#Политика

«Мы можем стать лучше»

16.09.2016 | Масич Владимир

Лидеры 27 европейских стран обсудили в Братиславе перспективы выхода из кризиса, в котором оказался Евросоюз

Евросоюз находится в критической ситуации. Об этом заявила канцлер Германии Ангела Меркель в ходе неформального саммита лидеров 27 государств Европейского союза в Братиславе. «Смысл в том, чтобы не просто ожидать решения европейских проблем от одного саммита — мы в критической ситуации, — но своими действиями показать, что мы можем быть лучше», — заявила политик.

Высказывание Меркель в интервью «NT» объяснил декан социально-гуманитарного факультета Высшей школы экономики Дмитрий Офицеров-Бельский. «Ситуация не является безусловно критической, хотя она является сложной прежде всего для самой Германии», — сказал политолог.

По мнению Дмитрия Офицерова-Бельского, текущие дискуссии и проблемы ЕС — это прямое наследие провала общеевропейской Конституции. После того, как в 2007 году были приняты Лиссабонские соглашения, — Европа фактически отказалась от создания новых наднациональных структур, которые могли бы направлять политику государств. В этой ситуации каждое из них сохранило бóльшую часть своего суверенитета, однако значительные полномочия получил и главный исполнительный орган ЕС — Европейская комиссия. Нынешняя волна евроскепсиса во многом связана именно с политикой этой институции и, в частности, ее руководителя Жана Клода Юнкера, находящегося под сильным влиянием Германии. Соответственно, все накопившиеся проблемы Европы однозначно ассоциируются теперь с политикой Брюсселя и Берлина, лидерство и сама способность которого руководить процессом европейской интеграции, поставлены под сомнение.

В этой ситуации восточноевропейские государства, в частности, Польша и другие члены Вышеградской четверки, нацелились на ослабление роли Еврокомиссии в Евросоюзе. Германия же по-прежнему заинтересована в сохранении текущих полномочий этой институции, и высказывания Ангелы Меркель, по сути, ставят вопрос ребром: «Если мы делаем шаг назад в интеграции, то Европейский союз может просто начать трещать по швам», — объяснил позицию канцлера эксперт.

Между тем, сами проблемы ЕС хоть и заслуживают внимания, многими членами объединения не воспринимаются как критичные. Собеседник NT предлагает не преувеличивать значение, в частности, миграционного вопроса: «У меня есть впечатление, что, например, члены Вышеградской четверки не видят здесь нерешаемой проблемы, а рассматривают эту тему в качестве предмета для торга с Берлином и Брюсселем, как возможности заявить о своих интересах и своем единстве».

Другая обсуждаемая тема — брекзит. Здесь для самого Евросоюза также не все очевидно. «С одной стороны, Великобритания покидает объединение, и евроскептики в других странах тоже поднимают голову. С другой стороны, брекзит, скорее, поспособствует сплочению ЕС, ведь Великобритания всегда была сложным партнером для остальных членов Большой тройки», — говорит эксперт.

Сам кризис ЕC, по мнению Дмитрия Офицерова-Бельского, связан с тем, что интеграция шла слишком быстро. «Европейские общества не успели стать настолько взаимозависимыми, насколько успели стать зависимыми от институтов», — подчеркнул политолог. С другой стороны, сама интеграция оказалась явно недостаточна, чтобы Евросоюз мог себя позиционировать единым для всего мира. У европейцев пока так и не сложилось общей внешней и оборонной политики. Решению этих вопросов и будет посвящен саммит ЕС в Братиславе.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.