Требование обязательной установки российской навигационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на ввозимые в Россию иномарки привело к тому, что владивостокский бизнес по перегону японских автомобилей, и без того находящийся на грани выживания, оказался парализован. На таможне скопились тысячи машин из Японии, авторынки опустели, сотни человек вышли протестовать.
Впервые новости о системе «ЭРА-ГЛОНАСС» появились в 2010 году, когда Владимир Путин, будучи премьером, предложил оснащать все произведенные в России автомобили кнопкой SOS — чтобы в случае аварии сразу вызвать службы быстрого реагирования. Предполагалось, что это сократит время приезда ГИБДД и скорой до 30%.
С 1 января 2017 года «ГЛОНАСС» неожиданно наступила для всех ввозимых в Россию машин — изменились правила постановки на учет иностранных автомобилей, и наличие этой системы стало обязательным условием.
Во Владивостоке, одном из самых автомобильных городов России, это требование вызвало волну протестов. Почти все жители Приморья ездят на машинах с правым рулем, а импорт подержанных авто из Японии — значимый для региона бизнес.
С 1 января для оформления паспорта транспортного средства (ПТС) стали требовать сертификат безопасности конструкции, а его без кнопки SOS системы «ЭРА-ГЛОНАСС»,
которой в иномарках нет, получить нельзя. Ситуация усугубилась тем, что порядок оборудования системой ввозимых в РФ машин не был определен, и сертифицированных центров, где можно было бы установить «ГЛОНАСС», на Дальнем Востоке не оказалось. Машины застряли на таможенных складах временного хранения. Реакции властей не последовало.
Складской коллапс
Предприниматель Александр Сосна 15 лет занимается продажей японских машин во Владивостоке. На таможне застряли десять его машин. Стоянка каждой обходится в десятки тысяч рублей в месяц. Бизнес встал, покупатели обрывают телефон.
— Автомобили без «ГЛОНАСС» я не могу ни продать, ни подарить — это просто груда железа. Пока власти ничего не решат, судьба моих денег и машин неизвестна, — говорит бизнесмен.
«Тем временем россияне, поверив обещаниям решить проблему с «Эрой», массово закупаются (в Японии) транспортом и отправляют его в Россию. На сегодняшний день в той или иной стадии доставки находится от 3 тыс. до 5 тыс. машин — в порту и на складах таможни их негде ставить», — писал в марте автомобильный портал drom.ru.
После многочисленных обращений предпринимателей губернатор Приморья Владимир Миклушевский пообещал обратиться с проблемой в правительство РФ. Чуть позже аналогичное обещание дал полпред президента РФ в Дальневосточном округе Юрий Трутнев.
Первый митинг против «ЭРА-ГЛОНАСС» прошел во Владивостоке 19 февраля. О его проведении в этот день объявил депутат Владивостокской городской думы Андрей Галицких.
За два дня до 19 февраля владивостокская таможня начала выдавать ПТС на машины без кнопки SOS. Но только на те авто, которые были ввезены до 15 февраля. Губернатор Миклушевский заявил, что премьер-министр Дмитрий Медведев уже поручил урегулировать ситуацию. Галицких отменил митинг.
Но активисты не переставали задавать вопросы чиновникам, на интернет-форумах и в соцсетях: в какую сумму обойдется оснащение подержанных машин этой кнопкой, кто и где этим будет заниматься, кто гарантирует, что уже выданные ПТС потом не аннулируют? Не получив ответов, горожане попытались сами согласовать митинг. Из администрации пришел ответ: на главной площади Владивостока запланированы санитарные мероприятия. Тогда местная ячейка КПРФ взяла на себя ответственность за проведение несогласованного собрания в другом месте — возле памятника Ленину.
Накануне митинга полицейские убеждали автомобильных брокеров и продавцов японских машин не ходить на акцию, плакаты не рисовать и активно не высказываться. Не помогло: 19 февраля на Привокзальную площадь Владивостока вышли несколько сотен человек с лозунгами «ЭРА-ГЛОНАСС» — добровольный выбор», «Вчера «Платон», сегодня «ГЛОНАСС», завтра коллапс!» Люди требовали, чтобы систему устанавливали только на новые автомобили или в добровольном порядке. Полицейские задержали шестерых человек, которые были с транспарантами.
Остальные участники акции пили корейский баночный кофе и вспоминали 2008 год, когда власти пытались запретить правый руль, а для разгона протестующих прислали московский ОМОН, говорили о том, что эта система бесполезна. Одним из митинговавших был предприниматель Илья Максимов. 40 автомобилей, которые его компания привезла из Японии, зависли на таможне. Илья рассказал, как для проверки нажимал кнопку SOS на машинах, где она установлена. Диспетчер экстренных служб отреагировал на сигнал только на следующий день.
Вопросы без ответов
2 марта полпред президента в ДФО Юрий Трутнев заявил, что требование по установке системы «ЭРА-ГЛОНАСС» останется в силе: «Разговоров о том, что мы внесем изменения, у нас не было. Будем продолжать и далее впускать подержанные иномарки только с установкой «ЭРА-ГЛОНАСС». Это решение принято для безопасности людей, и менять его никто не планирует».
Это вызвало новую волну возмущения во Владивостоке. Приморские коммунисты еще дважды пытались согласовать новый митинг, оба раза получили отказ. Тогда активист Максим Шинкаренко провел у здания администрации Приморского края одиночный пикет с плакатом «Губернатор испугался митинга против «ГЛОНАСС!», требуя предоставить гражданам возможность провести очередную акцию. 18 марта на одиночные пикеты вышли уже около ста человек, выстроившись вдоль дороги — по человеку через каждые 50 метров.
19-го митинг состоялся — несогласованный. Как только Шинкаренко развернул плакат «Пошлины, ОСАГО, утильсбор, техосмотр, цены на бензин, «ГЛОНАСС»?! Хватит нас доить!», полицейские погрузили активиста в автозак.
Спустя пять дней во Владивосток приехал врио генерального директора АО «ГЛОНАСС» Андрей Жерегеля. Он пообещал, что первую тысячу кнопок SOS завезут в город в начале апреля, и назвал цену — от 10 тыс. до 30 тыс. руб. Тогда же выяснилось, что чудо-кнопка при аварии сама не сработает — на нее нужно нажать.
Такие новости приморские активисты восприняли негативно. «Я понимал, что систему уже не отменят, — говорит Максим Шинкаренко. — Но когда нам показали этот прибор, я не понял: за что платить 30 тыс.? Это просто сим-карта и GPS. Да, система «ГЛОНАСС» знает, где я нахожусь. Но, чтобы получить помощь, мне нужно нажать на кнопку. А если я нахожусь в глухой тайге, кто ко мне поедет?»
Как только Шинкаренко развернул плакат «Пошлины, ОСАГО, утильсбор, техосмотр, цены на бензин, ГЛОНАСС?! Хватит нас доить!», полицейские погрузили активиста в автозак
1 апреля в администрации Приморского края прошла встреча представителей власти с инициативной группой активистов. Вокруг здания выставили полицейские кордоны, а на парковке стоял автобус с ОМОНом. По словам участников встречи, конкретных ответов они не получили, была какая-то «рекламная кампания чудо-кнопочек». На следующий день люди снова вышли на митинг — на этот раз согласованный.
Скорая приедет не скоро
На этот митинг возле памятника Ленину пришли около 500 человек. Основными темами стали монополистическая сущность системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и ее коммерческая составляющая. Люди возмущались, что этот проект окупается за их счет, выкрикивали «мораторий!», говорили о бесполезности кнопки за 30 тыс. руб. Это, кстати, подтвердил вышедший к микрофону работник скорой помощи: по его словам, бригада не бросится тут же на сигнал SOS, потому что машин не хватает и на городские вызовы.
В резолюции митингующие потребовали ввести мораторий на установку кнопки SOS до 2020 года, отменить запрет на выдачу ПТС машинам без этой системы и ее обязательную установку для автомобилей с пробегом, а также обязать возместить ущерб тем автовладельцам, которые в результате бездействия властей терпят убытки из-за хранения автомобилей на складах. Наконец, люди настаивают на расследовании в отношении АО «ГЛОНАСС» на предмет коррупции.
С 5 апреля во владивостокском автоцентре «Сумотори-Авто» начали устанавливать первую тысячу полученных модулей системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Стоимость прибора с установкой — 27 111 руб. При этом автовладельцы подписывают договор, в котором прописано, что «ГЛОНАСС» не несет ответственности за какой-либо ущерб, а «риск случайной гибели переходит к заказчику».
Первый паспорт технического средства на подержанный японский автомобиль выдали во Владивостоке только 7 апреля.
Фото: Антон Новгородов