-то в воздухе» французского мэтра Оливье Ассаяса. Надоело напоминать, кто что снял. Сами узнайте в интернете, что сделал Ассаяс (если не видели ни одной из его картин, значит, вы пока еще не настоящие киноманы). В фильме, хорошо принятом в прошлой Венеции, привлекает уже то, что он погружает нас в познавательный хаос политической борьбы во Франции начала 1970-х, когда тамошняя молодежь боготворила Ленина, Троцкого и Мао, а любовь к коммунизму казалась неотделимой от любви к девушкам, американской рок-музыке и кинематографу. Но упоение борьбой быстро сменилось разочарованием и рождением эскапизма — стремлением попросту закрыть глаза на политическое дерьмо и все стандарты общества. 27 июня — «Война миров Z» успешно работающего в Голливуде немца Марка Форстера (принесший «Оскар» Холли Берри «Бал Монстров» и предпоследний фильм бондианы «Квант милосердия»). Фильм на популярную сейчас тему про зомби. На самом деле популярных тем две: зомби и вампиры. Гарантия того, что фильм станет одним из самых успешных летних блокбастеров, — Бред Питт в главной героической роли, а также сюжет: зомби овладели не какой-то отдельной территорией (Англией, например, как в «28 днях спустя» Денни Бойла), а всей планетой, и никто из оставшихся людей не ведает, как с ними сладить. Истинно война миров, но необычная. Автор этих строк, при всей любви к арт-хаусу, посмотрит сей коммерческий фильм непременно. 27 июня — «Элитное общество» талантливой папиной дочки Софии Копполы. Все четыре прежние работы дочери Фрэнсиса Форда Копполы («Девственницы-самоубийцы», «Трудности перевода», «Мария Антуанетта», «Где-то») не похожи одна на другую и артистичны. Объединяющее: все заставляют задуматься о социально-политических проблемах. Очевидно, заставит задуматься и новый фильм, который рассказывает о банде реальных грабительниц, совершавших в конце 2000-х успешные набеги на виллы голливудских звезд, у которых одной только элитной обуви в шкафу две-три сотни пар. Июль 4 июля (День независимости, когда в Америке выходят главные летние хиты) — «Одинокий рейнджер» Гора Вербински с Джонни Деппом. Готов поспорить, что он станет одним из самых кассовых в 2013 году. В День независимости иных картин не выпускают. Постмодернистский вестерн о легендарных блюстителях закона на Диком Западе: официальном и не очень, белом и индейце. Политкорректность добавит фильму прокатных баллов. Догадайтесь, кто сыграл индейца, если у фильма детский рейтинг 6+, а Гор Вербински был режиссером трех первых «Пиратов Карибского моря», а потом и мультика «Ранго», которому отдал свой голос Джонни Депп.

4 июля — «Вне закона» Терренса Малика. Давайте сначала посмотрим предыдущий фильм Малика «К чуду» (см. 6 июня), а потом уже начнем спорить об этом. Ведь Малик непредсказуем, и даты выхода его картин непредсказуемы тоже. Просто отметьте, что такой фильм есть. Точнее, должен появиться. 4 июля — «Нимфоманка» лучшего (по мнению многих) и самого отвратительного (по убеждению многих других) режиссера современности датчанина Ларса фон Триера. Все фильмы Триера, включая последнюю «Меланхолию», до самого первого показа были окружены тайной. Вот и над этим — занавес духов и туманов. Сам Триер утверждал, будто он порнографический, но этому режиссеру стоит доверять с осторожностью. Не потому, что он плут, а потому, что фантазер. Роликов фильма даже на рекламных киносайтах до сих пор нет. Зато там висит анонс: «Это светлая и поэтичная история эротических переживаний женщины от рождения до пятидесятилетия, рассказанная от лица главной героини, женщины по имени Джо, поставившей себе диагноз — нимфомания. Холодным зимним утром Селигман, немолодой одинокий холостяк, натыкается в переулке на Джо, избитую и находящуюся в полубессознательном состоянии. Доставив женщину домой, он рассматривает ее раны и задается вопросом, как дошла она до жизни такой. Джо рассказывает Селигману историю своей насыщенной молодости, изобилующую параллельными сюжетами и неожиданными отступлениями». Но я бы этому анонсу не доверял тоже. 4 июля — «Пена дней» франко-голливудского режиссера Мишеля Гондри. Вот еще сюрприз года, экранизация почти невозможной для воплощения на экране сюрреалистической философской мелодрамы Бориса Виана. Ее уже переделывали для экрана, даже радикально (японцы, например). Интересно, что сотворил Гондри. Ведь про него до сих пор непонятно: то ли он талант, то ли дилетант. Он, например, режиссер (и обладатель «Оскара» как соавтор сценария) изумительной фантасмагории «Вечное сияние чистого разума». Но заодно создатель других, куда менее впечатляющих и умных фантасмагорий (жанра, в котором он спец). Поглядим. В главных ролях влюбленной четы, которая из-за болезни молодой жены становится несчастной, те двое французских актеров, которых отобрал бы сегодня для этой экранизации любой здравомыслящий режиссер: Ромен Дюрис и Одри Тоту.

25 июля — «Внутри Льюина Дэвиса» любимцев мировой продвинутой аудитории американцев Итана и Джоэла Коэнов. Неожиданная работа для культовых братьев Джоэла и Итана — не саркастический триллер, а драма о жизни фолк-певца, пытающегося сделать карьеру в Нью-Йорке. В частности, в клубах Гринич-Виллиджа (у нас обычно пишут Гринвич) — района обитания интеллектуалов и прочей богемы, обожаемого и не раз изображенного в своих картинах Вуди Алленом. Больше пока не скажем ничего. 31 июля — «Камилла Клодель» французского гиганта Бруно Дюмона. Стоит напомнить и кто такой Дюмон — редкий дважды обладатель Гран-при Каннского фестиваля за фильмы «Человечность» и «Фландрия» (там это второй по значению приз, а не первый). И кто такая Камилла Клодель — феноменальный скульптор, уничтожившая большинство своих работ. Долгие годы — ученица, любовница и муза самого главного скульптора рубежа XIX–XX веков Огюста Родена, проведшая в психлечебнице по непонятному настоянию семьи тридцать последних лет — с марта 1913-го вплоть до смерти в октябре 1943-го. Фильм демонстрирует ее пребывание там в 1915-м, когда она верит в скорое освобождение. Кошмар — смотреть этот фильм. Ведь Дюмон — радикал: сумасшедших играли реальные сумасшедшие — и каково при этом было на съемочной площадке исполнительнице главной роли Жюльет Бинош? Август 22 августа — альманах «Невидимый мир». Альманахи, созданные из новелл, снятых разными режиссерами, редкое явление в кинематографе. Этот, деньги на съемки которого дали бразильцы, посвященный тайнам времени и пространства, замечателен уже тем, что среди его создателей такие мэтры, как Атом Эгоян, Вим Вендерс, Маноэль де Оливейра (старейший классик кинопланеты, которому сейчас 104 года), трагически погибший в прошлом году во время съемок своего очередного фильма Тео Ангелопулос, а также, например, тоже выступивший в роли режиссера популярный у нас в 80-е польский актер Ежи Штур. Каким оказался результат, можно лишь догадываться. И напоследок, 29 августа «Мачете убивает» друга Квентина Тарантино — Роберта Родригеса. Что уж тут сказать? Кто видел фильм Родригеса «Мачете» с тем же, что и в новом фильме, Денни Трехо в главной роли, где кровь лилась рекой, но порождала в зале чувства самые позитивные (ведь, по сути, это был балет — балет пуль и ножей), оценят и новую картину. Чистое киноманское удовольствие!


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.