#Мир

Венесуэла: кадровая перестановка или бескровный переворот?

04.08.2016 | Бай Евгений

Столкнувшись с перспективой импичмента,  президент Мадуро передал ключевые функции министру обороны

Президент Венесуэлы Николас Мадуро

 

Национальный избирательный совет (НИС) Венесуэлы признал законными 208 тыс. подписей, собранных в пользу отзыва Николаса Мадуро с президентского поста. Сбор подписей был инициирован депутатами Национальной ассамблеи (парламента) Венесуэлы, в которой две трети мест принадлежит оппозиции. Этот шаг был необходим для проведения референдума о досрочном отзыве Мадуро: согласно закону о референдуме, принятому еще на заре правления Уго Чавеса, плебисцит возможен, только если инициаторы соберут в его пользу не менее 200 тыс. подписей зарегистрированных избирателей (1% от общего количества). Подконтрольный властям НИС долго тянул с решением о признании собранных подписей легитимными, но в конце концов пошел на попятный — после того, как парламент пригрозил массовыми протестами и кампанией гражданского неповиновения. Тем самым венесуэльская оппозиция одержала первую важную победу.

Шансы и сценарии

Теперь инициаторам референдума, согласно уже упомянутому закону, нужно собрать 4 млн подписей, что составляет 20% всего электората. Если им это удастся, в стране будет официально объявлено о проведении всенародного голосования. Но это еще не все: чтобы добиться досрочной отставки президента, инициаторам референдума нужно заручиться поддержкой в общей сложности около 7,5 млн голосов избирателей (формально — на один голос больше, чем получил сам Мадуро на президентских выборах 2013 года). В итоге получается, что шансы Мадуро остаться в президентском кресле в случае проведения референдума невелики: за его отзыв, по данным социологического центра Venebarometro, выступают 64% венесуэльцев, а это как минимум 10 млн голосов избирателей.

Национальная ассамблея намерена сделать все, чтобы провести референдум до конца этого года: если венесуэльцы скажут «да» отзыву Мадуро, в стране будут объявлены досрочные выборы. Но возможен и другой сценарий, на который, судя по всему, и сделают ставку власти: проведение референдума (их стараниями) затягивается, и он проходит уже после 10 января 2017 года (начиная с этой даты Мадуро остается сидеть в президентском дворце ровно два года). В этом случае, опять же по закону, на место нынешнего президента заступает нынешний вице-президент Аристобуло Истурис. А это автоматически означает сохранение статус-кво: непопулярный режим, приведший страну на край экономической катастрофы, останется при своих.

С другой стороны, такой сценарий несет риск и для чавистских властей. Назначение Истуриса, столь же некомпетентного как и Мадуро руководителя, может вызвать еще больший социальный взрыв в Венесуэле, чье население доведено до исступления тотальной нехваткой продовольственных товаров, дикими ценами (следствие гиперинфляции, которая в нынешнем году, как считают местные экономисты, составит 480%) и развалом системы здравоохранения. Десятки тысяч венесуэльцев чуть ли не каждый день прорываются через границу с соседней Колумбией, чтобы купить там хоть какие то продукты и медикаменты.

Шансы Мадуро остаться в президентском кресле в случае проведения референдума невелики: за его отзыв, по данным социологического центра Venebarometro, выступают 64% венесуэльцев, а это как минимум 10 млн голосов избирателей

«Продовольственный царь»

 В сложившейся ситуации власти придумали хитроумный ход. Своим декретом Мадуро наделил сверхполномочиями министра обороны страны, 53-летнего Владимира Падрино — тот стал ответственным за получение из-за рубежа и распределение продовольствия, а сейчас это — центральный нерв всей венесуэльской экономики. Но на продовольствии интрига не замыкается. Теперь все министры кабинета должны рапортовать Падрино и по другим социально-экономическим направлениям, которые они курируют. По сути, четырехзвездный генерал стал главой кабинета и со-президентом страны наравне с Николасом Мадуро.

Но и это еще не все. «Назначение Падрино, которому поручено решить проблему обеспечения населения продовольствием, — явное свидетельство того, что этот человек наделяется и политической перспективой, — отмечает венесуэльский интернет-портал La Padilla. — Таким образом, режим получает кандидата на замещение Мадуро в случае, если тот проиграет на референдуме в 2017 году».

Вывод очевиден: страна с большой степенью вероятности в 2017 году получит президента-генерала.

Вопрос: почему на эту роль был избран именно министр обороны? У Падрино в стране сложилась репутация относительно умеренного руководителя. Так, в разгар социальных протестов 2015 года генерал выступил с заявлением о том, что армия не станет предпринимать никаких антиконституционных действий, а те, кто ее на это толкаeт, — провокаторы. Кроме того, Падрино, в отличие от многих других высокопоставленных венесуэльских военных, никак не был скомпрометирован прозвучавшими из США обвинениями в наркоторговле и принадлежности к мафиозному клану Cartel de Soles.

Венесуэла с большой степенью вероятности в 2017 году получит президента-генерала  

Бескровный переворот 

У многих аналитиков как в Венесуэле, так и за ее пределами, возникло ощущение, что в стране произошел бескровный военный переворот. «Когда Мадуро назначил Падрино главной политической фигурой в стране, в Венесуэле объяснили это главным образом тем, что зашатавшееся правительство решило добровольно уступить власть военным, — пишет специализированное американское издание Latin America Goes Global. — Но есть и альтернативный взгляд: возможно, сами же военные решили избавиться от Мадуро и взять власть в свои руки. Если это так, то мы присутствуем при новом виде переворота в Латинской Америке: президент формально не отстранен от власти, но его руки при этом полностью скованы».

Вероятно, обе точки зрения имеют право на сосуществование. Но главный вопрос все же в том, в состоянии ли военные у власти изменить тренд и предотвратить дефолт венесуэльской экономики, хаос и, возможно, общенациональное восстание в самой богатой нефтью стране мирa?

Сомнений в том, что им это удастся, предостаточно. Во-первых, как свидетельствуют информированные источники, в самих казармах зреет недовольство среди солдат и низшего и среднего офицерского звена не меньшее, чем на «гражданке». Как утверждает эмигрировавший в США генерал Антонио Риверо, полковник венесуэльской армии получает всего $60 в месяц по курсу «черного рынка», а лейтенант — $28. «В казармах назревает недовольство убогим медицинским обслуживанием и полным отсутствием уверенности в завтрашнем дне, — говорит Риверо. — Можно сказать, что кризис в стране накрыл и военных. Нельзя исключать, что в случае социального взрыва многие солдаты и офицеры перейдут на сторону восставших».

«Возможно, сами же военные решили избавиться от Мадуро и взять власть в свои руки. Если это так, то мы присутствуем при новом виде переворота в Латинской Америке: президент формально не отстранен от власти, но его руки при этом полностью скованы».

Мафия и нефть

Во-вторых, у Владимира Падрино уже начались серьезные трения с другими генералами, в первую очередь с министром внутренних дел, экс-главой Национальной гвардии Нестором Реверолем, одним из тех венесуэльских военных, кого США обвинили в наркоторговле, Более того, в Вашингтоне считают Ревероля ключевой фигурой в преступном мафиозном клане Cartel de Soles.

Как пишет испаноязычная американская газета El Nuevo Herald, Падрино двe недели назад послал радиограмму Реверолю, но тот на нее не ответил. Тогда министр отправил к нему своего заместителя, но экс-глава Нацгвардии отказался с ним встречаться. Наконец генерал позвонил Реверолю сам и тот сказал ему: «Я не буду подчиняться твоим приказам, для меня есть только один руководитель — президент».

Как пишет издание, в том конфликте Мадуро принял сторону Падрино. Но проходит несколько дней, и Ревероля назначают министром внутренних дел Венесуэлы.

Свара двух ведущих силовиков, как можно понять, не предвещает стране ничего хорошего.

И, наконец, третий негативный фактор — развал венесуэльской нефтянки. По данным агентства Bloomberg, производство нефти в стране сократилось до 2,18 млн баррелей в день, что на 240 тыс. баррелей меньше, чем в прошлом году. Это — самый низкий уровень с 2003 года, когда государственную нефтяную компанию Petroleos de Venezuela (PDVSA) охватила самая массовая забастовка за всю ее историю.

Свара двух ведущих силовиков, как можно понять, не предвещает стране ничего хорошего

Что же касается доходов PDVSA, то они в прошлом году, по данным Bloomberg, сократились на 41% — $72,2 млрд против $121,9 млрд годoм раньше. «Мало кто в мире понимает, почему Венесуэла еще не объявляет дефолт по своим внешним долгам», — пишет Bloomberg.

В этих условиях даже респектабельный генерал с относительно демократическим имиджем вряд ли станет спасителем нации от надвигающейся катастрофы. Дворцовый переворот «нового типа» без радикальных перемен не даст венесуэльцам ни еды, ни свободы, ни демократии.

Фото: Ariana Cubillos


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.