#Темы

#Фотоистория

Двадцатый век в «Прыжке»

20.02.2017 | Бабицкая Варвара | №5 (435) 20.02.17

«Dali Atomicus» (Сальвадор Дали), 1948 год

Филипп Халсман (1906, Рига — 1979, Нью-Йорк) считается основателем сюрреализма в фотографии. Даже человек, не интересующийся специально этим видом искусства, наверняка видел его знаменитый кадр «Dali Atomicus» (для которого Сальвадору Дали пришлось подпрыгнуть 28 раз). Источником вдохновения для этой композиции с летящим художником, тремя кошками и ведром вылитой воды стало открытие планетарной модели атома. Халсман и Дали дружили и сотрудничали долгие годы — можно вспомнить и другую классическую работу: Дали в цилиндре и череп, составленный из обнаженных женских тел.

Халсман, рижский еврей по происхождению, приехал в Париж в начале 1930-х годов и спустя десять лет стал одним из самых известных парижских фотопортретистов, сотрудничал с журналами Vogue, Vu и Voilà. На его снимках запечатлен цвет мысли и искусства, сконцентрировавшихся в Париже перед войной: Андре Мальро, Поль Валери, Марк Шагал, Андре Жид, Ле Корбюзье…

После нацистской оккупации Парижа Халсман был вынужден эмигрировать в США. Получить американскую визу ему помог Альберт Эйнштейн — спустя семь лет фотограф сделает, наверное, самую известную серию его портретов, один из которых впоследствии украсит почтовую марку США. Начиная с 1942 года и последующие 30 лет, фотограф сотрудничал со знаменитым журналом LIFE, делая репортажи о важнейших событиях в жизни Америки (на обложке LIFE была напечатана за это время 101 его фотография: этот рекорд до сих пор никем не побит и Халсман считал его величайшим своим достижением), а еще — с такими изданиями как Look, Esquire, The Saturday Evening Post, Paris Match… В 1945 году Халсман стал первым президентом Американского общества журнальных фотографов.

В свой долгий американский период Халсман создал хрестоматийные теперь портреты знаменитых артистов, художников, ученых своего времени, среди них — Альберт Эйнштейн, Фернандель, Бриджит Бардо, Анри Матисс, Анна Маньяни, Софи Лорен, Мэрилин Монро, Уинстон Черчилль и Джон Кеннеди. Поэтому в историю фотографии Халсман, родившийся в Российской империи и сформировавшийся профессионально во Франции, вошел именно как американский фотограф: история, обычная для великого «плавильного котла».

Идея Халсмана заключалась в том, что в прыжке даже знаменитость, привыкшая позировать, перестает контролировать себя

«Прыжок» — самая известная серия работ фотографа. Для этого цикла мастер просил своих героев подпрыгнуть после съемки. Идея Халсмана заключалась в том, что в прыжке даже знаменитость, привыкшая позировать, перестает контролировать себя, маска слетает, и камере удается поймать настоящий характер человека.

Для Халсмана прыгали Ричард Никсон, герцог и герцогиня Виндзорские, Мэрилин Монро, Грейс Келли, Марк Шагал, Дин Мартин и Джерри Льюис, Одри Хепберн, Софи Лорен, Мохаммед Али и многие другие. В 1959 году серия была издана отдельной книгой.

На выставке, проходящей в рамках X Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии», 50 снимков из знаменитого цикла покажут в России впервые.

Фото: © Philippe Halsman / Magnum Photos / пресс-служба Еврейского музея и Центра толерантности


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.