#Политика

Путин и Эрдоган помирились окончательно

10.08.2016 | Борис Юнанов

Главным практическим итогом встречи в Питере стала реанимация сырьевого проекта «Турецкий поток». Но оба лидера, похоже, готовы идти гораздо дальше

Президент РФ В.Путин с президентом Турции Р.Эрдоганом на встрече в Санкт-Петербурге

На встрече в Константиновском дворце 9 августа Путин и Эрдоган высказались за отмену экономических санкций в отношении друг друга. Уже в ближайшее время будут сняты запреты на работу турецких строительных фирм, а осенью состоится заседание комиссии по экономическому сотрудничеству. Эрдоган заявил Путину о готовности Турции не только и впредь покупать российский газ (сейчас объем закупок составляет 28 млрд кубометров, 18 из которых приходится на долю компаний с госучастием), но и обеспечить поставки российского газа в Европу в рамках проекта «Турецкий поток» — по газопроводу, который будет проходить по дну Черного моря из района Анапы в Турцию.

Другая важная новость: Эрдоган сказал о присвоении особого статуса «стратегической инвестиции» первой в Турции АЭС «Аккую» — этот проект «Росатома» оценивается в $20 млрд и ради него были внесены изменения в турецкое законодательство о прибрежных районах и оливковых рощах.

Восстановления авиаперевозок, прежде всего чартерного сообщения, между двумя странами до докризисного уровня пока не наблюдается, но Путин и это назвал «делом техники». «Выход на докризисный объем туристического потока — это только вопрос времени», — сказал Путин.

Путь к примирению

Предыдущая встреча Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана прошла на полях саммита G20 в турецкой Анталье 15 ноября 2015 года. А 24 ноября истребитель F-16C турецких ВВС сбил российский бомбардировщик Су-24, который, как утверждала Анкара, находился в турецком воздушном пространстве близ границы с Сирией. В свою очередь, Миноброоны РФ настаивало на том, что самолет летел там же, где и упал, — над территорией Сирии. Скорее всего, российский самолет действительно на несколько минут отклонился от заданного маршрута и «нарушил турецкий суверенитет». Но Москва полагала, что между союзниками — а Путин и Эрдоган, как все считали, твердо договорились вместе стоять против «Исламского государства»*, — такое прощается: война есть война, всякое бывает. Отношения двух стран разом рухнули. Турецкие товары и инвестиции в России оказались под запретом, Турция как туристический маршрут для россиян перестала существовать. Начались взаимные упреки, вплоть до обвинений в пособничестве террористам. Сам Эрдоган и его ближайшее окружение стали чуть ли не знаковыми отрицательными фигурами официальной российской пропаганды. Москва отрицала даже гипотетическую возможность примирения, если Анкара не принесет официальные извинения за сбитый самолет и не выплатит компенсацию. Ситуация коренным образом поменялась в конце июня 2015 года, когда Эрдоган неожиданно направил личное послание Путину, в котором сумел найти нужные слова. Эксперты, особенно в Турции, до сих пор спорят: было ли в нем «извинение» за сбитый самолет, или всего лишь «сожаление» за нечаянные сложившиеся обстоятельства, которых никто не желал. Суть однако в том что сама тональность письма устроила Путина — она была безоговорочно, вплоть до раскаяния, примирительной. Буквально на следующий день вооруженные террористы расстреляли мирных граждан в международном аэропорту Стамбула, и Путин позвонил Эрдогану выразить соболезнования. Они проговорили 40 минут, в итоге договорившись о личной встрече, причем очень скоро, уже в августе. Первоначальным местом встречи назывался Сочи, но в конце июля — начале августа стало известно, что она состоится в Питере. Любопытно, что вплоть до последнего момента мало кто знал, где остановится высокая турецкая делегация. 8 августа политолог Станислав Белковский написал на своей страничке в сети Facebook, что ему приходится съезжать из роскошного номера в отеле «Гельвеция», особняке XIX века, так как «прямо завтра (то есть 9 августа. — NT) cюда заселяется Эрдоган. Его охрана явилась уже сегодня». Хозяину отеля, азербайджанцу Юнису Теймурханлы, «большие турки важнее маленьких евреев», пошутил Белковский.

Точки сближения

Судя по официальной телекартинке встречи, 9 августа и Путин, и Эрдоган остались довольны примирением, которое для обоих весьма своевременно. Эрдоган только что пережил попытку военного переворота, а Путин все глубже вязнет в сирийской трясине, из которой без содействия Анкары выбраться будет весьма сложно. Тем более, что основная битва между противоборствующими сторонами в Сирии сейчас идет за Алеппо, крупнейший мегаполис неподалеку от турецкой границы. При этом надежды Москвы на активную роль курдского ополчения в борьбе с общим врагом пока не оправдываются — курды не хотят, чтобы основные лавры победителя над «Исламским государством »* и другими радикальными суннитскими группировками с их помощью достались президенту Башару Асаду.

Кроме того, курдские лидеры ратуют за федерализацию Сирии, чего не хотят ни Москва, ни Анкара. Так что почва для нового союза двух стран в сирийском досье практически готова. Разве что Москве важно еще заручиться заверениями Анкары в том, что она не станет помогать группировкам из числа умеренных в борьбе с режимом в Дамаске. И скорее всего, такие заверения 9 августа были получены. Дело ведь не только в Сирии. У Эрдогана, как и у Путина, — глубокие расхождения с ЕС и США . И они стали еще глубже после того, как Германия, локомотив единой Европы, признала геноцид армян в Османской империи, а США отказываются выдать Анкаре проживающего за океаном оппозиционера Фетхуллаха Гюлена, исламского проповедника, лидера движения «Хизмет» («Помощь»), которого Эрдоган и его окружение считают главным вдохновителем военных, устроивших заговор. Между тем, Анкара всегда выдавала Вашингтону разного рода террористов по первому же требованию из-за океана.

Акция сторонников президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на площади Таксим в Стамбуле, 18 июля 2016 года

Наконец, по некоторым данным, Эрдоган обижен и на блок НАТО: якобы натовские союзники Турции были в курсе того, что генерал турецких ВВС Бекыр Эрджан Ван, командующий натовской базой «Инджирлик» в Турции, поддержал заговорщиков (Эрджан Ван попросил убежище в США, но получил отказ и был выдан турецким властям), но не предупредили об этом законные власти страны.

Курдские лидеры ратуют за федерализацию Сирии, чего не хотят ни Москва, ни Анкара. Так что почва для нового союза двух стран в сирийском досье практически готова

Знаки доверия

Визит в Питер к Путину, с которым он едва успел помириться, — первая зарубежная поездка Эрдогана после июльских событий. В самой Турции в разгаре массовые чистки государственных и военных структур, более 20 тыс. человек уже арестованы по подозрению в причастности к заговору и симпатиях к заговорщикам; закрываются частные школы, вузы и НКО, которые, как считают власти, «связаны с гюленистами» Страна взвинчена, ситуация пока далека от стабильной. Тем не менее, Эрдоган летит к Путину. И это можно трактовать как знак особого доверия — сразу же вспоминается заявление российского Минобороны о том, что российская военная разведка в Сирии с помощью своих средств слежения перехватила переговоры заговорщиков и вовремя предупредила Эрдогана о готовящемся выступлении военных. Впоследствии, правда, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Кремлю об этом ничего не известно, но эта ремарка могла быть вызвана желанием приуменьшить резонанс от неожиданных откровений российских военных. Так или иначе, Эрдоган, как утверждал турецкий телеканал Haber 7, взял с собой в Санкт-Петербург главу Национальной разведывательной службы Турции Хакана Фидана. Значит, о перспективах сотрудничества разведок двух стран можно как минимум говорить в гипотетическом ключе. Также, впрочем, как и о перспективах создания военно-политического союза России и Турции.

Визит Эрдогана к Путину — это и признак неизбежных концептуальных перемен в турецкой внешней политике. Все более авторитарному Эрдогану все очевидней не по пути с США и остальными союзниками по НАТО. Если Вашингтон не выдаст-таки Гюлена Турции, отношения двух стран, и без того весьма прохладные из-за поддержки американцами сирийских курдов, еще более ухудшатся. Кстати, в Турции, как утверждает азербайджанский политолог Эльхан Шахиноглу, только что вернувшийся из деловой поездки в эту страну, некоторые эксперты уверены: за попыткой переворота в Турции могли стоять и некоторые силы в США. Правда, никаких конкретных фактов в подтверждение этой версии нет.

Визит Эрдогана к Путину — это и признак неизбежных концептуальных перемен в турецкой внешней политике. Все более авторитарному Эрдогану все очевидней не по пути с США и остальными союзниками по НАТО

Кто сбил Су-24?

Так или иначе, размолвка с Западом толкает Анкару на более решительное сближение с Россией, которая одной из первых поддержала Эрдогана после попытки переворота. «Путин лично позвонил Эрдогану, чего не сделал ни один из западных лидеров», — замечает Шахиноглу. Кроме того, по его словам, «некоторые официальные лица Турции открыто высказывают версию, что за инцидентом с российским военным самолетом в ноябре прошлого года стоят генералы, которые готовили военный переворот, то есть путчисты, — чтобы им легче было скинуть Эрдогана, сперва хотели испортить отношения Анкары с Москвой». Конечно, это всего лишь версия. Факт однако в том. что турецкие ВВС действительно оказались чуть ли не единственным нелояльным Эрдогану родом войск. «Правда тут же возникает вопрос: если подозрения в намеренном уничтожении российского самолета падают на верхушку ВВС, то почему Анкара не заявила об этом открыто? И почему Эрдоган тогда не создал комиссию по расследованию ноябрьского инцидента?» — задается вопросом Эльхан Шахиноглу.

«Некоторые официальные лица Турции открыто высказывают версию, что за инцидентом с российским военным самолетом в ноябре прошлого года стоят генералы, которые готовили военный переворот, то есть путчисты, — чтобы им легче было скинуть Эрдогана, сперва хотели испортить отношения Анкары с Москвой»

Впрочем, версия о том, что российский Су-24, оказывается, сбит по наущению нелояльных Эрдогану генералов ВВС, наверняка устроит Кремль. А это для президента Турции, возможно, сейчас важнее всего.

В подготовке материала принимал участие Антон Вшивцев

* Организация, запрещенная в России


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.