Ильдар Дадин — единственный заключенный в России, отбывающий наказание по статье 211.1 УК РФ. Введенная в УК в июле 2014 года, статья 212.1 предусматривает уголовную ответственность за «неоднократные нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Дадин, осужденный по этой статье и отбывавший наказание в одной из Карельских колоний, публично заявил о многочисленных фактах жестокого обращения с заключенными — о систематических избиениях, издевательствах и пытках. После скандала вокруг заявления Дадина, его в конце 2016 года перевели в Алтайский край.
Накануне заседания в Конституционном суде РФ в Петербурге сайт КС буквально «рухнул» под напором желающих зарегистрироваться для присутствия в зале суда. В результате технического сбоя всем жаждущим правосудия и зрелищ не удалось попасть на заседание, хотя свободные места в зале были. А за час до открытия на подходе к зданию на Сенатской площади был задержан известный петербургский активист и правозащитник Динар Идрисов, организовавший накануне несколько акций в поддержку Дадина и его требования об отмене статьи 212.1. Идрисова задержали за парковку «не в том месте», вскоре отпустили — но заседание уже началось, и, несмотря на то, что он был зарегистрирован и его имя фигурировало в списках, в зал его не пустили, проигнорировав бурные протесты активиста.
Шумные события за дверями зала суда были полной противоположностью происходящему внутри. И хотя пикировка и обмен вопросами-ответами периодически велись явно с перехлестом эмоций, плавное течение заседания ничто не нарушало. Впрочем, председатель Валерий Зорькин несколько раз успокаивал участников дискуссии: «Не торопитесь, мы не уйдем, пока всех не выслушаем!» — обещал он и попросил не очень быстро вести обмен аргументами: «Посмотрите на судей, они не так быстро все понимают!»
В самом начале процесса защитники Дадина — Ксения Костромина, Алексей Липцер и его представитель в КС Сергей Голубок — заявили ходатайства о предоставлении им в письменном виде отзывов от Госдумы и представителя президента. А также дать возможность их подзащитному принять участие в заседании — личным присутствием или по видеосвязи. «Дадин не сможет высказать свою позицию, а это — заведомое неравенство сторон», — заявил Сергей Голубок. Но суд отклонил оба ходатайства: по словам Валерия Зорькина, письменных отзывов от Госдумы и представителя президента нет даже у него. Личное же присутствие Дадина не требуется, поскольку обсуждается не его личное дело, а конституционность правовой нормы. К тому же этапирование заключенного из Алтайского края — дело сложное и долгое, а видеосвязь в зале КС не предусмотрена.
В своей жалобе Ильдар Дадин заявил, что оспоренная им норма предусматривает уголовную ответственность за формальные нарушения на мирных публичных мероприятиях исключительно «на основании факта неоднократности таких нарушений». К тому же она позволяет возбуждать уголовное дело до вступления в силу всех постановлений судов по делам об административных правонарушениях, а также использовать в уголовном деле в качестве доказательств материалы административных дел.
«Это высокая честь представлять здесь Ильдара Дадина, осужденного исключительно за право собираться мирно, без оружия, и участвовать в собраниях, митингах, — сказал в своем выступлении Сергей Голубок. — Впервые перед уважаемым судом стоит вопрос об оценке криминализации данного конституционного права. С тем же успехом можно ввести уголовную ответственность за многократный переход на красный свет. И получается, что в одном ряду с терроризмом оказываются правовые отношения, связанные только с нарушением уведомления. Но количество проступков не способно перерасти в качество преступлений, сто кошек не становятся тигром!»
И напомнил собравшимся слова выдающегося юриста Николая Таганцева, который в своей книге «Курс уголовного права», изданной 115 лет назад, писал: «Государство не может требовать повиновения только ради повиновения, так сказать, для приучения граждан к порядку».
Оппоненты Дадина — представители Госдумы, Совета Федерации, Минюста, МВД — в своих выступлениях вполне предсказуемо отрицали, что статья 212.1 нарушает какие-либо права граждан. «Повторение нарушений несет повышенную опасность», — настаивал Андрей Клишас, полномочный представитель СФ. «Важно не только деяние, но и личность виновного! — повторял Михаил Кротов, полномочный представитель Президента в КС. — Такая личность представляет общественную опасность, неоднократное, умышленное повторение говорит о нарастании опасных антисоциальных мотивов в действиях осужденного!» Михаил Барщевский, полномочный представитель Правительства РФ в высших судебных инстанциях, назвал происходящее в КС — пиршеством юридической мысли и высказал опасения, не спрятался ли где-то на этом пиру «ядовитый пирожок». «Мне не нравится эта статья, но это не значит, что она не конституционна, — сказал он. — Я против ее применения, но я и против бесконечной административной ответственности, когда-то она должна переходить в уголовную». И сказал, что достаточно лишь устранить некоторые противоречия этой статьи с основным законом.
Неожиданными для сторонников Дадина оказались и выступления представителей Генеральной прокуратуры, а особенно — Уполномоченного по правам человека. Днем ранее в интернете прошла информация, что Генеральная прокуратура разделяет точку зрения защитников Дадина. Но Татьяна Васильева, представитель ГП РФ, начала свое выступление с заявления, что «их слова неправильно истолковали». Тем не менее, по оценке Сергея Голубка, Генеральная прокуратура в основных своих позициях все-таки поддержала мнение Ильдара Дадина.
«Но выступление Ивана Соловьева, представителя уполномоченного по павам человека, нас просто потрясло! — сказал адвокат в разговоре с корреспондентом NT. — Он заявил, что их ведомством прорабатывается вопрос об усилении защиты прав граждан при производстве по делам об административных правонарушениях, неоднократное совершение которых может привести к возбуждению уголовного дела. О какой защите прав человека можно после этого говорить!»
В густых сумерках, когда участники заседания выходили из бывшего здания Сената, жену Ильдара Дадина Анастасию Зотову и еще нескольких его сторонников задержали за переход дороги в неположенном месте и отправили в отделение полиции. К счастью, эти нарушения правил, даже многократные, пока (!) не влекут за собой уголовной ответственности…