#Сюжеты

#Театр

С мамой о прекрасном

06.01.2017 | Ларина Ксения, «Эхо Москвы» — специально для The New Times

Гастроли «Коляда-Театра», внешкольное прочтение классики, детские спектакли серьезных режиссеров — театральная карта премьер и событий первых дней 2017 года

«Весна советская» («Коляда-Театр», Екатеринбург, режиссер Николай Коляда) —  ироничное путешествие по советским опереттам

Главное событие января — традиционные большие гастроли екатеринбургского «Коляда-Театра», которые проходят в Москве ежегодно в течение многих лет, невзирая на финансовые трудности и политические вьюги. Каким-то непостижимым образом Николай Коляда умудряется привезти в Москву практически весь репертуар и играть в ежедневном режиме, иногда и по два-три спектакля в день.

И снова Коляда

Театральный центр на Страстном на две с лишним январские недели (с 13 по 31 января) превращается в фан-клуб самого известного и самого нахального уральского театра. Спектакли Коляда ставит быстро, держит их в репертуаре долго, получает бесконечные тычки и затрещины от серьезных критиков и оглушительные овации зрителей. Да, «Коляда-Театр» опасно балансирует на самом краю пропасти, отделяющей искусство от балагана, но хитрый гуру этой «секты» обладает уникальным художественным мышлением, которое позволяет ему творить безоглядно, бесшабашно, нагло, рискованно. В репертуаре театра — практически вся мировая драматургия от Шекспира до Чехова и, конечно, пьесы самого Николая Коляды, который по-прежнему остается ведущим современным русским драматургом (и наставником современных драматургов). Среди премьер грядущих гастролей обратите внимание на «Пиковую даму» (Пушкин написал, Коляда придумал) с Олегом Ягодиным в роли Германна, «Старосветскую любовь» (Гоголь написал, Коляда придумал) с Тамарой Зиминой и Сергеем Федоровым в роли старосветских помещиков, на «Весну советскую» (по мотивам советских оперетт), навеянную всеобъемлющей любовью россиян к эпохе советских 50–60-х, и на «Москву-Петушки», поставленную очень интересным режиссером Ринатом Ташимовым, руководителем екатеринбургского Центра современной драматургии. ЦСД, хоть и является, по сути, «дочкой» «Коляда-Театра», выступает со своей отдельной программой, которую можно будет увидеть в Боярских палатах (площадка СТД на Страстном бульваре). Здесь и уже прозвучавшая на региональных фестивалях «Чайка», и рок-н-ролльный «СашБаш» с Олегом Ягодиным, и пронзительный монолог Тамары Зиминой «Девушка моей мечты». Учитывая, что гастрольная жизнь российских театров у нас сводится к одноразовым показам в рамках «Золотой Маски», январский марафон екатеринбуржцев — настоящий подарок московской публике.

«Кролик Эдвард» (РАМТ, режиссер Рузанна Мовсесян) признан лучшим спектаклем для детей

Спектакли Коляда ставит быстро, держит их в репертуаре долго, получает бесконечные тычки и затрещины от серьезных критиков и оглушительные овации зрителей

Московские премьеры

Московские театры к началу нового года приготовили несколько важных и долгожданных премьер.

Тимофей Кулябин, режиссер из Новосибирского «Красного факела», выпускает на сцене Театра Наций чеховского «Иванова». Это не первое обращение молодого режиссера к драматургии Чехова: одним из ярчайших театральных событий сезона стали «Три сестры», которые Кулябин привозил в Москву. Тот спектакль поразил зрителей нестандартным ходом: звук и действие существовали параллельно друг другу, словно в театре глухонемых. Предстоящий «Иванов» уже притягивает звездным актерским составом: Евгений Миронов в заглавной роли, Чулпан Хаматова в роли Сары, Елизавета Боярская — Саша, Дмитрий Сердюк — доктор Львов. «Иванов», как и предыдущие работы Кулябина (включая скандальный «Тангейзер»), наверняка породит ожесточенные споры.

«Гоголь-центр» продолжает свой поэтически-драматический цикл «Звезда», посвященный памяти пяти гениальных поэтов Серебряного века. «Ахматова. Поэма без героя» — это третий спектакль серии, в которой уже есть «Пастернак. Сестра моя жизнь» (режиссер Максим Диденко) и «Мандельштам. Век-волкодав» (режиссер Антон Адасинский). И если первые два спектакля отличают прежде всего образы пластические, визуальные, то «Ахматова» — это Звук, Слово, Голос. Голос и интонация потрясающей актрисы, безусловной примы театра поэтического — Аллы Демидовой. Демидова не впервые работает с этим литературным материалом, но режиссерская фантазия Кирилла Серебренникова перенесла актрису в иную художественную среду, где голос ее зазвучал трагическим эхом эпохи.

Для детей и взрослых

Обязательные утренники репертуарных театров давно ушли в прошлое — государственные коллективы освободились от этой советской повинности больше двадцати лет назад. Но вот прошло время, и детские спектакли вернулись на взрослые площадки. Не по чьей-то разнарядке, не по приказу чиновников, не по распоряжению департаментов — по своей доброй воле. Эта сердечная тяга к общению с младшим поколением уже сотворила несколько подлинных шедевров, на которые ломятся и дети, и взрослые.

«Евгений Онегин. Своими словами» (Школа драматического искусства, реж. Дмитрий Крымов) — нескучная классика

«Кролик Эдвард» Рузанны Мовсесян стал настоящим хитом Российского академического Молодежного театра (РАМТ), получил высшую независимую зрительскую награду — «Звезду Театрала» — как «лучший спектакль для детей». Рузанна нащупала какие-то потайные струны, соединяющие души детей и взрослых, и сыграла на них пронзительную, нежную мелодию любви и светлой печали, от которой никто не прячет слез — ни взрослые, ни дети. Это волшебная, «хрустальная» работа, с которой долго не захочется расставаться.

Дмитрий Крымов продолжает уникальный проект «Своими словами», триумфально открывшийся «Евгением Онегиным». На этот раз классическую поэму Гоголя «Мертвые души» артисты Школы драматического искусства перескажут по-своему, оттолкнувшись от известного факта — сюжет автору подарил Пушкин. Секрет этого неожиданного подарка откроется перед зрителями во всей своей веселой и мистической фантасмагории, которая поможет учащимся старших классов освободиться от набивших оскомину школьных штампов, а взрослым — обнаружить скрытые смыслы великого текста.

Неожиданно сентиментальным оказался один из самых трагических художников русского театра — Кама Гинкас. К новогодним праздникам он выпускает спектакль под наивным названием «Куда девалось солнышко» и пишет разноцветными карандашами на афише: «Эту сказочку для театра сочинил я, дедушка Кама Гинкас. Потому что всю жизнь слишком много занимался театром и не замечал, как зима сменяется весной, а лето — осенью. Не замечал ни неба, ни звезд, ни травы под ногами…» Этим спектаклем московский ТЮЗ открывает специальную программу — «Игры во флигеле для самых маленьких».

Отдельные детские программы есть и в очень политическом и серьезном Театре.doc — в рамках проекта «Семейный док». В этом новогоднем марафоне сказочные представления для малышей от 2 лет («Мой дорогой снеговик» и «Елка у Муми-троллей») сменяются спектаклями для тех, кто постарше («Ель Андерсен» и «Снежная королева»). Каждая работа наполнена глубоким философским смыслом, доступным пониманию маленьких зрителей, которые, впрочем, становятся здесь полноправными участниками и сочинителями.

Театр «Практика» тоже предлагает свою детскую программу: к ставшему уже традиционным «Щелкунчику» добавится новая работа под «громким» названием «Шшшшь». Ее придумали артисты Мастерской Дмитрия Брусникина, сами почти дети, поэтому и разговор со зрителями ведется почти на равных. В «Практике» накопилась уже целая россыпь детских спектаклей, и каждый из них сопровождают занятия в творческих мастерских и живое общение с артистами и их персонажами.

«Гордость и предубеждение» (МХТ им. Чехова, режиссер Алексей Франдетти) — любовный роман, ставший мюзиклом

Только любовь

Во многих семьях существует традиция отправляться в театр в самый канун праздника, за день или за несколько часов до наступления Нового года. Вот несколько рекомендаций для семейных походов.

Долгие годы любимцем праздничной публики был гомерический «№ 13» в МХТ, но в этом сезоне зрительское обожание перешло к роскошному музыкальному драматическому шоу «Гордость и предубеждение». Режиссер Алексей Франдетти умело перевел культовый любовный роман на язык романтического мюзикла: получилась вещь изящная, чувственная, наполненная живой музыкой (авторства композитора Питера Экстрома), страстными диалогами и красивыми артистами.

Новая редакция комедии Вуди Аллена «Зеркало над супружеским ложем» — это попытка соединения интеллектуального юмора с ситкомом, буффонады с триллером, что обычно привлекает публику читающую и ироничную, способную посмеяться над своими недостатками и комплексами

Театр Оперетты снимает сливки с другого культового романа: «Анна Каренина» поет и танцует при полных аншлагах под музыку Романа Игнатьева (тексты на стихи Юлия Кима). Пожалуй, это первый после «Норд-Оста» опыт музыкального прочтения отечественной классики, завоевавший зрительский успех. В центральной роли — красивая и талантливая Екатерина Гусева, идеальная модель для столь сложного жанра: в ней есть и драматический талант, и музыкальность, и женское обаяние. Семейную премьеру в новогодний вечер сыграют в новом, сверкающем здании на Сухаревской артисты Театра Табакова.

Новая редакция комедии Вуди Аллена «Зеркало над супружеским ложем» — это попытка соединения интеллектуального юмора с ситкомом, буффонады с триллером, что обычно привлекает публику читающую и ироничную, способную посмеяться над своими недостатками и комплексами. Для такого же зрителя предназначен и театральный бестселлер Театра Наций «Сказки Пушкина», в котором все наши привычные школярские представления о русской классике рушатся под напором бурной, оглушительной фантазии великого художника Боба Уилсона. Перечитать Пушкина его глазами и окунуться в черно-белый сюрреалистический мир, в котором торжествуют музыка и любовь, — это лучшее, что вы можете себе позволить в канун самой волшебной ночи в году.

Фото: kolyada-theatre.ru/nastrastnom.ru, пресс-служба РАМТ, Наталия Чебан/sdart.ru, Екатерина Цветкова/пресс-служба МХТ


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.