Нет, не часто маленькой Швейцарии доводилось стоять у истоков больших событий. Но в 1917 году именно такой шанс дал ей лично «вождь мирового пролетариата». К февралю 1916-го Владимир Ульянов (Ленин), успев пожить в Женеве и Берне, обосновался в Цюрихе, где благополучно завершил свой труд под названием «Империализм как высшая стадия капитализма». Пролетел год. С удивлением узнав о Февральской революции в России, Ильич принял историческое решение. «Пора, мой друг, пора», — сказал он своей жене Надежде Крупской. Ну и своей подруге Инессе Арманд — тоже.
В апреле 2017-го события столетней давности ожили на перроне цюрихского вокзала, благодаря театральному ансамблю Thorgevsky & Wiener из Базеля, поставившему спектакль «Цюрих — Петроград: билет в один конец» при содействии Швейцарских федеральных железных дорог (SBB/CFF). Попутчиками Ленина, Крупской, Арманд, Клары Цеткин, Сарры Равич, Карла Радека, Григория Зиновьева и еще нескольких энтузиастов революции (в ряде случаев одновременно и будущих жертв) в исполнении 14 актеров, стали почти 400 пассажиров необычного поезда, отправившегося из Цюриха до Шаффхаузена на границе с Германией. Эта постановка стала частью масштабного культурно-исторического проекта, который к столетию революционных событий в России придумали три швейцарских университета — Базельский, Бернский и Цюрихский — на средства Швейцарского национального научного фонда*.
После программной речи Ильича на перроне споры о будущем революции (и не только) перемещаются в вагоны. Самый первый ленинский декрет — о запрете курения в плацкарте. Сподвижники вождя бурно дискутируют о том, чья очередь идти курить в туалет.
Один из них, Карл Радек, появляется «на сцене» не сразу — его долго где-то прячут: как австрийского подданного его могут забрать на фронт, к тому же он шапки воровал. Практичная Надежда Константиновна везет контрабандой продукты и заставляет товарищей прятать шоколад со словами «Мне нужно поберечь Ильича». Но дела житейские не уберегают ее от полемики с подругой-соперницей — в одном из вагонов Крупская вступает в словесную перепалку с экзальтированной Арманд: «Надин, вы любили когда-нибудь страстно?» — «Да!» — «Кого?» — «Революцию, товарищ Инесса».
«Я их всех ненавижу!» — отвечает автор спектакля Мария Тхоржевская на вопрос о ее собственном отношении к персонажам, путешествующим в «пломбированном вагоне» (а это, как мы помним, собирательный образ всех трех поездов, на которых Ленин добирался из Цюриха в Петроград).
Работая над сценарием спектакля, Тхоржевская перечитала мемуары сподвижников Ленина, немало исторических документов, произведения Ивана Бунина, Зинаиды Гиппиус, Марка Алданова.
«Это тот самый поезд?» — часто спрашивали пассажиры. Честный ответ: нет, не тот самый. Но все равно не абы что: паровоз 1904 года выпуска, вагоны чуть более позднего периода — все соответствует эпохе до мелочей. И, кстати, поезд мчится в светлое советское будущее на удивление быстро: средняя скорость паровоза начала XX века — 70–100 км/ч.
Чтобы спектакль смогли увидеть все пассажиры, его эпизоды поочередно играли в каждом из пяти вагонов. Начавшись радостным балаганом и песнями, к середине пути действие перетекает в трагедию, завершаясь монологом человека, который вот-вот будет казнен, хотя до конца и не верит в это… Как не верил в каверзы судьбы и швейцарец Фридрих Платтен, организовавший сто лет назад выезд Ленина из Цюриха, создавший швейцарскую партию коммунистов, посвятивший жизнь революции, переехавший в Советский Союз, сделавший там карьеру и… в 1937-м арестованный, а пять лет спустя погибший в лагере под Архангельском.
Как развивался бы ход истории, если бы поезд с Лениным не тронулся тогда с перрона цюрихского вокзала? «Этот вопрос часто доводится слышать сегодня, — говорит профессор Базельского университета Беньямин Шенк. — Однозначно утверждать не возьмусь, но, скорее всего, история России сложилась бы иначе. Да и история Европы тоже. Ленин с его категоричной целеустремленностью привнес нечто новое в историю русской революции. Я с трудом представляю, что без его энергии дошло бы до событий октября 1917-го».
* Полная информация о проекте — на сайте www.revolution-1917.ch.
Фото: © Matthias Käser, © Lioudmila Clot