Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Сюжеты

#Афиша мая

Театр: спектакли месяца

01.05.2017 | Банасюкевич Анна | №15-16 (444) 01.05.17

В мае московские театры рефлексируют на тему истории XX века и поворачивают классику современным углом: Театр имени А.С. Пушкина показывает Вторую мировую войну и 1968 год через историю одной польской семьи, в Театре Наций переносят на сцену любимый фильм Сталина, «Сатирикон» ставит пьесу американского драматурга о любви к Чехову. А за современную драматургию традиционно отвечают «Гоголь-центр» и «Театр.doc».

«Молоко»

«Гоголь-центр»,

5, 6 мая

Одна из главных репертуарных линий «Гоголь-центра» — современная драматургия, и премьера спектакля «Молоко» — непосредственное ее продолжение. Поставивший его Денис Азаров — режиссер непредсказуемый и изобретательный, соединяющий в своем творчестве традиционный психологизм и киногеничный гротеск: его спектакли заставляют вспомнить фильмы Тарантино и Линча. Кстати, Азаров уже ставил в «Гоголь-центре»: несколько лет назад здесь показали его «Елку у Ивановых» по пьесе обэриута Александра Введенского.


 

Пьесу «Молоко», участвовавшую в нескольких драматургических фестивалях (Володинский, «Любимовка»), написала Екатерина Мавроматис, московская сценаристка, выпускница Литинститута. Это пьеса о плодотворном чувстве бессилия, о горячем желании спасти мир и помочь страждущим. Главная героиня Зоя вынуждена бросить работу и устроиться в школу, поближе к дому, так как ее экстравагантный муж украл из зоопарка двух пингвинов и поселил их в ванной. В школе неопытную Зою берут на место психолога — экзальтированная директриса обрадована ее увлечением теориями Джона Максвелла Тейлора. Поначалу у Зои ничего не получается — вокруг много горя, а ее попытки помочь слишком неловки и несуразны. Чувство ответственности за весь мир, обостренное неравнодушие рождают в обычной женщине необычную силу — вопрос только в том, как справиться с дарованной высшими силами сверхспособностью. Главное обаяние пьесы — в интонации, в том, как автор относится к своим героям: с легкой иронией, без пафоса и снисходительности.

Премьера спектакля Дениса Азарова пройдет на малой сцене, в спектакле заняты молодые актеры.

«Молоко» Екатерины Мавроматис в «Гоголь-центре»

«Гардения»

Театр имени А.С. Пушкина,

6, 7 мая

«Гардения» — история одной семьи, исповеди четырех женщин, связанных кровными узами. Каждая из них — свидетельница своего времени: польский драматург Эльжбета Хованец монтирует частное и общее, играет с масштабами и пропорциями, пропуская личное сквозь историческое. Одна из героинь — дворянка: застала войну, участвовала в Сопротивлении, вынуждена была скрываться, пила, опустилась на самое дно. Другая выросла в социалистической Польше. Самая молодая живет уже совсем в другой стране, и ее образ жизни — европейский стандарт. В традициях польского театра «Гардения» обращается к самым болезненным эпохам, к травматическому опыту нации — каждую семейную сцену Хованец обозначает знаковой датой: войну сменяет 1968-й, когда советские танки в Праге необратимо изменили мир. «Гардения» — не просто семейная драма, это прежде всего высказывание о неразрывных связях прошлого и настоящего, о насущной потребности осознать исторический опыт своей страны, осознать свою связь с предками и современниками.

Кстати, «Гардения» выросла из эскиза, ее постановщик — петербуржец Семен Серзин — стал одним из участников режиссерской лаборатории, проходящей в Театре имени А.С. Пушкина в течение всего сезона. В спектакле, обосновавшемся на сцене филиала, сыграют Александра Урсуляк, Анастасия Лебедева, Эльмира Мирэль и Наталья Рева-Рядинская.

«Гардения» Эльжбеты Хованец. Театр имени А.С. Пушкина

«Цирк»

Театр Наций,

11, 12, 13 мая

Совсем недавно Евгений Марчелли выпустил в Театре Наций свою версию «Грозы» Островского, где роль Катерины интересно играет Юлия Пересильд, а в мае на эту же, большую, сцену выйдет Ингеборга Дапкунайте и тоже в классике — но уже в советской. Режиссер Максим Диденко, чей театр строится на монтаже аттракционов, на пластике и эксцентрике, поставил «Цирк» — современное переосмысление фильма Григория Александрова 1936 года, любимой кинокартины Сталина. Американскую циркачку Марион Диксон, обретшую новую родину и любовь в Стране Советов, в фильме играла Любовь Орлова, а здесь сыграет Дапкунайте, которая раньше уже работала с Диденко: в спектакле «Идиот» неожиданно, нежно и тонко сыграла хрупкого князя Мышкина.

Впрочем, сам Диденко уже не раз обращался и к искусству тоталитарной эпохи — в Александринском театре поставил «Землю» по мотивам фильма Александра Довженко, а в «Мастерской» Григория Козлова — первый акт «Молодой гвардии», где реконструировал советский героический миф.

Премьера «Цирка» пройдет в рамках фестиваля «Черешневый лес».

«Аудиенция»

Театр Наций,

17, 19, 20 мая

Еще одна долгожданная премьера в Театре Наций — спектакль «Аудиенция» в постановке Глеба Панфилова; главную роль сыграет выдающаяся актриса, звезда «Ленкома» и киноэкрана Инна Чурикова. Когда-то в фильме «Начало» она играла дебютантку, перевоплотившуюся в Жанну Д’Арк, теперь сыграет английскую королеву.

Пьесу «Аудиенция» написал Питер Морган — известный английский драматург и сценарист, не раз обращавшийся к темам большой политики, к вопросам устройства и жизни британского королевского двора. Премьера «Аудиенции» состоялась в лондонском театре «Гилгуд», потом был шумный успех на Бродвее — Елизавету II играла грациозная интеллектуалка Хелен Миррен.

Специально для российской премьеры Морган пьесу переписал — вернее, сократил дистанцию между английской спецификой и российскими реалиями. В московской версии «Аудиенции» упоминаются Сталин и Гагарин, Горбачев и Путин, санкции и т.д. Помимо Инны Чуриковой в спектакле Глеба Панфилова на сцену выйдут Галина Тюнина, Вера Воронкова, Анатолий Лобоцкий и другие.

«Аудиенция» в Театре Наций. Елизавета II — Инна Чурикова

«Ревизор»

Et Cetera,

15, 16, 25, 28 мая

Мэтр режиссуры Роберт Стуруа не впервые сотрудничает с театром Et Cetera — несколько сезонов назад здесь выпустили «Бурю» по пьесе Шекспира. На этот раз выбор режиссера, известного своим интересом к мировой классике, удивляет: Стуруа ставит «Ревизора» Гоголя, пьесу знаковую для любой театральной карьеры. В спектакле заняты основные силы труппы, а за визуальную сторону отвечает титулованный сценограф Александр Боровский. От Стуруа скучной «школьной» постановки ждать не приходится, в случае «Ревизора» это становится ясно уже из распределения ролей: Хлестакова, молодого проныру с «легкостью необыкновенной в мыслях», сыграет худрук театра Александр Калягин.

«Ваня и Соня и Маша и Гвоздь»

«Сатирикон»,

15, 20, 21, 27, 28 мая

Константин Райкин, все чаще выступающий именно в роли режиссера, впервые в России ставит пьесу американского драматурга Кристофера Дюранга. Сам Дюранг, выпускник Гарварда и Йельской школы драмы, не раз признавался в любви к русской классике, особенно к пьесам Чехова, которые часто ставились в учебном театре. В первой пьесе Дюранга главной героиней, роль которой исполняла тогда еще студентка Мэрил Стрип, была престарелая переводчица русских классических пьес.

В пьесе «Ваня и Соня и Маша и Гвоздь» речь идет о перипетиях судеб людей, чьи имена отсылают к чеховским пьесам, — так их назвали родители: учителя, гуманитарии, ценители творчества русского драматурга. Парадоксальным образом чеховские мотивы, его сюжеты и настроения начинают вторгаться в жизнь, смешивая литературу с реальностью. В лирической комедии о тесных переплетениях фантазии и действительности главную роль сыграл Денис Суханов.

«Человек из Подольска»

«Театр.doc»,

25 и 31 мая

Дмитрий Данилов — известный прозаик, неоднократный финалист «Большой книги» — дебютировал как драматург. Его пьеса «Человек из Подольска» сразу обратила на себя внимание — текст попал в шорт-лист конкурса «Ремарка», уже состоялись первые читки. В «Театре.doc» то ли черную комедию, то ли пародийную антиутопию Данилова ставят худрук Михаил Угаров и молодой актер Игорь Стамм.

В пьесе узнаваемая действительность вывернута наизнанку: случайный парень оказывается в отделении полиции, где никто ничего не объясняет, а другой парень мается в «обезьяннике». Вроде бы все как всегда. Только вот полицейские задают странные вопросы и сыплют именами авангардистов — беседуют с задержанным о Кейдже и Малевиче, о родном Подольске и его скрытой красоте. Мрачноватая комедия Данилова оборачивается историей о несвободе, о тоталитарной природе любого навязывания, суть которого не меняется от насаждаемых, консервативных или прогрессивных, ценностей.

Фото: Пресс-служба театра «Балет москва», пресс-служба «Гоголь-центра», Наталья Зыкова/пресс-служба мдт им. А.С. Пушкина, 

Владимир Васильчиков/пресс-служба театра наций. 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.