#Мир

Первый среди правых

21.11.2016 | Дмитриев Сергей, RFI — специально для The New Times, Париж

Победителем первого тура первых в итории французской политики праймериз правой оппозиции стал экс-премьер Франсуа Фийон — 44% голосов.

Предвыборная кампания кандидата в президенты Франции Алена Жюппе. Фото: Michel Euler, AP/TASS

Ален Жюппе, также экс-премьер, которому как основному фавориту праймериз отдавали предпочтение соцопросы, с 26,7% голосов занял второе место. Теперь Фийон и Жюппе встретятся во втором туре  27 ноября. Экс-президент Николя Саркози, показавший третий резуьтат — 22,9%  - выбыл из дальнейшей борьбы.  По итогам второго тура, главная оппозиционная сила – партия «Республиканцы» – выберет единого кандидата и, возможно, основного претендента на пост президента республики, очередные выборы которого пройдут весной 2017 года.

50 оттенков правых

Выдвинуть свою кандидатуру на предварительные выборы «республиканцев» мог любой политик. От участников требовалась простая формальность: заявить о приверженности правоцентристским ценностям и пообещать подчиниться результатам голосования, то есть, в случае поражения, не выставлять свою кандидатуру на президентских выборах, а поддержать единого кандидата – победителя праймериз. Принцип открытости действует и в отношении избирателей – чтобы проголосовать на праймериз, необязательно состоять в правой партии, достаточно подписать символическую хартию о своей приверженности правоцентристским ценностям и пожертвовать два евро на расходы по организации. 

Однако фактически праймериз «правых и центристских сил» остаются внутренними выборами партии «Республиканцы» – шесть из семи кандидатов являются членами партии, при этом пятеро были членами правительства в эпоху президентства Николя Саркози.

Сегодня бывшие коллеги по правительству не скупятся на критику друг друга и своего бывшего шефа. Саркози, в свою очередь, не устает напоминать, что когда они работали с ним в правительстве, были полностью согласны с реформами, которые сейчас критикуют, а иногда даже сами предлагали их.

Чтобы проголосовать на праймериз, необязательно состоять в правой партии, достаточно подписать символическую хартию о своей приверженности правоцентристским ценностям и пожертвовать euro 2 на расходы по организации

Кандидаты похожи не только прошлой политической карьерой, но и программами: ввести ежегодные квоты приема мигрантов; пересмотреть правила предоставления гражданства, в частности, принцип воссоединения семей; инициировать переговоры о пересмотре Шенгенских соглашений; отказаться от 35-часовой рабочей недели; повысить пенсионный возраст до 65 лет; упразднить налог на богатство (который взимается во Франции с собственности стоимостью свыше euro 1,3 млн); ввести регрессивную систему пособий по безработице; упростить порядок увольнения наемных работников; увеличить число полицейских и создать несколько десятков тысяч новых мест в тюрьмах – вот о чем, основные пункты предвыборных программ кандидатов на правых праймериз.

«По предвыборным лозунгам правых можно было бы устроить игру “найди 10 отличий”, – вздыхает пожилая француженка Флоранс, торгующая овощами на одном из парижских рынков. – Я немного разочарована, такое ощущение, что наши политики совершенно оторваны от реальности. Я посмотрела теледебаты кандидатов, создается впечатление, что они живут в другом мире».

Опросы подвели... 

Опросы общественного мнения отдавали победу бывшему премьер-министру эпохи президентства Жака Ширака, а ныне мэру города Бордо Алену Жюппе. Согласно  социологическим исследованиям, проведенным агентством Elabe по заказу газеты L’Opinion и телеканала BFM-TV, Жюппе хоть и потерял пять процентных пунктов за последние две недели перед праймериз, но тем не менее выходил победителем в первом туре с результатом 34%. Помимо него во второй тур, согласно опросам, проходил экс-президент Николя Саркози с 30% голосов. В тройке лидеров также уверенно держался и  Фийон -  в последние недели его рейтинг уверенно рос и достиг 21%. Как видим, социологи ошиблись.

Франсуа Фийон

Кстати, согласно опросам, рейтинг поддержки Саркози традиционно выше среди сторонников партии «Республиканцы», тогда как в целом по стране самым популярным политиком является 71-летний Жюппе, который представляется французам наиболее компромиссной фигурой на пост главы государства. За последние 30 лет Жюппе успел сменить почти десяток министерских кресел, побывать депутатом, партийным лидером и главой правительства. Вместе с Жаком Шираком  он был одним из основателей главной партии французских правых «Союза за народное движение», переименованной в 2015 году по инициативе Николя Саркози в «Республиканцы». Вместе с тем, Жюппе всегда удается, отстаивая свои политические принципы, проявлять сдержанность и умеренность в публичных выступлениях, что выгодно отличает его от экс-президента, периодически шокирующего общественность эпатажными заявлениями.

Социологические опросы прочили Жюппе уверенную победу во втором туре  праймериз с результатом от 56% (по данным Института опросов общественного мнения BVA) до 59% голосов (опрос Elabe), если бы его соперником оказался Саркози. В то же время, «если экс-премьеру Франсуа Фийону все же удастся оказаться на втором месте по итогам первого тура, во втором туре победу его гарнтирована , кто бы ни был его конкурентом – Жюппе или Саркози» -  так утверждало в своем прогнозе, опубликованном 15 ноября на сайте Atlantico, агентство OpinionWay. Сейчас после победы Фийона в первом туре, согласно этому прогнозу, он неминуемо выйиграет и второй.

«Такие праймериз среди правых проводятся впервые, – объясняет The New Times политолог Николя Тензер, директор Центра изучения политической деятельности, – они открыты для любых кандидатов и избирателей. Поэтому могут быть любые сюрпризы. Мы не знаем, кто решит проголосовать и какими мотивами избиратели руководствуются. Но мы видим, что около 9% избирателей, ранее традиционно голосовавших за левых, говорят о намерении участвовать в этих праймериз».

«Если экс-премьеру Франсуа Фийону все же удастся оказаться на втором месте по итогам первого тура, во втором туре победу его гарнтирована , кто бы ни был его конкурентом – Жюппе или Саркози» -  так утверждало в своем прогнозе, опубликованном 15 ноября на сайте Atlantico, агентство OpinionWay

В голосовании правых действиельно приняли участие и французы умеренно левых взглядов – разочарованные правлением социалистов они не верят в переизбрание Олланда и  пытаются тем самым предотвратить «худшее» – возвращение в Елисейский дворец Николя Саркози. Возможно, их голоса также поспособствоали его  поражению в первом туре. Не сулчайно сам Саркози  назвал “воровством” участие левых в правых праймериз.    

Не меньшее беспокойство вызывает желание традиционных левых голосовать на правых праймериз и среди руководства Соцпартии. Победа на праймериз по итогам второгот тура Жюппе, пользующегося симпатией как у правых, так и у левых, уж точно поставит крест на втором сроке президента-социалиста. Поэтому в последние дни перед праймериз «республиканцев» Соцпартия запустила специальную агитационную кампанию под лозунгом: «Опасность справа!», с целью изобличить «авторитарную и несправедливую» политику правых и разубедить левых избирателей участвовать в «чужих» праймериз.

Правые и Россия

Что касается внешнеполитической программы французских правых, то впервые за долгие годы в предвыборной повестке едва ли не центральное место занимает Россия. О роли России в Сирии, о возможности снятия или наоборот необходимости усиления санкций, о принадлежности Крыма и Минских соглашениях по Донбассу, высказались практически все претенденты на Елисейский дворец.

Традиционно главным «путинофилом» среди французских умеренных правых называют Франсуа Фийона. Еженедельник L’Express напоминал о звонке вновь избранного на свой третий президентский срок Путина Фийону, уходившему тогда в отставку с поста премьер-министра. Отложив хлопоты инаугурации, Путин участливо интересовался у бывшего коллеги (Фийон и Путин одновременно четыре года были главами правительств) о планах на будущее после поражения Саркози на выборах. Именно Фийона хозяин Кремля приглашал на свою подмосковную дачу в 2013 году. В том же 2013-м в статусе эксперта Фийон выступал перед гостями Валдайского клуба. Неудивительно, что Франсуа Фийон первым выразил разочарование отменой визита Путина в Париж в октябре 2016 года. А в группе поддержки Фийона на праймериз числятся депутаты Николя Дьюик и Тьерри Мариани, дважды ездившие по приглашению Москвы в Крым.

С не меньшим почтением, хоть и с большей осторожностью о Владимире Путине высказывается и экс-глава государства Николя Саркози. Также как и Фийон уже после своего поражения на выборах в 2012 году Саркози не раз приезжал в Россию, где всегда был принимаем на высшем уровне. В Кремле цитировали пассажи бывшего (а возможно и будущего) президента о том, что «Крым сам выбрал Россию», что санкции необходимо отменить, а «призванием Украины никогда не было вступление в ЕС». Во время последней поездки в Россию в июне 2016 года на Петербургский экономический форум Саркози дипломатично обошел все острые вопросы о статусе Крыма и агрессии России на Донбассе, рассказав о «настоящих друзьях», которые приезжают именно тогда, «когда все плохо», и пообещал «биться» за то, чтобы не началась Холодная война.

Именно Фийона хозяин Кремля приглашал на свою подмосковную дачу в 2013 году. В том же 2013-м в статусе эксперта Фийон выступал перед гостями Валдайского клуба. Неудивительно, что Франсуа Фийон первым выразил разочарование отменой визита Путина в Париж в октябре 2016 года

Настоящим «диссидентом» в этом лагере «путинофилов» выглядит пока что лидер предвыборных рейтингов Ален Жюппе. Оставаясь на жестких позициях в вопросе о статусе Крыма и правильности санкций против Москвы, он признает необходимость диалога и критикует Олланда за “неаккуратность” в дипломатии. «Россия — великая страна, но в определенный момент нужно не бояться сказать Путину: "стоп". Мы не аннексируем соседей», — заявлял Жюппе в апреле 2015 года. «Если бы Путин приехал во Францию, и мы бы встретились, я бы сказал ему об этом. Франция никогда не должна закрывать возможность для диалога с Россией. Мы не можем порвать с Путиным, не можем начать новую Холодную войну», — обозначил свою позицию Жюппе во время дебатов правых.

«Ален Жюппе придерживается, скажем так, классического дискурса, выступая в защиту республиканских ценностей, четко обозначив свою позицию по России и по Сирии. Франсуа Фийон и Николя Саркози играют в странную игру, заявляя, например, о том, что новый возможный альянс между Трампом и Путиным был бы хорошим решением. Такая риторика с трудом находит понимание у правоцентристского демократического электората. Здесь скорее можно говорить о заигрывании с крайне правыми избирателями Нацфронта», – считает политолог Николя Тензер. 

Слева направо

После предварительного голосования у правых основной интригой станет, кто составит конкуренцию кандидату “Республиканцев” слева. Под вопросом до сих пор остается, будет ли выдвигать свою кандидатуру на второй срок действующий президент-социалист Франсуа Олланд. О своем решении Олланд обещал объявить в декабре.

Подогревает интригу и заявивший в середине ноября о намерении побороться за президентский пост харизматичный экс-министр экономики Эмманюэль Макрон. Покинувший правительство социалистов всего несколько месяцев назад Макрон создал собственное политическое движение под названием En marche!, что можно перевести с французского как «Вперед!». Бывший банкир банковской группы Ротшильдов называет устаревшим деление на “правых” и “левых” и надеется объединить всех французов.

Под вопросом до сих пор остается, будет ли выдвигать свою кандидатуру на второй срок действующий президент-социалист Франсуа Олланд. О своем решении Олланд обещал объявить в декабре

Пожалуй, единственный кандидат, который никогда не делал тайны из своего желания стать президентом – лидер французских националистов Марин Ле Пен. Глава крайне правого «Нацфронта» уже вовсю ведет предвыборную кампанию и все опросы гарантируют ей выход во второй тур.

 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.