Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Темы

#Главное

#Пропаганда

Мочить нельзя помиловать

03.04.2017 | Ковалев Алексей, главный редактор сайта «Лапшеснималочная», — специально для The New Times | №11 (440) 03.04.17

Сотрудники ОМОНа задерживают протестующего, Москва, 26 марта 2017 года

В воскресенье 26 марта, когда, по самым скромным подсчетам, на улицы российских городов — от Владивостока до Калининграда — вышли более 60 тыс. человек, государственные СМИ их не замечали. Митинг в Москве в прямом эфире освещало только одно государственное издание — не предназначенный для русскоязычной аудитории, англоязычный сайт телеканала Russia Today.

По одному лекалу

Этот первый полноценный репортаж в государственных СМИ хоть и вышел на английском, но задал тон всем последующим. Установка была задана уже заголовком: «Сотни человек задержаны на несанкционированном митинге оппозиции в Москве».

Этот же тезис потом будет повторяться многократно, к нему будет сводиться вся суть и репортажей, и обсуждения в эфире федеральных телеканалов: митинг незаконный, несанкционированный, запрещенный и так далее. Примечательно, что ни RT, ни все последующие новостные заметки на сайтах информагентств, повторяя буквально в каждом абзаце про «несанкционированность» митинга, ни словом не обмолвились о собственно его сути.

Информагентства (кроме «Интерфакса») хотя бы выпустили короткие заметки подальше от первой страницы про «задержанных на несанкционированной акции оппозиции». Куда актуальнее, например, агентству «Россия сегодня» показалась новость с заголовком «В США свободолюбивая корова ушла от полицейской погони». Эта новость, а также сообщение о двух российских болельщиках, избитых в Белграде, все воскресенье 26 марта висели на самом верху главной страницы сайта ria.ru. Когда «Россия сегодня» все-таки решилась дать новость о митингах, был уже глубокий вечер, и новостным поводом тоже стало не содержание митингов, а их «несанкционированность».

Куда актуальнее, например, агентству «Россия сегодня» показалась новость с заголовком «В США свободолюбивая корова ушла от полицейской погони»

Но федеральные телеканалы — по крайней мере, выпуски новостей — продолжали хранить глубокое молчание: только ведущий позднего «Воскресного вечера» на канале «Россия 1» Владимир Соловьев глубокомысленно сказал, что «теме надо отстояться». Ведущие рассказывали про что угодно: об очередных сводках с полей Донбасса, ситуации в Мосуле, смертоносной лавине в Японии, массовых протестах — но во Франции, коррупции — но в Южной Корее. Окончательным фарсом даже по невысоким риторическим меркам российского телевидения закончилась робкая попытка члена «Демократического выбора» Игоря Драндина поднять вопрос — может быть, на российском телевидении стоит все-таки обсудить российские события?

В ответ на Драндина обрушилась всей своей децибельной мощью сначала сенатор от Крыма Ольга Ковитиди, которая назвала его «козлом» и «предателем», желающим устроить «вторую Украину». А ведущий ток-шоу «Первая студия» Артем Шейнин, прославившийся своей брутальной манерой конферанса, по-военному четко объяснил, почему в прайм-тайм российский федеральный телеканал упорно отказывается уделить хоть немного эфирного времени событиям собственно России (в этот раз там, как и всегда, обсуждали очередные украинские беды). «Украину мы, — заявил Шейнин, — будем обсуждать до тех пор, пока вот такие крикуны, как вы (широким жестом обращаясь к воображаемому телезрителю) не поймут, до чего вы хотите довести страну своими разговорами о коррупции».


 

ЗАЩИТИМ КОРРУПЦИЮ!

Теперь о коррупции, которой формально и были посвящены митинги, хотя в каждом регионе, конечно, была своя специфика: тут весьма пригодилась перехваченная вовремя повестка. Как сказал один из гостей в студии шоу того же Владимира Соловьева: «А что им не нравится, государство же борется с коррупцией — вот Улюкаева (Алексей Улюкаев, бывший министр экономического развития, арестованный в офисе государственной компании «Роснефть». — NT) им посадили, чем они недовольны». Однако декан факультета госуправления МГУ и депутат Государственной думы Вячеслав Никонов в выпуске программы «Вечера с Владимиром Соловьевым» во вторник 28 марта рубанул с плеча: коррупция — это все предлог, выдуманный Западом, чтобы применять свои технологии цветных революций. Единственная страна, которая этим технологиям не подвержена, — Туркменистан.

Но что за коррупция или, боже упаси, чья именно коррупция (фамилия Медведев — ни-ни, в этом контексте не произносится) — тут российское телевидение до сих пор держит глухую оборону. Если о ней и можно рассуждать, то в максимально расплывчатых терминах, ритуально приговаривая, что коррупция существует везде. («А в Италии, что ли, нет коррупции?») Но бывают и смешные проколы, связанные со слишком назойливым использованием технологий.

Одним из таковых стал казус с российским поисковиком «Яндекс», сотрудники которого услышали в свой адрес много крайне обидных слов. Заголовки про митинги действительно в ключевые часы появлялись на «Яндекс.Новостях» в мерцающем режиме, что представители поисковика объяснили спецификой работы алгоритмов, которые формируют отдельные новости из разных изданий на общую тему в единый сюжет. Мол, это не цензура, мы тут ни при чем, просто вот так вышло, что про фестиваль «Ворвись в весну», который открылся в столичных парках, пишет существенно больше изданий, чем про массовый митинг неподалеку от тех же парков. В оборонительном пресс-релизе «Яндекс», правда, туманно намекнул на возможность манипуляции их роботом со стороны властей — что действительно имеющий место и не сегодня возникший трюк: тут пионером была московская мэрия. Десятки совершенно идентичных и в целом довольно бессмысленных газет, издаваемых управами разных московских районов, по команде выдают новость типа «Сергей Семенович Собянин открыл детский сад в Бибирево» — и беспристрастный робот думает, что произошло что-то действительно важное.

Повод для освещения митингов — реакция из-за рубежа, канал «Россия 1»,  27 марта 2017 года

По новым правилам на «Яндексе» в качестве СМИ теперь могут регистрироваться и государственные министерства и ведомства — и эти правила показали себя во всей красе в воскресенье во время митингов, когда примерно полсотни «редакций» с названиями типа «Министерство промышленности и торговли Республики Дагестан» и «Дагкомрелигии» выдали написанную под копирку «новость»: «Жители Махачкалы не поддержали антикоррупционный митинг». Именно «журналисты» этих отважных «изданий» помогли алгоритму «Яндекса» сформировать полноценный сюжет — после этого у читателя уже не осталось никаких сомнений в том, что митинг в Махачкале все-таки произошел, посвящен он был именно коррупции, а не чему-нибудь другому и что задержания на нем все-таки состоялись. А об эффективности манипуляций алгоритмами «Яндекса» говорит, например, тот факт, что на момент написания этого текста главной российской новостью была такая: «Двойной конфуз: Саакашвили дважды опозорился на конгрессе в Мальте».

YOUTUBE VS TV

К середине недели, когда все мировые СМИ вышли с картинками российских протестов, а интернет был забит видео, которые снимали десятки тысяч смартфонов по всей стране, ужимки госСМИ стали выглядеть уже полным абсурдом. Тогда в федеральном эфире наконец решились не только произнести крамольную фамилию «Навальный», но даже показать скриншот с сайта издания «Медуза», на котором демонстрировались результаты подсчета числа участников митингов по всей стране. В эфире ток-шоу Евгения Попова и Ольги Скабеевой («60 минут», канал «Россия 1») выступила спикер МИД РФ Мария Захарова, которая озвучила очередную линию информационной обороны: да, митинги, да, задержания, да, Госдепартамент и Евросоюз осудили — но кто без греха? Вот в Париже, например, идут массовые столкновения демонстрантов с полицией, а по их поводу Евросоюз молчит.

Кстати, о «Медузе». Сайт с редакцией в Риге, который в средний день собирает примерно 400–500 тыс. уникальных пользователей, в первые дни после протестов привлекал почти 1 млн человек в день. Для сравнения: сайт федерального агентства «Россия сегодня» со штатом в две с лишним тысячи человек и бюджетом 7 млрд руб. собирает 2 млн уникальных пользователей в день.

Этот пример показывает: можно по звонку из администрации президента заглушить освещение любой темы на телевидении. Но нельзя заставить людей перестать интересоваться актуальной темой. Вакуум найдет способ себя заполнить. Таким каналом стали видеоблогеры, работающие с крайне молодой аудиторией — той самой, благодаря которой эти митинги стали излишне оптимистично называть «крестовым походом детей». Фатальную ошибку совершил один из радиокомментаторов на «Вести FM», заявивший, что детям нечего делать в политике, они в ней ничего не понимают, что избирательный ценз существует не зря, так что — дословно — пусть обсуждают свою Диану Шурыгину (жертва изнасилования, ставшая героиней социальных сетей и нескольких ток-шоу на федеральных каналах. — NT).

Когда у крупнейших федеральных телеканалов в интернете меньше зрителей, чем у подростка с видеокамерой, старые приемы создания искусственного информационного дефицита больше не работают

И вот ему отвечает один из тех самых «детей, которые обсуждают свою Шурыгину». Видеоблогер SOBOLEV, на вид юноша лет не больше 20, записывает 12-минутный ролик, в описании которого говорится следующее: «Митинги проходят по всей стране… Власть МОЛЧИТ! Когда будет реакция на резонансное расследование коррупционных схем Навального? Почему НАС игнорируют? Важнейшая тема месяца!»

У видеоблогера SOBOLEV 2,5 млн подписчиков на YouTube. У телеканала «Россия-24» — не набирается и 700 тыс. Средний выпуск «Вестей недели» с Дмитрием Киселевым (который в это воскресенье не помянул митинги ни единым словом) собирает примерно 300 тыс. просмотров. Ролик SOBOLEV набрал за сутки 1,5 млн (подробнее — на стр. 38).

АТАКА РОБОТОВ

Возможно, это просто совпадение, но в четверг в прокремлевской газете «Известия» вышла новость: Министерство образования и науки «запустит программу патриотического воспитания молодежи в социальных сетях». На программу выделено 8 млн руб., и, согласно описанию тендера на сайте «Госзакупки», в 2017 году Министерство образования до сих пор считает молодежной социальной сетью сайт LiveJournal.

Ну и на полях: в эфире «Вестей FM» особенно ретивый гость в студии требовал от митингующих благодарности за то, что на них не выпустили «казаков и «Антимайдан», хотя те очень хотели. А «Комсомольская правда» (которая протесты освещала — например, оценивала стоимость кроссовок Алексея Навального, в которых его традиционно задержали на московском митинге и посадили на 15 суток) выдала совсем уж научно-фантастическую угрозу, творчески дополнив заявление замглавы МВД о том, что к провокаторам могут быть применены самые прогрессивные технические средства. Более того, даже полицейские не нужны, сообщила «Комсомолка»: на смутьянов могут выпустить «роботизированные комплексы», которые — цитата — бьют не только больно, но и бесполезно.

К концу недели стало ясно, что ни замалчивание, ни лицемерные вздохи о двойных стандартах Запада, ни угрозы действия не возымели, и зазвучала примирительная риторика: дескать, к требованиям протестующих надо прислушиваться, заявили и в Совете Федерации, и в Государственной думе. В четверг наконец высказался и президент Путин, напомнивший обывателям страшилки — украинский Майдан и «арабскую весну» и, как это любили делать советские руководители, погрозил пальчиком Западу: в советское время было принято напоминать, что «у вас негров линчуют», Путин поведал о разгоне демонстрации в Париже. Но информационный момент был очевидно и фатально упущен. В ситуации, когда у крупнейших федеральных телеканалов в интернете — то есть в пространстве, в котором практически с рождения существуют миллионы молодых россиян, — меньше зрителей, чем у подростка с видеокамерой, старые приемы создания искусственного информационного дефицита явно больше не работают.

Фото:  Александр Земляниченко/Ap/TASS, скриншот телепрограммы «60 минут»/«Россия 1»


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.