Номинации на 89-й «Оскар» показали абсолютный триумф одной картины. Мюзикл 32-летнего Дэмьена Шазелла «Ла-Ла Ленд» получил 14 номинаций. Столько до него заслужили лишь две картины: «Все о Еве» Джозефа Лео Манкевича в 1950 году и «Титаник» Джеймса Кэмерона в 1997-м. Безусловно, это не только знак высоких достоинств фильма, но и доказательство того, что Шазеллу удалось угадать ожидания американской кинематографии и публики.
«Ла-Ла Ленд» — это идеальный побег от неуютного сегодняшнего дня и в то же время ироничное лекарство от прекраснодушия
Вперед и с песней
В драме Манкевича «Все о Еве» Голливуд прощался со своим золотым веком, анализируя одержимость шоу-бизнеса славой и трагические последствия этой славы: неудивительно, что та лента (отозвавшаяся эхом и в «Ла-Ла Ленде») была столь восторженно встречена на «Оскарах». В «Титанике» Кэмерон провожал ХХ век, красочно живописуя одну из первых его катастроф, — то был, по сути, фильм о конце света, о всемирном потопе. Каким же образом встает в этот ряд, казалось бы, скромнейший мюзикл молодого режиссера, получивший те же рекордные 14 номинаций от Американской академии, самого авторитетного арбитра в стране и мире?
Прежде всего, Шазелл вернул на экраны один из любимых национальных жанров Америки. За последние годы мюзиклов в прокате США становилось все меньше, причем все они («Чикаго», «Мамма миа», «Отверженные», «Суини Тодд») были экранизациями популярных бродвейских спектаклей. «Ла-Ла Ленд» — оригинальный мюзикл, написанный и поставленный специально для кино. К тому же авторский: Шазелл не выполнял продюсерский заказ, а высказывал при помощи этой архаичной формы свои опасения и чаяния, помогал же ему в этом композитор Джастин Гурвиц, его университетский друг и сосед по общежитию. Таким образом, в насквозь искусственный жанр возвращена искренность.
«Ла-Ла Ленд» воюет на два фронта, ухитряясь удовлетворить непримиримых соперников. Те, кто до сих пор протестует против победы Дональда Трампа на выборах и не желает в нее верить, счастливы отказаться от осмысления слишком уж неуютной реальности и нырнуть в инфантильные грезы о старом кино и классическом джазе, которыми дышат и живут Себастьян и Миа, влюбленные герои мюзикла Шазелла. Те же, кто мечтает «вновь сделать Америку великой», услышат в «Ла-Ла Ленде» ностальгию по тем самым неполиткорректным временам национального величия (картину уже упрекнули в нехватке «этнического разнообразия» и какой-либо конфликтности). В общем, эта лента — идеальный побег от неуютного сегодняшнего дня и в то же время ироничное лекарство от прекраснодушия. Более своевременное кино и захочешь придумать, а не получится.
Не слишком белый «Оскар»
Как ни странно, теперешний триумф «Ла-Ла Ленда» вовсе не является гарантией финальной победы, хотя большинство букмекеров делают ставки именно на него. Отнюдь не каждый раз статуэтку за лучший фильм уносят лидеры по числу номинаций. К тому же в системе координат «Оскара» картины осмысленные и проблемные нередко одерживают верх над развлекательными, хотя бы даже и блестящими: так малобюджетный «Повелитель бури» в свое время победил самого «Аватара», а скромнейший «В центре внимания» легко одолел эффектного «Выжившего».
Самый серьезный конкурент мюзикла в борьбе за главный приз — «Лунный свет», поэтическая драма Барри Дженкинса о взрослении чернокожего гея-сироты в бедном районе. Даже из этого краткого описания нетрудно сделать скоропалительный вывод: апогей политкорректности, этот фильм буквально обречен на победу (и «Золотой глобус» признал лучшей драмой года именно «Лунный свет»). Американские критики настаивают: это не сентиментальная спекуляция, а оригинальная, поэтичная и глубокая картина, которая, в отличие от «Ла-Ла Ленда», не отворачивается от актуальной повестки, а ее смело анализирует. У фильма восемь номинаций, это немало.
В прошлом году разразился скандал из-за недостаточного внимания, оказанного Академией фильмам афроамериканских авторов. Намеренно или нет, но сейчас ошибка исправлена, и скандалить точно не из-за чего. Наряду с «Лунным светом» в списках номинированных кинематографистов — «Ограды», режиссерская работа Дензела Вашингтона (у него очередная актерская номинация), и яркая биографическая лента «Скрытые фигуры» о чернокожих женщинах, совершивших настоящую революцию в НАСА в 1960-х.
«Манчестер у моря» — это фильм об электорате Трампа, который американские кинематографисты-леваки совсем не знают и только начинают изучать
Тем не менее третьим по значимости претендентом на звание лучшего фильма стала другая картина. «Манчестер у моря», декларативно неброская драма Кеннета Лонергана, — история о сантехнике, который после скоропостижной смерти брата вынужден взять на себя опеку над племянником-подростком и вернуться в родной город из многолюдного Бостона. Тонкая, хоть обманчиво простая с точки зрения сюжета, эта почти чеховская по духу драма давно ходит в фаворитах, и почти никто не сомневается, что сыгравший там главную роль Кейси Аффлек (младший брат «оскароносца» Бена) получит своего актерского «Оскара».
«Манчестер у моря» — летопись жизни униженных и оскорбленных, на которых голливудское кино редко обращает внимание. По сути, это фильм об электорате Трампа, который американские кинематографисты-леваки совсем не знают и только начинают изучать. Те же слова можно сказать о жестком неовестерне Дэвида Маккензи «Любой ценой», в котором два брата грабят отделения банка, навязавшего их теперь уже покойной матери непосильный ипотечный кредит. У этой ленты четыре номинации.
Возвращение на Землю
Наравне с «Лунным светом» по числу номинаций — тоже восемь — философская научно-фантастическая картина канадца Дени Вильнева «Прибытие». За последние годы Академия постоянно отмечает фантастику: «Гравитация», «Интерстеллар», «Марсианин»… «Прибытие» отличается от них двумя важными деталями. Во-первых, действие происходит не в космосе, а на Земле. Во-вторых, среди действующих лиц уже не только люди, но и пришельцы. Главная тема фильма — налаживание невероятного контакта, попытка понять чужака. Так современная Америка пытается найти общий язык с теми, кто оказался по другую сторону баррикад после шокирующих, разделивших страну выборов.
«Прибытие» — здесь действие происходит не в космосе, а на Земле, а среди действующих лиц уже не только люди, но и пришельцы
Высоко оценив «Прибытие» как режиссерский и художественный концепт, «Оскар» неожиданно не включил в список претенденток на актерскую награду Эми Адамс, сыгравшую выдающуюся роль лингвиста-переводчицы. Вообще, список актрис выглядит довольно странно, и можно лишь догадываться, кто победит (если не вечная Мерил Стрип, получившая очередную, уже 20-ю, номинацию), — Эмма Стоун из «Ла-Ла Ленда» или, например, Натали Портман, сыгравшая вдову президента Кеннеди в драме «Джеки»? Хочется сделать ставку на самую неожиданную участницу этого конкурса, гениальную 63-летнюю француженку Изабель Юппер, для которой это первая номинация в жизни. «Она» Пола Верховена — фильм шокирующий, и не стоит удивляться, что Академия его проигнорировала, но дать приз актрисе — значит отдать должное и самой картине, провокационной и остроумной.
В анимационной номинации высоки шансы работы студии «Дисней» «Зверополис» — как-никак это не просто сказка со зверюшками, а картина о расовом и социальном разнообразии, своеобразный новейший свод эзоповых басен, в которых Америка сейчас очень нуждается. В категории «Лучший фильм на иностранном языке», хочется надеяться, победит «Тони Эрдманн» Марен Аде, немецкая трагикомедия об отношениях взрослой дочери со стареющим отцом. Эта очаровательная лента была проигнорирована каннским жюри, впоследствии Европейская киноакадемия признала ее лучшим фильмом года — очередь за «Оскаром». И мы можем болеть за нее с чистым сердцем — ведь «Рай» Андрея Кончаловского в список так и не попал.
Фото: KINOPOISK.RU