Задолго до начала думской кампании администрация президента обещала, что одномандатные округа станут «полем реальной борьбы сильных местных кандидатов». Однако сейчас даже околовластные эксперты насчитывают не более 16 (из 225) округов, где исход борьбы не предрешен и не победит представитель «Единой России» либо другой системной партии — если с единороссами заранее была достигнута договоренность и они там своего кандидата не выдвигали (см. NT №23-24 от 4 июля 2016 года). NT отыскал регионы, где кандидаты реально борются за победу, а итог выборов не предрешен. Эти территории можно разделить на три типа. На «территориях первого типа» борьба идет между статусными кандидатами, которых выдвинули системные партии. «Второй тип» — борьба известного политика против выдвиженца администрации, которому помогают чиновники. «Третий» — когда партии власти не удалось найти сильного политика, поэтому с ее представителем могут на равных бороться другие кандидаты.
Тип 1: Битвы титанов
Типичный пример «территории первого типа» — Дивногорский округ Красноярского края: претендентов на победу целых три. От ЕР здесь баллотируется вице-премьер регионального кабинета министров Виктор Зубарев, от «Патриотов России» — лидер партии Геннадий Семигин. Коммунисты выставили олимпийца, бывшего члена ЛДПР Дмитрия Носова. Проблем с известностью и средствами нет ни у одного из кандидатов. Примечательно, что первоначально округ мог попасть в число согласованных территорий, где партия власти не выдвигает своего кандидата: «Патриоты России» входят в Народный фронт, а неформальным лидером их отделения в Красноярске стал бывший владелец КрАЗА Анатолий Быков.
Брошюра кандидата озаглавлена «Петля Анаконды. Законодательные основы порабощения России», на ее обложке — змей с головой Барака Обамы
Однако после изменений в законодательстве Быков потерял право баллотироваться: в 2002 году он был осужден (хотя и на условный срок) по особо тяжкой статье — попытка покушения на убийство. Судимость была погашена в 2005 году, по закону Анатолий Быков сможет участвовать в выборах любого уровня только в 2020 году. Быкова сняли с выборов и в краевое заксобрание. Сейчас он помогает Семигину избраться по округу: поддержка популярного политика уже позволяла «Патриотам» взять большинство в горсовете Красноярска в 2013 году. Однако Геннадий Семигин не имеет прямого отношения к краю, где настороженно относятся к чужакам. Виктор Зубарев из местных. При этом и «патриот», и выдвиженец коммунистов столкнулись с административным противодействием — местные власти стали запрещать их встречи с избирателями.
Петля анаконды
Не предрешен результат и в Иркутской области. В прошлом году на выборах губернатора региона победил коммунист Сергей Левченко. Несмотря на четкую партийную принадлежность главы региона, конкуренция развернулась только в одном округе. Это объясняется тем, что Левченко в кампании поддерживали и многие единороссы — например, депутат заксобрания от ЕР Алексей Красноштанов, выдвинутый партией власти в Ангарском округе. Интересы областной и федеральной властей столкнулись в Шелеховском округе. От коммунистов в нем баллотируется харизматичный местный политик Антон Романов, прошедший в текущий созыв Госдумы от Народного фронта. Ему противостоит статусный единоросс Сергей Тен. Романов был депутатом всех составов иркутского заксобрания, в 2010 году претендовал на кресло мэра Иркутска и стал фаворитом гонки, но был снят с выборов, и победу одержал выдвиженец КПРФ Виктор Кондрашов. Несмотря на членство во фракции «Единой России», Антона Романова по воззрениям всегда можно было отнести скорее к коммунистам. Политик всегда жестко выступал против развала СССР. Брошюра кандидата озаглавлена «Петля Анаконды. Законодательные основы порабощения России», на ее обложке — змей с головой Барака Обамы, душащий РФ. «Сбросим иноземное иго», — обещает слоган. Романов активно встречается с избирателями и использует давно знакомую ему тему регионального патриотизма.
«Меньше политики, больше дела!» — заявляет конкурент Романова Сергей Тен. Это основной слоган его кампании, депутат-единоросс предпочитает участие в официальных праздниках (дни города, начало учебного года). Представитель партии власти встречается и с избирателями — Тен обещает лоббировать выделение федеральных денег, решить проблемы районов и городов, открывает новые социальные объекты.
Партийные игры
В Севастополе интрига на выборах только усилилась после отставки непопулярного адмирала-губернатора Сергея Меняйло. За право представить регион в Госдуме борются единоросс Дмитрий Белик, выдвиженец Партии роста и представитель команды Алексея Чалого Олег Николаев и депутат Госдумы от КПРФ, адмирал Владимир Комоедов. Все три кандидата активно вкладываются в агитацию, а после ухода Меняйло ни один из них не сталкивается с активным противостоянием местных властей.
Златоустовский округ в Челябинской области делят два действуюших депутата Госдумы — Олег Колесников («Единая Россия») и Сергей Вайнштейн (ЛДПР). Оба обладают достаточными средствами для ведения кампании, активно агитируют, причем в ход идут самые разные политтехнологии. Единоросс не брезгует пользоваться административным ресурсом и влиянием на избирательные комиссии — об этом члены территориальных избиркомов от ЛДПР сообщили Элле Памфиловой. Оба кандидата не усердствуют с партийной символикой, а напирают на личные качества.
Тип 2: Ресурс против ресурса
За Бурятский округ борются один из богатейших депутатов Госдумы Михаил Слипенчук (от Партии роста) и местный министр образования Алдар Дамдинов («Единая Россия»). Слипенчук участвовал в праймериз ЕР, но незадолго до дня предварительного голосования ему и еще нескольким кандидатам намекнули на принудительное снятие. Депутат-олигарх все понял и покинул гонку сам. Однако от борьбы Михаил Слипенчук не отказался и выдвинулся от Партии роста. «Бурятия достойна лучшего!» — обращается он с билбордов к избирателям. Депутат приглашает в республику звезд, например, Аниту Цой, которые выступают с концертами в его поддержку. Его главный противник — Алдар Дамдинов использует лозунг «Пора выбирать своих», указывая на «варяжское» происхождение Михаила Слипенчука. Дамдинов рассчитывает во многом на свой административный ресурс — местные СМИ опубликовали документ из администрации Прибайкальского района, где педагогам настоятельно рекомендуют провести собрания в поддержку Алдара Дамдинова. Учителя должны стать агитаторами в пользу министра образования (агитационная сеть — 100 человек, уточняется в документе) и привести на участки не менее пяти человек. Единоросс не стал задумываться и о размещении своего штаба — он находился прямо в министерстве образования. В начале сентября Михаил Слипенчук вместе с кандидатами от других партий (КПРФ, ЛДПР) собрал пресс-конференцию, где было объявлено об административном давлении со стороны республиканских властей. Бурятские оппозиционеры направили обращение в Центризбирком.
Тип 3: Несовпадение масштабов
В непростой ситуации оказались муниципальные депутаты, победившие на праймериз ЕР в Госдуму. Политикам, привыкшим работать с несколькими тысячами избирателей, приходится убеждать сотни тысяч — при этом бóльшая часть жителей округов о существовании таких кандидатов до выборов и не подозревала. Так были выдвинуты единороссы Александр Пятикоп (Калининградский округ) и Дмитрий Юрков (Архангельский округ). Оба региона считаются протестными. Муниципалу Пятикопу противостоит депутат Госдумы, коммунист Игорь Ревин, один из лидеров Партии роста Дмитрий Потапенко и активист Дмитрий Новик, выдвинутый «Родиной». С Юрковым борются депутат Госдумы от СР Ольга Епифанова и лидер местных коммунистов Александр Новиков, при этом единоросс пытался снять с выборов парламентария от эсеров по суду.
Ни Архангельск, ни Калининград нельзя отнести к территориям, где активно используется административный ресурс. Например, явка в Архангельской области на праймериз единороссов составила всего 2%. Александр Пятикоп и вовсе про-играл предварительное голосование бывшему министру строительства регионального правительства Евгению Морозову. Морозова, однако, сняло с праймериз федеральное руководство ЕР.
Непокорная Москва
В Москве проблемными для власти стали Тушинский и Люблинский округа. В первом от «Яблока» баллотируется депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Его конкурент от единороссов — бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Гудков активно встречается с жителями во дворах, Онищенко участвует в ток-шоу на ТВ. Неуверенность власти в результате показывает выдвижение против Гудкова кандидатов-спойлеров — таких же молодых, как и он. В Тушино баллотируется справоросс Илья Свиридов, борец с пробками Александр Шумский и скандальный писатель Эдуард Багиров. Каждый из них может отщипнуть кусок от электората Гудкова. Еще один конкурентный округ — Люблинский. За право представлять его в Госдуме борются главный московский коммунист Валерий Рашкин и телеведущий Петр Толстой (ЕР). Обилие черного пиара против Рашкина — косвенное свидетельство того, что победа коммуниста возможна. Наконец, самым непредсказуемым округом Москвы стал Медведковский. От «Единой России» там выдвигалась замглавы социального департамента мэрии Татьяна Барсукова. Чиновнице пришлось снять свою кандидатуру после того, как выяснилось, что именно она ставила подпись на техусловиях контракта администрации с лагерем Сямозеро в Карелии, где погибли 14 детей (см. NT №22 от 27 июня 2016 года). Сейчас в округе расцвет конкуренции — на муниципальных щитах висят плакаты всех кандидатов. За победу борются Андрей Бабушкин («Яблоко»), интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев (Партия роста) и коммунист Денис Парфенов. Интересно, что в отсутствии кандидата от власти таковыми себя пытаются показать Мариничев и Парфенов. Выдвиженец КПРФ заявляет, что намерен работать «в интересах большинства», а Мариничев использует в агитации цвета единороссов.
Конкурентных округов могло быть намного больше. Однако 19 из них единороссы милостиво «сдали» представителям системных думских партий
Стерилизованная кампания
«Конкурентность проявляется там, где у кандидатов сравнимы ресурсы, а они могут быть разными. Денежный ресурс борется с административным, административный — с другим административным. Популярность отдельного человека противостоит поддержке власти другому кандидату. Бороться с чиновниками может крупное предприятие», — поясняет политтехнолог Валентин Бианки. На деле конкурентных округов могло быть намного больше. Однако 19 из них единороссы милостиво «сдали» представителям системных думских партий. 5 явных претендентов на победу в округах от «Российской партии пенсионеров за справедливость» (бывшие губернаторы и мэры, действующие депутаты Госдумы) снял Центризбирком. Многие статусные единороссы правильно поняли еще на праймериз, что власть их поход за мандатами не одобряет. Понятливость проявили и представители системной оппозиции — далеко не везде баллотируются самые сильные в своих регионах эсеры и коммунисты. Конкуренция в отдельно взятых округах выглядит как сбой системы, а не правило ее работы.