#Политика

Макароны для электората

05.09.2016 | Кувшинов Алексей | №28 (416) 05.09.16

Креатив эпохи кризисной экономии — The New Times изучил агитационные материалы системных партий

Единороссы убеждают прохожих, что успехи страны — их заслуга, Санкт-Петербург, 23 августа 2016 года. Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ

Агитпродукция партий вряд ли удивит избирателя, но креатив в отдельных регионах и идеи некоторых кандидатов смогут хотя бы развеселить его. Единороссы опираются на Владимира Путина, КПРФ — на советских вождей, ЛДПР — на силу бренда и харизму лидера. Кандидаты «Справедливой России» учат избирателей собирать грибы и солить огурцы. Приемы нехитрые, подходы — обкатанные: системные партии явно надеются на инерционный сценарий избирательной кампании. Кроме того, на уровне креатива сказывается экономический кризис и связанная с ним нехватка средств.

Для «Единой России» одним из основных элементов агитации стали цитаты из выступлений Владимира Путина, размещенные на билбордах и в рекламных роликах. Закон запрещает использовать изображения тех, кто не является кандидатом, но о «цитатах великих людей» в нем ничего не говорится, чем, видимо, и решено было воспользоваться. Однако цитаты из выступлений президента РФ выбраны максимально бессодержательные: «Всегда и во всем действовать в интересах людей», «Самое главное для нас — это люди».


 

Утешит путин

Другие цитаты президента адресованы разным слоям избирателей. Аграрии, например, узнают, что «рост отечественного агропромышленного комплекса прямо зависит от тех, кто трудится в поле, на земле». Пенсионеров обнадежат слова: «Мы должны сделать все возможное, чтобы люди старшего возраста были здоровы, чувствовали себя комфортно, чтобы выход на пенсию не снижал их социальный статус». Учителей, которых в начале августа обидел лидер ЕР Дмитрий Медведев (см. NT № 26–27 от 29 августа 2016 года), тоже утешает Путин: «Без достойной зарплаты не повысить престиж учителя, этой профессии, важнейшей в любом обществе».

Незадолго до начала агитационного периода Центризбирком разъяснил, что запрет на изображения касается только фотографий, а рисунки и анимацию не затрагивает. Но единороссы не стали использовать нововведения: на билбордах размещены фото Дмитрия Медведева, а в роликах будут агитировать только кандидаты.

В народ от единороссов отправились ходоки: они постараются убедить граждан, что именно их партия спасла страну от развала

«Слышать голос каждого — наша обязанность, действовать в интересах людей — наша задача, создать и защитить будущее России — наша цель» — такие лозунги размещает на плакатах партия власти. В тех или иных вариантах эти словосочетания уже появлялись в агитации «Единой России». Например, в 2011 году она обещала «Слушать и слышать каждого». В народ от единороссов отправились ходоки: они постараются убедить граждан, что именно их партия спасла страну от развала, заявят, что ЕР находится у власти не так уж и долго, а значит, обвинять ее в трудностях не очень правильно. Наконец, агитатор объяснит, что единороссов поддерживает большинство, которое всегда право.

Учи четыре буквы

Коммунисты все же стараются отличиться. С их билбордов с хитрым прищуром смотрит Владимир Ленин: «Ну как вам при капитализме живется, товарищи?» В агитации будут использованы и другие слоганы — «Пришло время менять власть», «Вместе мы сила, вместе победим», «КПРФ — за трудовой народ».

«Слоганов и лозунгов у нас достаточно. Региональные отделения обладают достаточно большой свободой по их выбору — они знают, что «пойдет» на местном уровне, а что нет», — уверяет в разговоре с NT депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев. При этом источник в аппарате компартии разъясняет, что после того, как КПРФ получила по жеребьевке ЦИК 12-й номер в бюллетене, а партия «Коммунисты России» — 2-й, перед КПРФ встал злободневный вопрос: как сделать так, чтобы две партии не перепутали.

Партия Жириновского верит в силу бренда, Калининград, 29 августа 2016 года. Фото: Виталий Невар/ТАСС

«Коммунисты России» уже пишут на своих баннерах — «Настоящие коммунисты», поэтому нам нужно указывать свой номер, обращать внимание на него, чтобы избиратель запомнил: КПРФ, партия Зюганова, — это мы. В роликах этот момент тоже обязательно будет. Мы понимаем технологию, зачем «Коммунистам России» второе место», — говорит функционер КПРФ.

На билбордах ЛДПР главными всегда были четыре желтые буквы на голубом фоне. Такая агитация с улиц и дорог в регионах никогда не пропадала. Нововведением к выборам стали картинки на электронных экранах. «Соколы Жириновского» предлагают «вернуть границы СССР», а минимальную заработную плату установить в размере 20 тыс. рублей. Собственно, для агитации ЛДПР много и не надо — показать по ТВ Владимира Жириновского, который разнесет всех и вся. Не забыла партия и про свой классический лозунг — «Мы за бедных, мы за русских», его модифицировали: «Хватит унижать русских».

Советы огородникам

«Справедливая Россия» не будет отказываться от уже обкатанных в прошлых кампаниях лозунгов: «В трудное время рядом с тобой», «Услышим, поможем, защитим». Также на своих билбордах кандидаты-эсеры ратуют «За отмену транспортного налога», «За кредитную амнистию для всех россиян».

Однако коньком «Справедливой России» давно стали газеты. «5 проверенных способов экономии на электроэнергии», «Как уберечь свой дом от комаров и мух», «Золотые правила приготовления пищи», «Советы огородникам». Все материалы находятся на первой полосе газеты «Справедливой России» в Воронежской области. Об идеологии, партийной программе, кандидатах на первой полосе — ни слова.

«Справедливая Россия» обещает избирателю правильную баню, газета Алтайского отделения партии. Фото: ALTAI.SPRAVEDLIVO.RU

В большинстве регионов газеты эсеров выглядят примерно так же: на каждой странице — советы по саду-огороду и рецепты. Один из советов — использование воды после варки макарон. «Спа-средство из кастрюльки. Благодаря минералам «макаронная» вода успокаивает кожу и является отличным спа-средством для мытья рук и пяток», — уверены в «Справедливой России». По версии партии Сергея Миронова, можно использовать «макаронную воду» и для мытья посуды — «отличное чистящее средство».

Более креативными оказались алтайские эсеры. С одной стороны каноны их партийной прессы полностью соблюдены: на первой полосе огромный банный веник и крупная надпись «С легким паром!», в числе материалов — «Хрустим огурчиками!» и «Любителям «тихой охоты». Однако советы дают не анонимные авторы, а местные партийцы: грибную карту Алтайского края составил лидер местного отделения Владислав Вакаев, как правильно париться в бане рассказывает барнаульский депутат Павел Шумихин, секреты засолки огурцов раскрывает глава фракции в краевом собрании Людмила Суслова.

Содержание газет «Справедливой России» довольно точно рисует портрет избирателя, на которого рассчитывает партия. Это женщина, живущая в провинции. Доход ее семьи невелик, а с кризисом, скорее всего, стал еще меньше — отсюда и советы по применению макаронных отваров для мытья головы. «Есть такое понятие — полезный агитматериал. Это замена политической повестки присоединением к народным радостям, — поясняет политтехнолог Константин Калачев. — Люди, может, хотя бы прочитают газету или листовку. А потом подумают: кандидаты — наши люди, не то что партия чиновников».

По словам политолога Алексея Макаркина, чаще всего составлением «полезных агитматериалов» занимаются те же персонажи, что делают ко Дню Победы плакаты «покрасивше», — в итоге на них, бывает, вместо наших танков красуются немецкие «тигры» и «пантеры». «Для газет эти технологи в последний момент ищут в интернете народные советы, никто не проверяет — действительно ли это может чем-то помочь, как в случае с водой от макарон», — иронизирует эксперт.

Они издеваются

В Москве кандидат от «Справедливой России» Илья Свиридов (баллотируется в Тушинском округе, там же, где выдвинулся депутат Госдумы Дмитрий Гудков) не спешит обозначать в своей агитации партийную принадлежность. Его газета выдержана в красно-черных тонах, а название — «Искра» — отсылает, скорее, к коммунистам. «Владимир Владимирович, они издеваются!» — набрано крупным шрифтом на первой полосе обращение к президенту. Из цитат, приведенных там же, понятно, кто издевается над кандидатом-эсером. Это премьер-министр Дмитрий Медведев, детский омбудсмен Павел Астахов, вице-премьер Игорь Шувалов, еще один зампред правительства Ольга Голодец. В компанию чиновников почему-то затесался архитектурный критик Григорий Ревзин. Илья Свиридов делает предсказуемый вывод: «Страшно далеки они от народа!». «У кого-то есть возможность накопить на квартиру только в 20 квадратных метров. А кто-то смеется над этим и покупает целый этаж. Вот только деньги у него откуда, у этого нового дворянина? Это наши деньги, которые мы отдаем в бюджет в виде налогов», — рассуждает кандидат-эсер, демонстрируя знакомство с расследованиями Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального касательно квартир Шувалова. Своих избирателей Свиридов успокаивает: «Это неправда, что денег нет! Россия — богатая страна». Финал его обращения явно снижает первоначальный пыл: оказывается, депутатам нужно «создать механизмы, которые заставят власть вернуться из параллельной вселенной и заняться своими прямыми обязанностями».

«Благодаря минералам «макаронная» вода успокаивает кожу и является отличным спа-средством для мытья рук и пяток», — уверены в «Справедливой России»

Опять-таки в Тушинском округе Москвы баллотируется скандальный писатель Эдуард Багиров, которого выдвинула партия «Патриоты России». Главный слоган его кубов — «Против м.....в», более мелким шрифтом уточняется: «За тех, кто не может защитить себя сам». Список «м.....в» Багиров предоставляет: это «наглые мажоры», «м....и на мотоциклах», «коллекторы», «домашние насильники», «мошенники», «предатели». Своего спойлерского выдвижения против Дмитрия Гудкова Багиров не скрывает даже в агитации. «Я иду в Думу не столько потому, что так уж стремлюсь к законотворческой деятельности, — у меня, честно говоря, куча дел и творческих планов — а потому, что не хочу, чтобы в ней были такие политики, как Гудков».

И это только начало

В соцсетях бурно обсуждают образчики интернет-агитации «Партии роста» бизнесомбудсмена Бориса Титова. Последнее творение — разошедшаяся по Facebook картинка: здание Госдумы окутывает зловещее пламя и клубы дыма, оттуда выбегает человек с бюллетенем. Надпись гласит: «Старикам тут не место. Голосуй за молодых, обеспечь стране рост». В комментариях в ответ напоминают возраст самого Титова и других кандидатов от «Партии роста» — Оксаны Дмитриевой, Ирины Хакамады и Андрея Нечаева, которым уже порядком за 50.

На странице в Facebook депутата Госдумы от «Справедливой России» Олега Михеева, который баллотируется в Волгоградской области, можно обнаружить артхаусное видео. Крупный мужчина в белой футболке и строгих брюках (в главной роли сам Михеев) идет по полю, примечает сноп сена, поднимает его, несет, потом ставит на другое место. «Тут он должен стоять!» — гордо объявляет Олег Михеев и… уходит вдаль.

Алексей Макаркин объясняет появление газет с овощами и вениками, странных видеороликов, странных надписей на футболках агитаторов еще и кризисной экономией: «Кандидат понимает, что агитационные материалы делать надо, но когда видит в смете строчки «социология по анализу материалов», «проведение фокус-групп», спрашивает — а зачем?» После чего фокус-группой становится его семья или подчиненные, которым, как правило, понравится то, что нравится самому кандидату. «В итоге получается то, что получается», — резюмирует политолог.

Фото: Агитационные материалы выборных штабов. KPRF.RU


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.