#Сюжеты

#Кино

Канны: Без любви, но с надеждой

04.05.2017 | Долин Антон | №15-16 (444) 01.05.17

В этом году Каннский международный кинофестиваль откроется в 70-й раз

Набережная Круазет в 1946-м, в дни первого Каннского фестиваля. С тех пор пейзаж не изменился

Юбилейный Каннский кинофестиваль открывается под ярко-красной афишей, на которой кружится в танце Клаудиа Кардинале — символ этого года, она наследует в этом качестве таким звездам, как Мэрилин Монро и Жюльет Бинош. Красный цвет, похоже, намекает на фирменный стиль испанца Педро Альмодовара, который в этом году возглавит жюри. При этом ни родной для Кардинале Италии, ни Испании в конкурсе 2017 года нет. Зато есть сразу два фильма, представляющие Россию.

истоки и история

Идея кинофестиваля во французском курортном городе Канны — в частности, на родине актера Жерара Филипа — возникла в конце 1930-х в качестве ответа на профашистский в тот момент Венецианский фестиваль. Его должны были провести в 1939 году, была даже сформирована программа, но начало Второй мировой сорвало планы. Впервые Каннский фестиваль был проведен в 1946-м, осенью — как бы вместо Венецианского, переживавшего в те годы понятный кризис. Но в 1951 году сроки сдвинулись на весну и с тех пор остаются неизменными.


 

С самого дня основания Каннский фестиваль считался пристанищем левых идей в кинематографе и политике. Тем не менее радикалы из «Новой волны» и их единомышленники в 1968-м сорвали его проведение; призы так и не были присуждены.

Идея кинофестиваля во французском курортном городе Канны — в частности, на родине артиста Жерара Филипа — возникла в конце 1930-х в качестве ответа на профашистский в тот момент Венецианский фестиваль

Вплоть до конца 1970-х годов программу фильмов формировали представляющие их страны. В частности, с этим были связаны проблемы с попаданием в конкурс «Андрея Рублева» Андрея Тарковского. Потом функцию отбора взял на себя сам фестиваль, и с этого момента его репутация начала расти.

Главный каннский приз — «Золотая пальмовая ветвь» — родился в 1955 году, до этого он назывался «Гран-при». Это же название было возвращено в промежутке с 1964 по 1974 год. Таким образом, «Шербурские зонтики» Жака Деми, «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони и «Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы получали именно Гран-при. Сегодня же «Гран-при» — официальное название второй по значимости награды фестиваля.

Чаще всего победителями Канн становились кинокартины из США, это случалось 19 раз. В частности, таким образом началась международная карьера Мартина Скорсезе, Стивена Содерберга, братьев Коэн, Дэвида Линча, Квентина Тарантино.

Женщина получала «Золотую пальмовую ветвь» единственный раз. Это была новозеландка Джейн Кэмпион, награжденная за драму «Пианино» в 1993 году.

Русский ренессанс

Такого прежде не случалось никогда: в своем вступительном слове на пресс-конференции 2017 года, где объявлялись участники каннского конкурса, директор фестиваля Тьерри Фремо сказал о том, каким интересным стало российское кино. Доказательство — сразу два перспективных участника основной схватки за «Золотую пальмовую ветвь»: Андрей Звягинцев и Сергей Лозница.

«Нелюбовь» Звягинцева — его четвертый каннский фильм, причем все три предыдущие уезжали домой с призом: «Изгнание» удостоилось награды за мужскую роль для Константина Лавроненко, «Елена» была отмечена спецпризом программы «Особый взгляд», а «Левиафан» награжден за лучший сценарий. Сегодня международные наблюдатели считают российского режиссера одним из самых перспективных и ярких в мире. Реноме оппозиционера (которое Звягинцев никак публично не подтверждает, но и не опровергает, за него говорят фильмы) — тоже важная часть репутации. Хотя первая слава пришла к нему с триумфом его дебюта — «Возвращения» — в Венеции, а тот фильм был подчеркнуто аполитичным.

Так или иначе сегодня Звягинцев — редкий российский автор, открыто и бесстрашно исследующий болевые точки нашего социума. Вместе с тем он способен делать свои фильмы универсальными, узнаваемыми и понятными в любой стране и культуре. «Нелюбовь» — история болезненного развода и пропавшего без вести сына расстающейся пары. Главную роль сыграл Алексей Розин, ранее снимавшийся в «Елене» и «Левиафане». Остался прежним и костяк съемочной группы: в частности, продюсер Александр Роднянский и оператор Михаил Кричман.

Брижит Бардо в Каннах, 1955 год

Сергей Лозница — не россиянин, в последние годы он называет себя украинским режиссером. Но родом он из Белоруссии, учился в Киеве и Москве, работал в Санкт-Петербурге, живет в Берлине, а новую картину «Кроткая» по мотивам одноименной новеллы Достоевского снял на русском языке в латвийском Даугавпилсе. Учитывая, что у фильма есть и российские продюсеры, мы с полным правом можем считать его русским. Известно, что Лозница переписал сюжет Достоевского и перенес его в наши дни: его героиня — не угнетенная жена ростовщика, а жена заключенного, внезапно исчезнувшего в недрах тюрьмы. Так что поиск пропавшего — центральная тема обеих картин. Снимал «Кроткую» выдающийся румынский оператор Олег Муту, в главной роли — Василина Маковцева, театральная актриса из Екатеринбурга, а продюсер — Марианна Слот, раньше работавшая над «Нимфоманкой» Ларса фон Триера. Лозница — тоже любимец Канн, где показывались некоторые его документальные работы и оба игровых фильма: «Счастье мое» и «В тумане». У них была превосходная пресса, но никаких наград.

Любопытно отметить, что фильмы Звягинцева и Лозницы сделаны без единой копейки государственных денег — и это не случайное совпадение, а осознанное решение создателей. Так происходит второй год подряд: в прошлом году в Каннах показывали картины Гарри Бардина и Кирилла Серебренникова и тоже — без участия Минкульта РФ или Фонда кино.

Клаудиа Кардинале на постере юбилейного фестиваля 2017 года

Кроме того, в Каннах в этом году представят русский дебют. В секции «Особый взгляд» участвует «Теснота», первый полный метр Кантемира Балагова, ученика Александра Сокурова из его кабардино-балкарской студии. Сюжет фильма — судьба еврейской семьи в Нальчике.

Три фильма в основной селекции — это очень много. Для сравнения: в конкурсе нет не только Италии и Испании, но также Скандинавии, Китая и Латинской Америки. И даже Румынии, столь высоко ценимой международными фестивалями.

Награжденные и обделенные

«Золотую пальмовую ветвь», самую авторитетную награду в мире кино, Россия получала лишь однажды, 59 лет назад, — за шедевр Михаила Калатозова «Летят журавли». Даже у Андрея Тарковского нет этого приза. Который год все судачат о том, что пришло время восстановить историческую справедливость, а то даже «Оскар» к нам благосклоннее, чем строгие Канны. В последний раз ходили слухи о непременной победе «Левиафана» — но не вышло. И на этот раз трудно делать прогнозы: Педро Альмодовар непредсказуем, а его вкусы и взгляды выходят далеко за пределы его собственного сентиментально-глумливого стиля.

Любопытно, однако, вспомнить, что Альмодовар — и сам из числа тех, кто никогда не был награжден «Золотой пальмовой ветвью» (в последний раз она промчалась мимо год назад, когда великолепной «Джульетте» не досталось ничего). Таких, как он, — десятки. Каннский фестиваль своенравен. Он забирает в свои ряды лучших, но многих из них оставляет в строю, не одаривая никакими поощрениями. Одним необъяснимо везет, как когда-то модному Эмиру Кустурице или датчанину-конъюнктурщику Билле Аугусту: у каждого — по две «Пальмы». Другие надеются на лучшее, но тщетно. Алексей Герман, Алексей Балабанов, Александр Сокуров — лучшие из лучших: все они участвовали в каннских программах, но ни разу не добирались до верхних позиций призовой иерархии.

Хотя многим Канны подарили удивительную судьбу. Они были благосклонны к Андрею Кончаловскому и Никите Михалкову: старший брат получил «Гран-при» в 1979-м за «Сибириаду», младший — в 1994-м за «Утомленных солнцем» (золото тогда увез домой Квентин Тарантино). Такой же приз за «Солярис» получил Тарковский, а потом был назван лучшим режиссером за «Ностальгию». Этого же звания в разные годы были удостоены Сергей Юткевич и Павел Лунгин.

Тема «Нелюбви» Андрея Звягинцева — судьба ребенка разводящейся пары

«Нелюбовь» Звягинцева — его четвертый каннский фильм, причем все три предыдущие уезжали домой с призом

Среди режиссеров, получивших «Золотую пальмовую ветвь», — бесспорные гении: Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Фрэнсис Форд Коппола, Луис Бунюэль, Орсон Уэллс, Лукино Висконти, Акира Куросава, Вим Вендерс, Дэвид Линч, братья Коэн. А также режиссеры куда меньшего калибра, о которых за пределами синефильских кругов мало кто вспомнит: Эмилио Фернандес, Ренато Кастеллани, Ансельмо Дуарте, Ролан Жоффе, Жак Одиар. В числе тех, кто был обделен «Золотой пальмовой ветвью», — не только Тарковский, но и Ингмар Бергман, Райнер Вернер Фассбиндер, Вернер Херцог, Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар.

В честь юбилея

Одно из главных нововведений в честь 70-летия Канн — включение в основную программу (но вне конкурса) телевизионных проектов. На большом экране зрителям дворца Люмьер покажут второй сезон «Вершины озера» Джейн Кэмпион, а еще — две серии долгожданного третьего сезона «Твин Пикса» Дэвида Линча, сделанного после перерыва в четверть века.

Самый именитый конкурсант — австриец Михаэль Ханеке, на счету которого сразу две «Золотые пальмовые ветви» за картины «Белая лента» и «Любовь». Впрочем, именно это обстоятельство может помешать Ханеке получить приз еще раз: таких случаев в Каннах не случалось никогда. В его новой картине с саркастическим названием «Хеппи-энд» главные роли сыграли Жан-Луи Трентиньян и Изабель Юппер; она посвящена миграции в современной Европе.

Рядом с ним в основной программе — режиссеры среднего поколения, от 40 до 60 лет, ровесники Звягинцева и Лозницы: каждого из них вполне можно назвать и многообещающим, и недооцененным. Это немец Фатих Акин и грек Йоргос Лантимос, англичанка Линн Рэмси и венгр Корнел Мундруцо, француз Франсуа Озон и японка Наоми Кавасе, американцы Ноа Баумбак и София Коппола, корейцы Пон Джун Хо и Хон Сан Су. Особое внимание приковано к картине «оскаровского» лауреата, автора искрометной комедии «Артист» Мишеля Хазанавичуса — это биография Жан-Люка Годара, в оригинале названная «Устрашающий». Разумеется, в русском прокате фильм будет озаглавлен без затей — «Молодой Годар». Да, кстати: многие картины-конкурсанты уже куплены для показа в России.

Фото: festival-cannes.fr


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.