Мовсун Гаджиев
26 сентября в Азербайджане состоялся референдум, по итогам которого решено: следующий президент будет руководить страной не пять, а семь лет
За внесение соответствующих изменений в конституцию республики в прошлый понедельник высказалось более 90% проголосовавших на референдуме.
Закручивание гаек ради сохранения власти присуще всякому авторитарному режиму. Прошедший референдум тому подтверждение.
Конституцию Азербайджана, принятую в 1995 году, изменяют уже во второй раз. После первого референдума семилетней давности один и тот же человек может править страной более двух сроков подряд. В итоге в 2013 году Ильхам Алиев стал президентом в третий раз, и династия Алиевых правит Азербайджаном с 1993 года.
Нынешнее голосование изменило в общей сложности 29 статей основного закона. Помимо того, что срок полномочий главы государства увеличен, вводятся посты двух вице-президентов, которых президент назначает по своему усмотрению и которые обладают такой же неприкосновенностью, как и он сам. К первому вице-президенту, согласно модифицированной конституции, переходят полномочия главы государства, если тот не может исполнять свои обязанности. Кроме того, если депутаты Национального собрания дважды отклонят внесенные президентом кандидатуры премьер-министра или судей Конституционного и Верховного судов, парламент может быть распущен.
Единственным убедительным объяснением азербайджанской внутренней политики остается экономика. С падением цены на нефть манат полегчал вдвое. Скачок цен в конце прошлого года привел к массовым протестам в регионах страны
Практически все эти изменения в принципе ничего не меняют в стране. Парламент и без того полностью подконтролен президенту. Представить ситуацию, когда депутаты отклоняют предложение главы государства, можно только в рамках какой-то тонкой политической игры. А тонкие игры в Баку не практикуют со времен первого президента республики Гейдара Алиева. У его сына и преемника Ильхама обычно все очень просто.
Зачем Алиеву потребовались сразу два вице-президента? Независимые аналитики объясняют: чтобы преемник сначала побыл в ранге «вице». Но чем плохо для этого кресло премьер-министра? По крайней мере, в 2003 году Гейдар Алиев назначил сына именно главой правительства. С этой должности через три месяца Ильхам и избрался президентом.
Не совсем ясна и причина отмены возрастного ценза для кандидата в президенты. Да, Гейдару-младшему, сыну Ильхама Алиева, всего 19 лет. Но и сам президент далеко не старик — ему 54. Если дело в том, что семья Алиевых намерена сохранить пост главы государства в своих руках, то есть супруга нынешнего президента Мехрибан, которая очень распиарена в Азербайджане (она посол доброй воли ЮНЕСКО, президент фонда Гейдара Алиева), есть старшая дочь Лейла, которой 31 год. В общем, передать бразды правления кому-то из своих — не проблема.
Единственным убедительным объяснением азербайджанской внутренней политики остается экономика. С падением цены на нефть манат полегчал вдвое. Скачок цен в конце прошлого года привел к массовым протестам в регионах страны. Их удалось подавить. Нынешний достаточно высокий курс маната, предупреждают эксперты, держится только благодаря огромным вливаниям из Национального банка и Государственного нефтяного фонда. На днях председатель Нацбанка Эльмар Рустамов фактически подтвердил информацию об очередном снижении курса национальной валюты. А это может породить новые протесты.
В такой ситуации стремление официального Баку усилить концентрацию власти в одних руках выглядит логичным. Тем более что есть инсайдерская информация из азербайджанской ЦИК: до конца года в стране пройдут внеочередные выборы президента, который будет править уже по новой конституции.