#Санкции

Новые санкции США — чего ждать?

11.01.2017 | Тороп Анастасия

Законопроект о новых санкциях в отношении России, подготовленный группой сенаторов США, касается финансового и энергетического секторов российской экономики

Сенатор Джон Маккейн в окружении сенатора Бена Картин (слева) и сенатор Боб Менендес выступает на пресс-конференции в здании Капитолия, Вашингтон, 10 января 2017 года. Фото: J. Scott Applewhite/AP/TASS

Авторами документа выступили влиятельные сенаторы, представители обеих партий, в частности республиканцы Джон Маккейн, Линдси Грэм, Роберт Портман, а также демократы Бен Кардин и Боб Менендес. Соответствующее заявление члены Сената сделали на пресс-конференции в здании Капитолия.

По словам Владимира Милова, бывшего заместителя министра энергетики России, в Конгрессе много людей, озабоченных тем, что Трамп может снять с России санкции. «Самые болезненные санкции введены администрацией президента, их можно быстро отменить», — говорит он в телефонном разговоре с NT. В США есть группа сенаторов и конгрессменов (например, Маккейн, Рубио, Коркер, их фамилии мы постоянно слышим), которые очень активны в вопросе антипутинской политики, но будет ли поддержка большинства — непонятно, потому что у них там много других вопросов, которые они хотят решить, и в первую очередь — внутриполитические.

Главные финансовые санкции, которые выделяет Милов, касаются ограничения доступа к зарубежным займам длиннее 90 дней для широкого спектра наших компаний и госбанков, которые в этот санкционный список попали. «Финансовый мир вообще осторожный, и раз к России в принципе есть такие настроения, то уже предпочитают не давать денег даже тем нашим компаниям, которые еще не попали в список», — уверен Милов.

По мнению начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, реализация этого закона может привести к еще большей изоляции России. «Уже сейчас резиденты США, ЕС и многих других стран зачастую воздерживаются от сделок с резидентами России, даже если эти сделки не подпадают под санкции, — уверен эксперт. — Если же экспансия антироссийских санкций продолжится, то не исключен и «иранский» вариант, вплоть до эмбарго на поставки энергоносителей из России», — считает Осадчий.

Так что сейчас стоит вопрос, сможет ли Россия получить доступ к международным рынкам заимствования, какой она имела до 2014 года. «Наша жажда брать в кредит зарубежом достигла невероятных масштабов: почти триллион набрали наши корпорации и банки», — говорит Милов. По его словам, правительство стремится вернуться к этой возможности, так как это вообще единственное, что может вернуть российскую экономику к росту. «Если мы не вернемся на внешний рынок заимствований, роста не будет», – добавил собеседник NT.

Если законопроект будет принят, то санкции затронут как юридических, так и физических лиц, которые инвестируют в российскую отрасль добычи углеводородов более $20 млн, включая как поставку товаров и услуг, так и технологии. Под санкции попадут инвесторы, которые в течение года вкладывают в строительство Россией трубопроводов более $5 млн, а также инвесторы, вложившие более $1 млн в гражданские ядерные объекты, говорится в документе законопроекта.

Документ включает в себя, в частности, введение экспортных санкций, запрет на госпоставки, вероятный запрет на все транзакции в иностранной валюте и на все банковские транзакции в целом, а также запрет на покупку-продажу имущества в юрисдикции США и запрет на инвестиции американцам в компании, принадлежащие России.

Это так называемые «санкции второго уровня»: они могут быть применены не только против граждан и жителей США, но и против граждан и компаний третьих стран. Документ должен быть принят обеими палатами конгресса и получить подпись президента, чтобы стать законом.

По мнению авторов законопроекта, под санкции должны также попасть компании и лица, которые занимаются операциями с куплей-продажей российского долга, а также те, кто скупает активы российских предприятий и компаний.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что энергетический сектор российской экономики «уверенно стоит на ногах» и может противостоять возможным санкциям США. «Российская экономика, российский энергосектор за последние два года доказал, что он достаточно уверенно стоит на ногах, что это очень гибкая, очень сильная система с изрядным запасом прочности. Нет никакого сомнения, что сама система, сам сектор найдет соответствующие компенсационные меры, чтобы минимизировать возможный ущерб от подобных действий, если это будет реализовано», — цитирует Пескова «КоммерсантЪ».

?Экономический аналитик и специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин в разговоре с NT сказал, что при нынешней ситуации на энергетическом рынке Россия может устоять, не обращая внимание на санкции, которые предлагают ввести американские сенаторы.

По словам Крутихина, сегодня иностранных инвестиций на энергетическом рынке немного, хотя они есть. «Большинство инвесторов покинули Россию, остались считанные единицы», — говорит он.?Те немногочисленные проекты, которые инвестируются иностранными вкладчиками, будут продолжаться, а санкции коснуться лишь тех, кто захочет начать бизнес с Россией после введения закона. Однако появление таких инвесторов в принципе маловероятно. «Новых проектов не видно на горизонте, — продолжает Крутихин. — Но причина этого кроется не в санкциях, а в низкой цене на нефть: из-за этого иностранным инвесторам нет необходимости разрабатывать месторождения в России».

Крутихин уверен, что у российской нефтяной отросли есть возможность удерживать добычу примерно на нынешнем уровне вплоть до 2020 года. «Добыча нефти, начиная с 2020 года, будет падать от 2% до 10% в год, а добыча газа не будет увеличиваться, так как его просто некуда продавать», — прогнозирует эксперт.

По мнению директора Института стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, санкции в сфере добывающих отраслей опасны прежде всего потому, что это по-прежнему наша основная отрасль — донор для бюджета. Николаев убежден, что если туда не будут привлекаться новые средства и новые инвестиции, то и добыча будет снижаться. «Это такая отрасль, которая постоянно требует значительных инвестиций. Сразу мы это не почувствуем, но со временем все это будет более чувствительно», — считает экономист.

Николаев также уверен, что новые санкции плохо отразятся на банковской системе России, и основной ущерб заключается в невозможности экономического роста и развития. «С санкциями жить можно — развиваться нельзя», — говорит эксперт. По подсчетам Института стратегического анализа компании ФБК, в годовом исчислении вред, который наносят уже принятые санкции — 1–1,5% от ВВП.

?Однако, считает Николаев, поначалу экономическую картину новые санкции сильно не изменят: у нас пока есть еще, что тратить, кроме вот этих денег «извне». Речь идет прежде всего о резервных фондах. Трудности начнутся тогда, когда «наши загашники» закончатся.

 

 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.