Реорганизация СНБ, о которой сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, — казалось бы, чисто бюрократическая процедура — стала в Вашингтоне политической новостью первостепенной важности. В ней увидели поражение Стивена Бэннона, которому приписывают роль серого кардинала, пользующегося непререкаемым влиянием на президента. Влияние это Бэннон приобрел благодаря своей программе «экономического национализма» и разрушения «государства в государстве», как он и его сторонники называют госаппарат, будто бы враждебный любым переменам. Эти лозунги хорошо продавались во время избирательной кампании, но с их реализацией вышла заминка.
В новой администрации Стив Бэннон занял пост старшего советника и «главного стратега» — этот доселе неведомый титул был учрежден специально для него и определял его компетенцию предельно широко. Бэннон участвовал в принятии практически всех принципиальных решений. Трудно найти фотографию с совещания в Овальном кабинете, будь то в широком или узком составе, на которой отсутствует Бэннон. На восьмой день после вступления в должность 45-го президента Бэннон стал постоянным членом комитета старших дожностных лиц СНБ. Одновременно Трамп вывел из комитета председателя Объединенного комитета начальников штабов Воооруженных сил США и директора Национальной разведки. Им сказали, что, когда они понадобятся на заседании, их вызовут.
Трампу не нравились разговоры о том, что он всего лишь марионетка, которой ловко манипулирует кукловод Бэннон, с чьим именем связывают целый ряд провалов администрации, начиная с указа о визовых ограничениях для граждан мусульманских стран и кончая попыткой отменить закон о медицинском страховании, принятый при Бараке Обаме. Выдохлась в последнее время и изоляционистская риторика Трампа. Президент, кажется, начинает понимать, что мировая экономика устроена совсем не так, как он себе прежде представлял, и что протекционизм — палка о двух концах. Выходом из Транстихоокеанского партнерства Трамп наказал голосовавших за него американских фермеров: США — крупнейший экспортер сельскохозяйственной продукции, а страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — крупнейшие ее потребители. Президент уже не собирается выходить из Соглашения о свободе торговли в Северной Америке (НАФТА) — администрация теперь ведет речь лишь о мелких изменениях в договоре. А ведь Трамп называл его «катастрофой» и «худшим в истории торговым соглашением». Умолкли и тирады об «устарелости» и никчемности НАТО: госсекретарь Тиллерсон принял-таки участие в апрельской встрече глав МИД стран НАТО в Брюсселе и направил в Сенат письмо в поддержку ратификации договора о приеме в Альянс Черногории, против чего резко возражала Россия. А в конце мая в Брюссель на саммит НАТО поедет Дональд Трамп.
В Вашингтоне говорят сегодня, что Стивен Бэннон проиграл аппаратную битву глобалистам в администрации. Это прежде всего зять президента, «кронпринц» Джаред Кушнер, у которого обширные деловые связи в Китае и на Ближнем Востоке, и советник президента по экономическим вопросам Гэри Кон, в недавнем прошлом — президент и главный операционный директор Goldman Sachs Group. Заслугу в восстановлении структуры СНБ приписывают также советнику по национальной безопасности генералу Герберту Макмастеру, тоже глобалисту по самой сути своей профессии. Удаление Бэннона сопровождалось возвращением в постоянный состав комитета СНБ двух удаленных из него силовиков, а также министра энергетики, директора ЦРУ и посла США в ООН. В сущности, Макмастер поступил в соответствии с мудрым правилом «не сломано — не чини».
Но представляется все же, что глобальная повестка дня вторглась в Белый дом помимо воли его обитателей. Ракетный удар по Сирии (см. Война с отсрочкой) — явное свидетельство отступления от политики изоляционизма. К чему приведет этот шаг — вопрос отдельный.