Длившаяся с конца зимы очередная газовая война между Москвой и Минском завершена. Формально — на условиях Минска. Но победа может оказаться пирровой: Белоруссии, скорее всего, придется согласиться с новыми военными инициативами России.
Кубометры и рубли
25 августа в Москве стороны согласовали новую формулу ценообразования на российский газ, поставляемый в Белоруссию. Окончательно определено, что на весь 2016 год цена на российский газ для Минска окажется на 30% меньше, чем сейчас, то есть уменьшится с $132 за тысячу кубометров до примерно $100. А в следующем, 2017-м, средняя цена тысячи кубометров газа составит 4,05 тыс. российских рублей, повышающий коэффициент будет равен примерно 1,48, то есть цена для Белоруссии составит порядка 6 тыс. рублей, тогда как в последние месяцы за тысячу кубов российского газа Минск платил 6,3 тыс. рублей, и эта цена была фиксированной.
Здесь, правда, нужно учитывать: это деньги, за которые покупает газ белорусское правительство. Потом оно — точнее, унитарное государственное предприятие «Промгаз», — продает его промышленным потребителям в 2,5 раза дороже. Да и для населения в начале 2016 года газ подорожал сразу на 20%.
С 2017 года цена будет определяться на основе средней цены единой системы газоснабжения России, умноженной на повышающий коэффициент. Повышающий коэффициент будет постепенно снижаться, и к 2025 году цена на газ для Белоруссии будет равна цене для российского потребителя.
Однако тут намного более важно другое: отныне цена на газ для Белоруссии будет рассчитываться в российских рублях. Именно это можно считать самым важным достижением белорусских переговорщиков. Потому что на самом деле абсолютная цена на российский газ в этих переговорах была не столь и важна. Ведь на момент их начала цена тысячи кубометров российского газа для Украины составляла $230, для Польши — еще больше, а для Белоруссии — только $132.
Тем не менее, в ходе всего нынешнего конфликта официальный Минск настаивал на своей — «справедливой» — формуле формирования тарифа ($73 за 1000 кубометров) и отказывался платить по установленным «Газпромом» ценам. Белорусская сторона была недовольна резким сокращением разницы между ценой газа для Восточной Европы и ценой в рамках Союзного государства, так как это снижало конкурентоспособность белорусской продукции по сравнению с украинской, польской и литовской. Но главное — Белоруссия была вынуждена оплачивать российский газ в долларах, тогда как белорусская продукция на российском рынке продается за рубли. А ведь очень значительная часть российского газа потребляется производствами, выпускающими продукцию для российского рынка. И продающими ее, соответственно, за рубли.
Отныне цена на газ для Белоруссии будет рассчитываться в российских рублях. Именно это можно считать самым важным достижением белорусских переговорщиков
Теперь при переходе на рублевые расчеты Белоруссия полностью погасит долг перед «Газпромом» (около $300 млн), а Россия восстановит ранее замороженные поставки нефти на белорусские НПЗ.
Под маркой верности
Белорусское руководство умело сыграло на том, что сегодня Россия, по сути, практически осталась одинока на мировой арене, и официальный Минск под маркой «верности союзническим отношениям перед лицом коварного Запада» успешно решил свои экономические проблемы за счет Кремля.
Но победил ли Минск в нынешней газовой войне? Похоже, что все же проиграл. На кону были несколько сотен миллионов долларов — сумма значительная для Минска, но слабо ощутимая для Москвы. И в Кремле явно решили эти деньги отдать, получив взамен усиление своего военного влияния на территорию западного соседа. Вспомним: министр иностранных дел России Сергей Лавров, прибыв в Минск в середине мая, заявил, что Россия и Белоруссия озабочены тем, что НАТО нагнетает конфронтацию и продвигает свою инфраструктуру на Восток. «По вопросам европейской безопасности мы разделяем озабоченность в связи с тем, что наши коллеги из стран НАТО пытаются нам навязать конфронтацию, передвигают к нам инфраструктуру на Восток, близко к нашим границам», — сказал Лавров после переговоров с главой МИД Белоруссии Владимиром Макеем.
Понятно, что ситуация — а тогда газовый конфликт был в самом разгаре, — очень располагала: Россия могла предложить намного более дешевый газ в обмен на принятие Белоруссией очередных российских инициатив в военной сфере.
Похоже, так в итоге и вышло.
Белорусское руководство умело сыграло на том, что сегодня Россия, по сути, практически осталась одинока на мировой арене, и официальный Минск под маркой «верности союзническим отношениям перед лицом коварного Запада» успешно решил свои экономические проблемы за счет Кремля
Войсковой фактор
Как отмечает белорусский политический обозреватель Роман Яковлевский, интенсивность белорусско-российских военных учений сильно повысилась в последние годы. Например, сейчас в Белоруссии проходят совместные учения с силами ОДКБ «Нерушимое братство-2016». Перед этим белорусский контингент принял участие в учениях ОДКБ «Взаимодействие-2016» в Псковской области. А недавно белорусские военные участвовали в аналогичных учениях в Армении.
При этом белорусские официальные лица практически обошли молчанием тот факт, что в конце мая в город Клинцы Брянской области, находящийся на границе с Белоруссией, из места постоянной дислокации в Екатеринбурге была переброшена часть 28-й Отдельной мотострелковой бригады, а также многочисленные танки и «Грады».
Теперь белорусские аналитики гадают, что будет дальше. А именно — вернутся ли Владимир Путин и Александр Лукашенко к обсуждению вопроса о российской авиабазе в Бобруйске?