#Сюжеты

#Афиша мая

Музыка: Стравинский и другие праздники

01.05.2017 | Овчинников Илья | №15-16 (444) 01.05.17

От Перми до Амстердама: фестивали, спектакли и выставки мая — выбор The NEW Times

Дягилевский фестиваль

Пермский театр оперы и балета, 14–25 мая

Разговоры о том, что центр тяжести российской музыкальной жизни все заметнее перемещается из Москвы и Санкт-Петербурга на восток, идут не первый год, но мало что убеждает в этом так, как Дягилевский фестиваль. Только здесь, в Перми, раз в год собирается Фестивальный оркестр из ведущих музыкантов, чтобы после нескольких дней тщательнейшей репетиционной работы сыграть симфонию Густава Малера. Только здесь принят формат полуночного гала-концерта, скрипичного или фортепианного, где солисты играют в полутьме, сменяя друг друга, публика лежит у их ног на ковре, а программа объявляется только по окончании. Да, Пермская филармония во многом уступает филармониям Екатеринбурга и Новосибирска, где также проходят фестивали международного класса. Зато в Перми есть Академический театр оперы и балета имени П.И. Чайковского и его художественный руководитель Теодор Курентзис, благодаря которому на Дягилевский фестиваль приезжают ярчайшие музыканты наших дней. Благодаря ему и его команде в Перми проходит фестиваль европейского уровня, атмосфера которого чувствуется не только по ходу концертов и спектаклей, но и во все остальное время.


 

Завершение фестиваля одной из симфоний Малера уже стало доброй традицией, однако в этом году форум частично от нее отступит: Первую симфонию Малера сыграют на открытии. Скрипичный концерт Альбана Берга, одну из самых пронзительных партитур ХХ века, представит Айлен Притчин, замечательный скрипач и постоянный участник Фестивального оркестра. Фестиваль завершится сразу тремя хореографическими премьерами: «Поцелуй феи» Игоря Стравинского предстанет в постановке Вячеслава Самодурова, «Петрушка» — в версии Владимира Варнавы, «Жар-птица» — в прочтении Алексея Мирошниченко. Между столь мощными открытием и закрытием — еще ряд ярких спектаклей и концертов: два концерта итальянского ансамбля старинной музыки Micrologus, изысканные программы струнного квартета имени Давида Ойстраха и Московского Ансамбля Современной Музыки, опера Cantos Алексея Сюмака, мировая премьера цикла «Где нас нет» пианиста и композитора Антона Батагова, а также много других событий, на которые еще остались билеты.

Cantos Алексея Сюмака в Пермском театре оперы и балета

«Пассажирка»

Московский театр «Новая опера», 15 мая, 22 июня

Опера Мечислава (Моисея) Вайнберга «Пассажирка» (1968), посвященная встрече выжившей узницы Освенцима с бывшей надзирательницей, ждала зрителя почти 40 лет. В конце 2006 года в Московском международном Доме музыки состоялась мировая премьера оперы в концертном исполнении, подготовленная Театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. А в 2010 году на фестивале в Брегенце (Австрия) прошла мировая сценическая премьера «Пассажирки» в постановке Дэвида Паунтни — этот спектакль позже был представлен в Варшаве и Лондоне. Оперу ставили в Нью-Йорке, Чикаго, Детройте, Майами, Карслруэ, Франкфурте, Вене, Мадриде, ее концертные исполнения проходили в Новосибирске и Перми. В сентябре 2016-го впервые в России «Пассажирку» поставили в Екатеринбурге, в январе 2017-го собственной «Пассажиркой» наконец обзавелась Москва — премьера состоялась на сцене театра «Новая опера» 27 января, в Международный день памяти жертв Холокоста. И вот — два новых московских спектакля.

«Пассажирка» Мечислава Вайнберга в постановке «Новой оперы»

В постановке Паунтни сцену занимала двухуровневая конструкция, совмещающая настоящее с прошлым; в верхней части — палуба парохода, где происходит встреча, в нижней — концлагерь. Спектакль выпущен на DVD, и новые прочтения оперы пока еще рождаются в диалоге именно с ней. Так, в Екатеринбурге делить сцену надвое не стали: подвижная декорация с несколькими окнами изображала и стену барака, и пароход с иллюминаторами. В «Новой опере» подобными условностями не обошлись: и пароход с его просторным салоном и комфортабельными каютами, и ад Освенцима с колючей проволокой и раздевалкой для вновь прибывших изображены с точностью кинематографической, даже телевизионной. Это неудивительно, ведь режиссер Сергей Широков, дебютант в опере, известен в первую очередь как постановщик масштабных телешоу, а сценограф Лариса Ломакина постоянно сотрудничает с Константином Богомоловым, чьи спектакли отличает не только снайперское попадание в болевые точки зрителя, но и исключительная зрелищность.

Юрий Темирканов закроет фестиваль «Музыкальная коллекция»

«Музыкальная коллекция»

Санкт-Петербургская филармония, 21 мая — 30 июня

Традиционным фестивалем завершает очередной сезон Санкт-Петербургская филармония. Откроется «Музыкальная коллекция» концертом пианиста Николая Луганского. 21 мая в Большом зале филармонии он исполнит сочинения Чайковского и Шопена. 25 мая программу органной музыки представит Хайо Бурема (Нидерланды), главный органист церкви Святого Лаврентия в Роттердаме. 28 мая солист Мариинского театра Михаил Петренко исполнит романсы Сергея Рахманинова, фортепианный дуэт Полины Осетинской и Антона Батагова 31 мая предложит программу «Гравитация» из произведений Пёрселла, Дебюсси, Равеля, Гласса, Лэнга и самого Батагова. В афише также вечера камерной и джазовой музыки. С оркестрами филармонии в Большом зале выступят Максим Федотов, Юозас Домаркас, Михаил Юровский, Марек Яновский, Василий Синайский и Феликс Коробов. Симфонии Чайковского и Прокофьева исполнит оркестр Михайловского театра под управлением Михаила Татарникова. Исполнением «Свадебки» Стравинского Большой зал отметит 135-летие со дня рождения композитора. Завершит фестиваль и сезон филармонии концерт Заслуженного коллектива России под управлением маэстро Юрия Темирканова: прозвучат фрагменты оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, «Франческа да Римини» Чайковского и «Симфонические танцы» Рахманинова — зловещее сочинение 1940 года, предугадывающее ужасы войны.

«Весна священная» в постановке «Балета Москва»

Злой гений балета

Московский театр «Новая опера», 24, 25 мая, 16 июня

«Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский, это заложено в природе моей музыки», — так отвечал Игорь Стравинский на вопрос о том, считать ли его русским композитором. Своим Стравинского считают и во Франции, и в Америке — в эмиграции прошли две трети его долгой жизни. 17 июня исполняется 135 лет со дня рождения одного из гениев музыки ХХ века. Если вы знакомы с первыми балетами Стравинского — «Жар-птицей», «Петрушкой» или «Весной священной» — и впервые слушаете «Царя Эдипа» или «Симфонию псалмов», вас ждет потрясение: в то, что это сочинил один и тот же композитор, поначалу совершенно не верится. Однако чем глубже погружаешься в музыку Стравинского, тем яснее видишь, что почти каждое произведение так или иначе обусловлено предыдущим. Когда-то творчество Стравинского делили на три периода: русский (1908–1923), неоклассический (1923–1953) и поздний (1953–1968). Но позднего Стравинского у нас почти не исполняют, и тем выше заслуга «Новой оперы», подготовившей к юбилею гения программу, названную попросту «Стравинский». Во второй ее части можно будет увидеть собственно «Весну священную» в постановке «Балета Москва», в свое время увенчанной «Золотой Маской» в категории «Современный танец». А в первой части прозвучат поздние сочинения, у нас почти не известные: кантата «Вавилон», оратория «Плач пророка Иеремии» (впервые в России) и «Заупокойные песнопения» — своего рода реквием 84-летнего Стравинского самому себе. Возможность услышать их редка даже по мировым меркам и тем более по российским.

Фото: Пресс-служба пермского театра оперы и балета, Елена Никитченко/ТАСС, Виктор Васильев/Интерпресс/ТАСС


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.