#Катастрофа

Небоевые потери ненужной войны

26.12.2016 | Гольц Александр

В России объявлен траур. В небе над Сочи погибли почти 92 человека: хор знаменитого армейского ансамбля имени Александрова, его руководитель генерал Валерий Халилов, руководитель благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, журналисты трех телеканалов, два экипажа 800-го авиаотряда, базирующегося в подмосковном Чкаловском

Поисково-спасательные работы на месте крушения самолета ТУ-154 Минобороны РФ у побережья Сочи, 25 декабря 2016 года. Фото: Артур Лебедев/ТАСС

Они летели в Сирию: артисты — поздравлять с Новым годом личный состав российской авиабазы Хмеймим, участвующий в гражданской войне, доктор Лиза везла лекарства в университетский госпиталь Латакии. Эти люди приняли смерть, выполняя долг, и они достойны называться героями, точно так же, как героем стал российский посол в Турции, принявший смерть на своем посту.

Однако это совершенно не отменяет попытки разобраться, на ком же лежит ответственность за эту трагедию.

Грустная ирония заключается в том, что гигантская волна пиара, поднятая Кремлем в связи с сирийской войной, и освободительной ролью в ней России, фактически исключает любое рациональное объяснение катастрофы. Ведь любая из них ставит под вопрос эффективность государственных структур. Таких версий несколько, и сейчас ответственные чиновники последовательно опровергают каждую из тех, которые относятся к их конкретному ведомству.

 Любая из версий, касающихся причин трагедии, ставит под вопрос эффективность государственных структур

Версия первая: теракт

Практически единогласно российское начальство такую возможность отвергает. Такая версия «полностью исключена», настаивает председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. И приводит весьма «убедительный» аргумент: «Самолет Минобороны, воздушное пространство РФ, здесь не может быть такой версии». Эта версия «не входит в состав основных», подчеркнул руководитель правительственной комиссии министр транспорта Максим Соколов.

Между тем, как раз на возможность взрыва на борту и разгерметизации указывает то, что самолет исчез с экранов радаров практически мгновенно, пилоты не успели произнести ни слова, ни нажать тревожную кнопку. Обращает на себя и большой разброс осколков — в радиусе свыше 8 км. Неназванный представитель правоохранительных органов, давший интервью «Интерфаксу», настаивает, что пассажиры и груз прошли тщательную проверку на Чкаловском. Кроме того, посадка в Сочи не была заранее запланирована — первоначально планировалось, что самолет должен был заправляться в Моздоке, но планы изменились из-за погодных условий. Во время самой заправки на борт поднимались только таможенник и два пограничника, а покидал самолет только штурман. То есть шанс на то, что на борт могло быть пронесено взрывное устройство, был минимален.

Заметим, однако, дозаправка при наличии пассажиров разрешается только в экстренных ситуациях. И это указывает, что при полете «особого» борта многими обязательными формальностями пренебрегают. Так, и на Чкаловском далеко не всегда происходит тщательная проверка багажа у «своих».

Дозаправка при наличии пассажиров разрешается только в экстренных ситуациях. И это указывает, что при полете «особого» борта многими обязательными формальностями пренебрегают

Версия вторая: техническая неисправность

Известный летчик-испытатель Магомет Талбоев указывает, в частности, на возможность несинхронной уборки закрылков, в результате чего самолет мгновенно сваливается на бок. Погибший Ту-154 летал 33 года. Вообще за самолетами этой марки — довольно широкий шлейф катастроф и аварий. За более чем 40 лет эксплуатации было потеряно 73 самолета. Погибло более трех тысяч человек. Практически все авиакомпании отказались от эксплуатации Ту-154, признав его морально устаревшим. Ему запрещено летать в страны Евросоюза. Однако ответственные чиновники настаивают, что данный конкретный самолет выработал едва 10% своего ресурса. Дело в том, что в отличие от гражданских лайнеров, которые используются в ежедневном режиме, пассажирские самолеты Минобороны используются от случая к случаю. Самолет прошел плановый ремонт в 2014 году, на нем производились регламентные работы в этом году. То есть никаких предпосылок к аварии не было.

К техническим причинам следует отнести и возможную заправку некачественным топливом, от чего могли одновременно заглохнуть все три двигателя. Но экспертиза в этом случае проводится довольно быстро. И мы бы уже знали результат.

Версия третья: человеческий фактор

Наконец, нельзя исключать и ошибку пилота. Однако и она, настаивают чины Минобороны, маловероятна. Командир корабля майор Роман Волков, имеет налет около 3000 часов. Таким образом, случившаяся катастрофа просто не могла произойти.

Любая из версий является пощечиной российской власти. Самая унизительная для Кремля — это, конечно, теракт. Одна успешная террористическая атака перечеркивает все победные реляции спецслужб об уничтоженных экстремистах и предотвращенных терактах. Но и техническая неисправность, и ошибка пилота бросают тень на бравурные рапорты военного ведомства о сирийских успехах. Сразу на ум приходят два потерянных истребителя с «Адмирала Кузнецова».

Самая унизительная для Кремля версия — это, конечно, теракт. Одна успешная террористическая атака перечеркивает все победные реляции спецслужб об уничтоженных экстремистах и предотвращенных терактах

Есть подозрение, что именно сейчас, когда водолазы, моряки, вертолетчики — все, кто задействован в поисково-спасательной операции, делают свою тяжелую работу, заняты и кремлевские пиарщики. Они ищут такую версию, чтобы разорвать в головах обывателей простую причинно-следственную связь между безвинной гибелью сотни человек и войной, которую Россия ведет в Сирии. Ведь совершенно очевидно, не будь этой войны, необходимость участия в которой нашей страны более чем сомнительна, не было бы и небоевых потерь…


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.