#Сюжеты

#Кино

Райский «Оскар»

29.09.2016 | Долин Антон | №31 (419) 26.09.16

Российский «оскаровский» комитет решил отправить на соискание премии Американской киноакадемии ленту Андрея Кончаловского «Рай»

Андрей Кончаловский на красной дорожке Венецианского фестиваля  с женой Юлией Высоцкой и сыном Петром. Оба сыграли в фильме. Фото: tiziana fabi/afp

Российский комитет, принимающий решение о выдвижении фильма на соискание «Оскара», — явление загадочное. Никто точно не знает его полного состава и тех параметров, по которым туда можно попасть. У него нет официального сайта. Принцип выбора картин-претендентов неясен. Неизвестно, тайное или явное голосование. И даже его дата нестабильна: о том, что тот или иной фильм выдвинут на «Оскара», общество узнает сюрпризом. А «почему именно он», остается только догадываться.

Правда, не в случае с патриархом отечественного кино Андреем Кончаловским. Он редкий режиссер, сделавший успешную карьеру и в СССР, и в Голливуде. Даже и в Европе, если считать многочисленные фестивальные призы. «Рай», к примеру», только что получил «Серебряного льва» в Венеции за лучшую режиссуру. Причем второй раз подряд: два года назад предыдущая лента Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» уехала из Венеции с той же престижной наградой.

Тогда наш «оскаровский» комитет тоже собрался выдвинуть Кончаловского, но тот неожиданно взял самоотвод, объяснив это резко негативным отношением к доминированию американского кинематографа в мире. Довольно странный аргумент от режиссера, снявшего некоторые лучшие свои фильмы в Штатах. Неудивительно, что прагматики искали другие причины отказа. Например, благородное нежелание становиться на пути Андрея Звягинцева и его «Левиафана», у которого действительно было больше шансов. Или трезвое понимание того, что экспериментальный полудокументальный фильм о русской деревне может не понравиться киноакадемикам.

Юлия Высоцкая сыграла в «Рае» русскую аристократку, жертвующую собой  ради еврейских детей. Фото: kinopoisk.ru

Так или иначе время прошло, и мотивы Кончаловского резко изменились. Сегодня он утверждает, что критическое отношение к России во всем мире, и особенно в Америке, — дополнительный стимул для участия в борьбе за «Оскар». Режиссер, по его собственным словам, таким образом хочет воспротивиться попыткам «переписать историю». Например, напомнить о роли русских во Второй мировой войне.


 

Виктор Сухоруков (слева) в «Рае» преобразился в Генриха Гиммлера. Фото: kinopoisk.ru

«Рай» — фильм о Холокосте. Редкий, если не уникальный, случай для российского кино, где так много снимали о Великой Отечественной, но практически ничего — о геноциде евреев. В основу сценария «Рая» легла история русской аристократки-эмигрантки, которая укрывала в своем парижском доме еврейских детей. Ее арестовали, отправили в концлагерь. Там и погибает героиня Кончаловского, роль которой сыграла муза и жена режиссера Юлия Высоцкая. С формальной точки зрения черно-белый и строгий фильм весьма причудлив: герои (среди них также немецкий идейный красавец-эсэсовец и французский полицейский-коллаборационист) дают интервью о своих жизнях и смертях у врат рая.

Два года назад «Оскара» взял другой восточноевропейский черно-белый фильм о Холокосте — «Ида» Павла Павликовского; но повышает это шансы Кончаловского или, наоборот, понижает, поскольку академики не захотят повторяться, непонятно

На вопрос о гипотетических шансах «Рая» пока ответить нечего — ведь неясно, с кем Кончаловскому предстоит состязаться. Пока лишь некоторые страны определили, кого отправят за «Оскаром». Допустим, два года назад «Оскара» взял другой восточноевропейский черно-белый фильм о Холокосте — «Ида» Павла Павликовского; но повышает это шансы Кончаловского или, наоборот, понижает, поскольку академики не захотят повторяться, тоже непонятно.

Факт лишь в том, что в Венеции наш режиссер-ветеран получал награды многократно, там его любят: с юношеского «Бронзового льва» за «Мальчика и голубя» и «Золотого льва» для «Иванова детства» Тарковского, куда Кончаловский писал сценарий, до Гран-при за «Дом дураков» и двух «Серебряных львов» в последние годы. А вот на «Оскара» в номинации попадал только один его фильм. В далеком 1985-м его «Поезд-беглец» претендовал на премии за две актерские работы и монтаж. Но ничего не получил. Может, на этот раз больше повезет.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.