#Протест

Нет слиянию Публички и Ленинки!

10.02.2017 | Шкуренок Наталья, Санкт-Петербург

С таким плакатами встали в одиночные пикеты у здания Российской национальной библиотеки петербургские ученые

Поводами к протестам стали два события последней недели. Первое — решение о слиянии двух библиотек, Российской национальной библиотеки (НБ) в Петербурге, Публички, и Российской государственной библиотеки (РГБ) имени Ленина в Москве, Ленинки. Второе — неожиданное увольнение главного библиографа Публички Татьяны Шумиловой. Именно в ее защиту вышли на серию одиночных пикетов петербургские историки, социологи, литераторы к главному входу в старейшую российскую Публичную библиотеку.

 

«Шумилову — Публичке, Публичку — Петербургу» — первым с таким плакатом встал в пикет инициатор акции Даниил Коцюбинский, публицист, историк, преподаватель СПбГУ.

— Петербург зачищают от культуры, от его культурной идентичности, которую никакой «Зенит-ареной» не компенсировать, — сказал Коцюбинский собравшимся вокруг журналистам. — Ведь библиотека — это не просто место, где лежат книги, это люди, которые занимаются, в том числе, и огромной просветительской работой.

Слухи о возможном объединении двух крупнейших российских библиотек появились еще в конце прошлого года, когда министр культуры Владимир Мединский обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с предложением о слиянии. В январе 2017 года стало известно о письме Медведеву, написанному уже двумя директорами библиотек: со стороны РНБ письмо подписал Александр Вислый, со стороны Ленинки — и.о. директора Владимир Гнездилов. Окончательный приказ о слиянии еще не подписан, поскольку учредителем обеих библиотек является правительство РФ, которое не сказало последнего слова. Но о слиянии уже уверенно говорят оба директора.

Против этого решения активно выступили сотрудники РНБ. На состоявшейся 30 января пресс-конференции, в которой должен был участвовать директор Публички Александр Вислый (но он в последний момент отказался от участия), эту протестную позицию озвучила главный библиограф РНБ Татьяна Шумилова. А уже 3 февраля стало известно, что руководство библиотеки вручило Шумиловой «акт об отсутствии на рабочем месте в течение более четырех часов» (как раз в это время библиотекарь участвовала в пресс-конференции, о чем предварительно договорилась со своим начальством). После вручения «акта об отсутствии» Шумилова была уволена. Сейчас она готовит судебный иск, считая свое увольнение незаконным, и не собирается менять свое мнение о слиянии.

Чем, собственно говоря, грозит библиотекам это объединение? Ленинка сохраняет свой статус, функции и права, а вот Публичка многое теряет. Во-первых, она теряет юридическое лицо и, соответственно, право самостоятельно решать все свои вопросы. Во-вторых, РНБ теперь не будет получать и обязательные экземпляры.

— Это фактически, разжалование национальной библиотеки в районную, — считает Даниил Коцюбинский. — Татьяна Шумилова, по сути дела, легла под танки — она назвала вещи своими именами, за что и была уволена.

По мнению участников пикета, увольнение Шумиловой стало первым сигналом к серьезным штатным сокращениям в РНБ — как только ее уволили, была сокращена и должность главного библиографа. Собравшиеся у стен библиотеки обращались ко всем, кто входил в двери главного петербургского книгохранилища, с вопросом — а вы знаете про слияние библиотек? Практически все отвечали утвердительно и говорили о том, что их это возмущает.

— Пока надеждою горим, пока сердца для чести живы… — заговорил стихами поэта Наталья Соколовская, литератор, член Петербургского ПЕН-клуба, приняв эстафету с плакатом у стен библиотеки.

— Почему я пришел сегодня сюда? — Виктор Воронков, российский социолог, директор Центра независимых социологических исследований, на секунду задумался. — Знаете, когда-то я изучал эмиграцию, и мне всегда было интересно — почему же люди эмигрируют? Наши корреспонденты называли множество причин — то, и это, но чувствовалось, что они чего-то не договаривают. Пока один корреспондент не сказал — надоело мне это все! Вот она, причина. Мы все выходим, потому что нам все это надоело. Не думаю, что это сразу принесет реальную пользу, но это повод продемонстрировать нашу солидарность.

Фото: Наталья Шкуренок


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.