#Главное

#Новые медиа

#Темы

На плаву хайпа

2017.08.28

Источник любого мема в интернете всегда трудно, если вообще возможно, найти. Митинг 26 марта стал мемом, еще не начавшись, и найти единственного ответственного за это уже невозможно. Тем не менее факт остается фактом: уже с утра воскресенья 26 марта десятки крупнейших неполитических пабликов в сети «ВКонтакте» начали выкладывать призывы выйти на улицу и шутки про Дмитрия Медведева. Это не было спланированной акцией, как нам обязательно попытаются объяснить охранители. Это было то, что лучше всего описывается емким и нерусифицируемым термином «хайп». Огромные медиа с аудиторией в миллионы человек, существующие вне поля зрения конвенциональных СМИ, новостных агрегаторов, телевидения и медиааналитиков, вдруг одно за другим подхватили тему митинга.

Подростковый паблик MDK иронизирует по поводу митинга 26 марта 2017 года

ПАБЛИКИ ЗОВУТ НА МИТИНГ

Аудитория пабликов, которые обычно выкладывают шутки, цитаты героев поп-культуры или музыкальные подборки, неожиданно открыла для себя мир ОМОНа, автозаков и судов. Чтобы понять масштабы происшедшего, достаточно сказать, что весь день посты о митинге размещали паблики MDK и «Борщ», суммарное количество подписчиков которых превышает 13 млн человек.

Стал ли митинг «крестовым походом детей»? Конечно, подростков было больше, чем в 2011–2012 годах. Вероятно, это связано отчасти с историей брянских школьников, которые опубликовали видеозапись воспитательной беседы, проведенной с ними директором школы после того, как один из них записался в сообщество, обсуждающее акцию Навального, за что его забрали в полицию прямо с урока. На этой записи директор разъясняет пацанам, что Путин — это «лидер с высоким рейтингом за счет внешней политики», хотя внутренняя политика его «слабовата», потому что денег нет. Запись привлекла к себе такое внимание, что одного этого было достаточно, чтобы сотни учащихся присоединились к протестующим. При этом важно понимать, что «школьники вышли на митинг» — это публицистический штамп, который, возможно, объясняется тем, что и для провластных, и для оппозиционных журналистов все, кто выглядит младше 25, кажутся школьниками.


 

Больше половины подписчиков «Борща» — молодые люди 17–18 лет. Ядро аудитории паблика «Как я встретил столбняк» с 1,2 млн подписчиков, который тоже активно освещал митинги, — 18–21. Другими словами, речь идет скорее о студентах младших курсов.

YouTube в резком помолодении протеста сыграл роль едва ли не более важную, чем «ВКонтакте». Трансляция с митинга в Москве, которую вел Фонд борьбы с коррупцией, стабильно занимала первое место в трендах — разделе, куда попадают видео, быстрее всех набирающие просмотры. Попасть туда для YouTube-канала — это как выиграть в казино: что бы вы ни показывали, гигантская аудитория обеспечена. В итоге трансляция набрала невероятные 4,5 млн просмотров. Неудивительно, что она была прервана появлением в офисе ФБК полиции: допустить, чтобы такое количество людей в прямом эфире видели, как молодые люди вышли на акции по всей стране и как жестко их задерживал ОМОН, власть не могла.

Хайп не закончился с окончанием митинга. Несколько популярных видеоблогеров оперативно записали ролики уже в воскресенье, а 28 марта Николай Соболев, чей канал входит в число самых быстрорастущих из русскоязычных, записал стенд-ап про митинг. Через два часа после выхода у этого видео было уже около 500 тыс. просмотров. На момент сдачи номера — 2 млн. Для сравнения, суточная аудитория Первого канала — около 10 млн.

12-минутный ролик мегапопулярного видеоблогера SOBOLEV,a за три дня набрал около 2 млн просмотров, 31 марта 2017 года

Когда выяснилось, что власть не намерена давать ответы на заданные ей вопросы, это оказалось личным оскорблением для людей, которые еще не привыкли к великодержавному хамству в силу возраста

Кажется, Соболев лучше всех сформулировал причины, побудившие его аудиторию выйти на митинг и не забыть о нем на следующий день: «Я не политический блогер, я во многих вопросах политики не компетентен. Я весьма скептически отношусь к самому Навальному. Но одно я знаю абсолютно точно: информация, которую предоставил ФБК, выглядела достаточно убедительно для того, чтобы люди получили ответ на свой главный вопрос: где деньги, Лебовски (аллюзия на фильм братьев Коэнов «Большой Лебовски». — NT). Если это все неправда — так просто скажите народу об этом, объясните, как так получилось. Пока мы никаких ответов не услышали, я лично молчать не собираюсь». Примерно так же звучит главный тезис Данилы Поперечного, еще одного популярного видеблогера, чей ролик про митинг собрал 1 млн просмотров: «Он (Медведев. — NT) не считает нужным объясниться перед нами — людьми, у которых он взял деньги».

ПОЛИТИКА ИДЕТ В СОЦСЕТИ

Для читателей NT эти претензии могут выглядеть несколько наивно: молчание или оскорбительные отговорки властей в ответ на очередное расследование Навального — такая же привычная часть пейзажа, как сфабрикованные уголовные дела против оппозиционных активистов. Однако для подписчиков Соболева и Поперечного это стало главным открытием нынешней весны. Что важно, и тот и другой, как и еще десятки блогеров, записавших ролики про митинг и Медведева, до этого редко высказывались на политические темы.

Для подавляющего большинства из тех, кто в воскресенье впервые вышел на митинг, Навальный не является безусловным лидером — так же, как режим не является безусловным злом. Но когда выяснилось, что власть не только не намерена давать ответы на заданные ей вопросы, но и сделает все, чтобы вопросы больше не задавались, это оказалось личным оскорблением для людей, которые еще не привыкли к великодержавному хамству в силу возраста.

Масштаб задержаний и полное замалчивание темы митингов в лоялистских СМИ — привычные методы борьбы с оппозицией — в глазах этой аудитории тоже играют против власти: они всего лишь хотят услышать ответы на свои вопросы, это не фигура речи; но вместо ответов получают автозаки и тишину в эфире.

«Молодежь не смотрит телевизор», — распространенный журналистский штамп. Это не так, подростки смотрят телевизор много и охотно, но в другом смысле слова. Они смотрят много сериалов и развлекательных шоу (часто не в эфире, а в YouTube), но никогда не включают телевизор, чтобы просто посмотреть прямой эфир вечером. Так или иначе, замалчивание темы митингов на федеральных каналах не прошло мимо них. Тем более что им есть с чем сравнить: как мы видим, YouTube отреагировал мгновенно.

Неполитический паблик шутит на политические темы, 26 марта 2017 года

«Огромный сегмент YouTube, занятый развлекательными видео для школьников и студентов, всегда казался полем совершенно свободным от политики, — говорит Игорь Антоновский, создатель популярного паблика «ВКонтакте» и сценариста нескольких шоу на YouTube. — Здесь даже русские с украинцами находились в достаточно толерантных отношениях. Но теперь политика ворвалась и сюда».

УСПЕХ КОМАНДЫ НАВАЛЬНОГО

Навальный давно начал обращать внимание на YouTube. Этой весной интервью с ним вышло на kamikadze_d, самом популярном из российских политических каналов на YouTube. Хотя ролик собрал более 1 млн просмотров, интервью осталось абсолютно незамеченным журналистами. Что характерно, даже создатель канала kamikadze_d, исключительно политического и резко оппозиционного канала, в переписке с NT утверждает, что «пошел на митинг не из-за Навального, а из-за расследования».

Фильм ФБК про Медведева набрал на YouTube 15,5 млн просмотров (из них 4 млн — за неделю после митинга). «Незадолго до выхода фильма про Медведева, — говорит Антоновский, — YouTube изменил алгоритм рекомендаций. Алгоритм — это такое магическое слово для всех, кто занимается соцсетями, именно он определяет, какой контент люди видят, а какой нет. YouTube стал выводить в топ видео, набирающие популярность. И если раньше школьникам он не показывал на главной странице политический контент, потому что анализировал то, что они смотрят, и считал, что он им не интересен, то теперь популярный политический ролик может появиться на главной странице. Поэтому фильм «Он вам не Димон» попал в очень удачный момент. Плюс там интересное начало про кроссовки».

Такого же мнения придерживается Василий Сонькин, генеральный продюсер компании «Стратосфера», занимающейся производством видео: «YouTube выводит ролики в тренды не за количество просмотров, а за количество просмотренных минут. Пятидесятиминутный ролик, который смотрят тысячи людей, быстро поднимается в рейтинге. YouTube, реагируя на это, считает такой контент перспективным, показывает его все большему количеству людей. Когда ролик становится популярным, все видеоблогеры подхватывают тему, чтобы собрать побольше просмотров. Раз — и тема полностью захватывает ленту».

Впрочем, победу праздновать рано. Кроссовки Медведева стали мемом — это факт. Но мемы живут и умирают очень быстро. «Видеоблогеры — достаточно циничные люди, точно так же как телевизионные менеджеры. Какой контент работает, такой и будут пилить, — говорит Антоновский. — Сделали видос про митинг, дальше пойдет другой хайп, и будут видосы про него».

В ПОИСКАХ НОВОГО ЯЗЫКА

С другой стороны, большая политика ворвалась в медийное пространство сотен тысяч, если не миллионов, молодых людей, которые до этого не то чтобы не знали фамилию Навальный или слово «автозак», но скорее считали эти вещи чем-то скучным и их не касающимся. Теперь любой неверный шаг власти (а власть будет их совершать, потому что еще менее чем оппозиция умеет говорить на языке этой аудитории) может стать мемом еще более мощным, чем «Он вам не Димон». И в какой-то момент мем из повода для шуток может стать поводом для действия.

Популярный паблик издевается над традиционными СМИ,  26 марта 2017 года

«Пафосная фальшь не работает, и поэтому у телевизионной пропаганды нет шансов. Методологического способа справиться с этими проблемами у власти, в общем, нет»

К тому же для дискредитации власти образовательная система делает больше, чем любой оппозиционный политик. В последнее время в интернет буквально ежедневно попадают записи бессмысленных «воспитательных бесед», «патриотических лекций» и прочих низовых инициатив, работающих на уничтожение остатков доверия и уважения школьников и студентов к провластному нарративу. «Вы предатели, изменники и либерало-фашисты», — сообщает учитель томской гимназии школьникам, которые вышли на митинг 26 марта.

«В интернете уже несколько лет эпоха новой искренности, — говорит Сонькин. — Пафосная фальшь не работает, и поэтому у телевизионной пропаганды нет шансов. Методологического способа справиться с этими проблемами у власти, в общем, нет. Разве что необратимо измениться самой». Каждая новая попытка поговорить с молодой аудиторией привычным казенным языком или, что еще хуже, надавить на нее будет приводить к прямо противоположному результату.

Конечно, тот же вызов стоит и перед оппозицией в лице Навального (важная черта этого митинга: для молодой аудитории из оппозиционных политиков в качестве некомической фигуры существует отныне только Навальный). Ему нужно будет найти какой-то адекватный этой аудитории и очень искренний язык. «Если Навальный вдруг, не дай бог, решит использовать, скажем, Ждуна (популярный мем прошлой зимы. — NT), то он сразу потеряет тысячи этих школьников, потому что Ждун — это мамкин мем, — говорит Антоновский. — Держаться на плаву хайпа очень тяжело»

Фото: социальные сети, канал sobolev на сайте youtube.com

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share