Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Сюжеты

#Музыка

От Вашингтона до Крыма

06.03.2017 | Овчинников Илья | №6-7 (436) 06.03.17

Куда податься ценителям классической музыки весной: избранные концерты и спектакли марта

Дирижер Кристоф Эшенбах руководит Национальным симфоническим оркестром США — этот пульт в свое время занимал Мстислав Ростропович. Фото: Steffi Loos/Dpa/Afp/East News

Наступившая весна готовит московским меломанам насыщенную программу классической музыки. Одно из крупнейших событий месяца — VIII Международный фестиваль Мстислава Ростроповича с тремя концертами Национального симфонического оркестра США (Вашингтон). Программа фестиваля не обойдется без Шостаковича, чью оперу «Леди Макбет Мценского уезда» Ростропович исполнял в самых разных странах мира. Сейчас вторая редакция оперы под названием «Катерина Измайлова» с успехом идет в Большом театре. Поставил спектакль Римас Туминас, который решил снова обратиться к жанру оперы — теперь уже на сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где под руководством знаменитого режиссера идут репетиции сразу двух премьер: «Царя Эдипа» Стравинского и «Замка герцога Синяя Борода» Бартока. Тем временем Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского приглашает на премьеру «Милосердие Тита», попутно представляя целый парад современных опер. А Московская филармония в двенадцатый раз проводит фестиваль «Виртуозы гитары», специальным гостем которого станет всемирно известный пианист Борис Березовский.

Где танцуют царь и герцог

Постановка «Катерины Измайловой» год назад в Большом стала для Туминаса дебютом в качестве оперного режиссера. Премьера оказалась приурочена к 80-летию печально знаменитой статьи «Сумбур вместо музыки», нанесшей тяжелейший удар по «Леди Макбет Мценского уезда», — так опера называлась в своей первой редакции. Кстати, обе редакции ставились в Большом неоднократно, и ни одна из постановок не стала безусловной удачей. По поводу версии Туминаса мнения разделились: одни утверждали, будто многострадальная опера Шостаковича наконец обрела адекватное прочтение на сцене главного театра страны. Другие были возмущены тем, что режиссер и дирижер Туган Сохиев свели к нулю страсти, бушующие в опере, полностью вытравив из нее мотивы секса и насилия. Составить мнение о постановке Туминаса еще не поздно; сходить на нее стоит хотя бы ради того, чтобы услышать замечательного тенора Джона Дашака — в двух из трех спектаклей серии он исполняет партию Сергея. Отрадно, что Дашак не стал в Большом исполнителем лишь одной роли — он великолепен также в партии капитана Вира в недавней постановке «Билли Бадда» Бриттена.

  Римас Туминас ставит «Царя Эдипа» Стравинского и «Замок герцога  «Синяя борода» как единый спектакль. Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Одни утверждали, будто многострадальная опера Шостаковича наконец обрела адекватное прочтение на сцене главного театра страны. Другие были возмущены тем, что режиссер и дирижер свели к нулю страсти, бушующие в опере Шостаковича, полностью вытравив из нее мотивы секса и насилия

Между тем на сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Туминас сейчас ставит как единый спектакль две важнейшие оперы XX века — «Царя Эдипа» Стравинского и «Замок герцога Синяя Борода» Бартока. Вместе с Туминасом над постановкой работают дирижер Феликс Коробов и хореограф Анжелика Холина: это по ее воле в «Катерине Измайловой» трижды появляются бродячие танцоры, словно пришедшие из фильмов Марка Захарова. Спляшет ли Царь Эдип с герцогом Синяя Борода, пока не известно, однако спасибо театру уже за редкую возможность услышать два шедевра. Если вы слышали у Стравинского «Петрушку» и «Весну священную», по первым нотам оперы-оратории «Царь Эдип» вы едва ли угадаете композитора. Либретто, написанное на латыни, чтец, комментирующий происходящее со стороны, гораздо более строгий характер музыки — все это позволяет узнать Стравинского по-новому. А в опере Бартока мы попадаем в таинственный мир зловещего замка, оживить который попытается последняя жена герцога; она еще не знает, что замок хранит тайну ее предшественниц.

Большой театр, 7, 8, 9 марта

Московский академический 
Музыкальный театр 
имени К.С. Станиславского 
и В.И. Немировича-Данченко, 
16, 17, 18, 19 марта


 

Березовский на гитаре не сыграет

Фестиваль «Виртуозы гитары» предоставляет нечастую для Москвы возможность четыре вечера подряд слушать классическую гитару — в сопровождении оркестра, под аккомпанемент фортепиано или в составе фламенко-трио. Даже за пределами России гитара до сих пор недооценена в качестве истинно благородного инструмента. Тем ценнее то, что традиция фестиваля не прерывалась: в первый раз Московская филармония организовала его в 2006 году и с тех пор проводит ежегодно. Так достигается одна из главных целей участников музыкального смотра: изменить отношение к своему инструменту в музыкальном сообществе.

Худрук фестиваля известный гитарист Артем Дервоед пригласил в Москву и тех своих коллег, чье искусство уже полюбилось публике, и новых участников, среди которых — Хосе Антонио Эскобар, Фабио Занон и фламенко-трио Антонио Рея. Изюминкой форума обещает стать выступление прославленного пианиста Бориса Березовского. Увы, он выступит именно как пианист, а не как виртуоз гитары, хотя возможны сюрпризы.

Артем Дервоед — виртуоз гитары  и основатель одноименного фестиваля. Фото: Павел Корбут

Концерт «Аранхуэс» Хоакино Родриго — единственное сочинение, звучащее на фестивале каждый год: «золотой гвоздь программы» любого гитариста, одна из жемчужин мировой классики. Без «Аранхуэса» не обойдется концерт-открытие; в сопровождении Госоркестра под управлением Михаила Агреста прозвучат также сочинения Миньоне, Кастельнуово-Тедеско и Госса, в том числе российские и мировые премьеры. Во второй вечер фестиваля выступят его ветераны — Жереми Жув и Артем Дервоед, а также Борис Березовский. Наконец, впервые в своей истории фестиваль представит в большом объеме музыку фламенко. Ну а заключительный гала-концерт, где сыграют все участники, всегда полон сюрпризов; среди них — выступление пианистки Ксении Башмет и виолончелиста Александра Рамма, лауреата XV Международного конкурса имени Чайковского.

Концертный зал имени Чайковского, 20, 22, 24, 25 марта

Десять лет без Ростроповича

C 27 марта по 4 апреля пройдет VIII Международный фестиваль Мстислава Ростроповича, приуроченный ко дню рождения великого виолончелиста, дирижера, общественного деятеля (в этом году исполняется десять лет со дня смерти маэстро). Фестивалю, впервые состоявшемуся в 2010 году, понадобилось совсем немного времени, чтобы стать форумом международного уровня. Уже на третьем году существования он поражал воображение масштабом программы, разросшейся с недельной до месячной, и калибром участников — дирижеров, оркестров и солистов мирового класса. Шел 2012 год, еще существовал Фестиваль симфонических оркестров мира, но уже тогда было ясно, что его функцию — знакомить московскую публику с коллективами разных стран — фактически выполняет фестиваль Ростроповича.

Он продолжает выполнять ее и сегодня — с поправкой на изменившуюся политическую и экономическую обстановку, когда одни исполнители отказываются выступать в России, а пригласить других невозможно по финансовым причинам. Выбор ярких гастролеров в Москве по-прежнему богат, и тем заметнее среди них отсутствие симфонических коллективов высокого уровня. То, что в этих условиях организаторам фестиваля удалось пригласить с тремя концертами Национальный симфонический оркестр США, впору назвать подвигом. В свое время оркестр возглавлял именно Ростропович, и именно с ним он дал в 1993 году первые концерты в России после возвращения. С тех пор минуло почти четверть века, а коллективы из-за океана играют у нас по-прежнему редко, и тем интереснее услышать этот оркестр сегодня под управлением его главного дирижера Кристофа Эшенбаха. У нас он известен также как пианист, выступавший еще с самим Рихтером на «Декабрьских вечерах».

В обеих программах оркестра представлены сочинения Шостаковича: в первой — Виолончельный концерт № 1, во второй — Симфония № 8, уступающая в популярности знаменитой «Ленинградской», но превосходящая ее в жуткости образов. Знаменитая виолончелистка Алиса Вайлерштайн исполнит также виолончельный концерт Элгара, а откроет обе программы сочинение Old and Lost Rivers нашего современника Тобиаса Пикера. С еще одним концертом оркестр выступит в Санкт-Петербурге. Откроют фестиваль его постоянные гости — заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова с сочинениями Сибелиуса и Равеля. 2 апреля Максим Венгеров и Полина Осетинская представят все скрипичные сонаты Брамса. На закрытии форума впервые в России выступят оркестр Yokohama Sinfonietta и Филармонический хор Токио, а также Госоркестр имени Светланова и хоровая капелла России имени Юрлова. Дирижер Казуки Ямада представит две сюиты из балета «Дафнис и Хлоя» Равеля, а также «Реквием» Форе.

Игнат Солженицын, сын писателя,  прославил семейное имя и в музыке. Фото: Tim Knox/Eyevine/East News

То, что в этих условиях организаторам фестиваля удалось пригласить с тремя концертами Национальный симфонический оркестр США, впору назвать подвигом. В свое время оркестр возглавлял именно Ростропович, и именно с ним он дал в 1993 году первые концерты в России после возвращения

Большой зал Консерватории, 
27, 29, 30 марта, 2, 4 апреля

От Моцарта до наших дней

Одним из исполнителей, принимавших участие в упомянутых выше концертах Ростроповича 1993 года, был молодой пианист Игнат Солженицын. Четверть века спустя ему уже не надо доказывать право носить прославленную фамилию: это зрелый музыкант, в равной степени зарекомендовавший себя как пианист и дирижер. В Мариинском театре под его управлением шла все та же «Леди Макбет» Шостаковича, однако Москве оперный дирижер Солженицын пока еще не известен. В Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского он работает над постановкой «Милосердие Тита» — одной из двух последних опер Моцарта (наряду с «Волшебной флейтой»), премьерные показы которой пройдут в марте. В роли режиссера-постановщика выступает Игорь Ушаков; первоначально ставить спектакль должен был Михаил Кисляров, с 2010 года занимавший пост главного режиссера театра, однако в процессе постановки возникли разногласия, приведшие не только к смене режиссера, но и к отставке самого Кислярова. Решение об этом принял музыкальный руководитель театра, дирижер Геннадий Рождественский.

В этом же месяце театр напомнит о том, что особое внимание Борис Покровский всегда уделял современным операм. «Холстомер» Владимира Кобекина, «Титий Безупречный» Александра Маноцкова и «Бег» Николая Сидельникова — три оперы нашего времени, которые можно услышать в марте. Особенно созвучен сегодняшнему дню, вероятно, «Бег», значительная часть действия которого происходит в Крыму.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.