#Мнение

#Скандал

Время дураков

13.02.2017 | Мамин Юрий, режиссер | №4 (434) 13.02.17

8 февраля режиссер Алексей Учитель обратился с заявлением в Генпрокуратуру РФ с просьбой оградить коллектив фильма «Матильда» от «угроз и противоправных действий лиц экстремистской направленности», а также от клеветы со стороны депутата Госдумы Натальи Поклонской

Коллизия, сложившаяся вокруг еще не вышедшего в прокат фильма Алексея Учителя «Матильда» — о знаменитой балерине Матильде Кшесинской и ее романе с Николаем II, демонстрирует в первую очередь то, что в наши славные путинские времена невежды и дураки невероятно осмелели и обнаглели. Я очень люблю анекдот, точнее — реальный исторический рассказ из жизни Пушкина: при нем как-то хвалили Николая I, говорили, какой он дисциплинированный, как он во все вникает, навел порядок. А Пушкин сказал: да хорош-то он хорош, но дураков наплодил столько, что на наших с вами правнуков хватит. И хватает же: сегодня — совершенно такая же ситуация, как почти 200 лет назад. Самодержавная власть вообще плодит идиотов.

Я вспоминаю из фильма «Девять дней одного года» монолог Куликова: «Дурак, крепкий и надежный дурак, необыкновенно точно отражает своеобразие эпохи…» Они ведь и разводятся от того, что ближайшее начальство их не одергивает, все взгляды устремлены на верховного, а он тоже молчит. Сказал бы президент хоть раз «хватит!» — может, и прекратились бы эти дурацкие заявления, скандалы на пустом месте. Но он не говорит, заигрывает с плебсом, и это красноречивое молчание приносит такие плоды — агрессивное невежество.

Самое поразительное — во всей Госдуме не нашлось ни одного мало-мальски грамотного депутата, который одернул бы эту прокуроршу и напомнил: в Петербурге, неподалеку от Петропавловской крепости, у Троицкого моста стоит особняк, подаренный Николаем II, которого так сильно обожает госпожа Поклонская, этой самой балерине — Матильде Кшесинской. Но ничего этого не знают ни госпожа Поклонская, ни Госдума, демонстрируя тем самым полное невежество — власти и свое собственное.

Конечно, с одной стороны, это возмущает, но с другой — вызывает гомерический смех и рождает ощущение какого-то шабаша, когда власть вместо того, чтобы заниматься реальными проблемами в стране, позволяет взбивать эту мутную пену. Ведь не известно еще, какой это фильм, кто знает, может он вообще не слишком удачным получился, а может, и гениальный, но сейчас вся эта вакханалия вокруг принесла ему заранее такой успех, что его пойдут смотреть даже те, кто и не собирался. И это так ложится на замечательную традицию нашего отечества, когда сначала агрессивные невежды преследуют и наказывают творцов, а потом приписывают себе их мировую славу и гордятся «своими» героями. Так было с Бродским, а совсем свежий пример — Pussy Riot, которые после скандала вокруг их пения в церкви стали популярными и востребованными во всем мире. И это происходит раз за разом, нас как будто заколдовали, и мы движемся по кругу. Мне очень нравится фраза, которая, увы, не мне принадлежит: у России ужасное прошлое и великое будущее — и так будет всегда! Вот я и думаю: может, и «Матильда» пошла по тому же пути?..


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.