Четвероногим в мегаполисе трудно. Богатые и не очень приобретают их в качестве мягкой игрушки, а потом они часто оказываются на улице, где, если не гибнут под колесами автомобилей и не попадают в сети ловцов живого товара, обживаются, дают потомство «дворянских» кровей, сбиваются в стаи, пугают жителей и снова становятся объектами охоты.
За семь последних лет, с 2007-го по 2015-й, количество безнадзорных бродячих собак в Москве уменьшилось в 15 раз — с 30 тыс. до 2 тыс. (данные департамента ЖКХ и благоустройства столицы). Часть из них попали в один из 13 муниципальных или двух частных приютов. В муниципальных в 2015 году содержалось около 16 тыс. псов. Сложно представить, что все оставшиеся 14 тыс. собак, исчезнувшие с улиц, нашли новых хозяев. Скорее верится в собачий геноцид, хотя уничтожение бездомных псов в Москве и запрещено с 2001 года.
Но в большом городе живут не только догхантеры, но и люди, которые спасают четвероногих бродяг и делают мегаполис более дружелюбным для его обитателей. Они находят собак на улицах, приводят их к ветеринарам, делают прививки, отмывают и отогревают. И даже создают заведения вроде кафе-бара «Хитрые люди» или бургерной «Воронеж», куда дворнягам и их собратьям голубых кровей вход всегда открыт. «Хитрых людей» создали фанаты детей и зверей — супруги Екатерина Ахтырская и Юрий Александров. Их дочки Соня и Серафима привыкли к обществу «дворян». «С самого начала нам хотелось сделать такое заведение, в котором можно то, что обычно запрещено: на роликах можно, с детьми можно, с собаками можно. Мы вообще не хотим говорить гостям «нет», — рассказывает Екатерина.
Их партнер по бизнесу Ксения Колосова (на фото слева) из тех удивительных столичных штучек, которые спасают четвероногих днем и ночью. С Долли они встретились возле магазина «Азбука вкуса»: Долли всем подавала лапу. Подала она и Ксении и — оказалась у нее дома. Сейчас Долли ищут семью, которая захотела бы иметь «самую лучшую меховую попу», — написала Колосова у себя на странице в Facebook.
Рони с Ксенией уже пять лет: «Моя знакомая спасла целую щенячью команду, вы´ходила месячных малышей, всем нашлись семьи, и вот остался один щенок», — написала девушка на сайте проекта Run for Dog, который помогает бездомным животным. Рони стал ее первой собакой. Через год Ксения случайно узнала, что в Сокольники едет служба по отлову бездомных животных и, не раздумывая, отправилась с друзьями спасать собак. «Подобрали 13 щенков. Папа выделил угол на автобазе, и мы их носили по двое-трое в квартиру, мыли, причесывали, фотографировали и пристраивали», — вспоминает она.
Рони практически вырос в кафе-баре «Хитрые люди»: они появились в жизни Колосовой одновременно.
«Так свезло мне, так свезло», — могли бы повторить слова Шарикова и Рони, и Долли, и похожий на австралийского келпи Фаня — все они подобраны на улице, и лабрадор Трюфель, от которого отказались заводчики.
«На улицах бродячих собак подстерегает множество опасностей: голод, холод, отравление, болезни, риск нарваться на агрессивного идиота», — говорит Ксения. К счастью, встретить можно и таких людей, как она и ее друзья, — тех, благодаря кому Москва становится человечней.
Фото: Яна Ярошенка и клуб «Run for dogs», © nevar photo/Виталий Невар/ТАСС, Валерия Золотарева, Александра Интролигатор