Пария на континенте
Кризис в отношениях Венесуэлы и других стран — членов ОАГ назревал уже несколько месяцев. Генеральный секретарь организации уругваец Луис Альмагро в начале этого года подготовил доклад, в котором пригрозил Каракасу исключением из ОАГ за многочисленные нарушения демократических норм. Генсек ОАГ дал венесуэльским властям месяц на то, чтобы они освободили всех политических заключенных, перестали ущемлять права находящейся в руках оппозиции Национальной ассамблеи и объявили дату досрочных выборов. Правительство Мадуро, разумеется и не собиралось выполнять эти требования, обвиняя ОАГ во вмешательстве в свои внутренние дела. Но мало кто ожидал, что Каракас сам инициирует выход страны из крупнейшей региональной организации.
За проведение сессии по Венесуэле проголосовало 19 стран (среди них — Аргентина, Бразилия, Колумбия, Мексика, Перу, Чили), а также 5 государств Карибского бассейна (Багамские острова, Гайана, Гондурас, Доминика, Ямайка), участники программы Petrocaribe, которые получали от Каракаса нефть по демпинговым ценам. Блокировать сессию не смог венесуэльский посол в ОАГ, а также его коллеги из дружественных Венесуэле стран — Боливии и Никарагуа.
На оформление развода Венесуэлы с ОАГ уйдет около двух лет, однако уже начиная со следующей недели ее представитель перестанет участвовать в работе организации. Кроме того, Каракас должен будет выплатить штраф в размере $9 млн.
Спираль насилия
Необходимость чрезвычайной сессии была связана с тем, что, по мнению членов ОАГ, Венесуэла вошла в «спираль насилия», преодолеть которую она в одиночку не в состоянии. «На улицах Венесуэлы все больше убитых, и мы не знаем даже их точного числа», — заявила министр иностранных дел Аргентины Сусана Малькорра.
Десятки тысяч венесуэльцев каждый день выходят на улицы Каракаса и всех крупных городов страны с протестами против политики правительства Николаса Мадуро. С начала апреля, когда страну охватила волна гражданского неповиновения, 29 человек были убиты. Почти все из них были застрелены членами криминальных полувоенных банд на службе режима, которые появляются в районе проведения акций на мотоциклах и, произведя несколько выстрелов, исчезают. Власти разгоняют участников антиправительственных демонстраций резиновыми пулями и слезоточивым газом, но протесты не прекращаются — нация, в которой молодые люди составляют большинство уже обрела новый modus vivendi.
Женщины идут на стерилизацию
В минувшем году Венесуэла была признана ООН страной с «самой жалкой экономикой» в мире. В стране ощущается острая нехватка абсолютно всех продуктов питания и промышленных товаров. Одной из последних свидетельств отчаянного положения населения стала добровольная стерилизация венесуэльских женщин, о которой сообщает газета El Nuevo Herald (США). «Я не могла нигде найти контрацептивов и вновь забеременела, — говорит 40-летняя Флор Пенья из городка Сан-Дьего. — Я направилась к местную клинику и меня стерилизовали. Теперь я больше не боюсь вновь оказаться в положении». В очереди на стерилизацию в клинике штата Миранда, пишет издание, — около 500 женщин. В местечке Консепсьон Паласиос — около 400.
Комбинация недовольства экономическим положением и политических лозунгов приводит к тому, что на континенте называется «идеальным штормом». Но его волна накрывает и сами власти. В условиях охвативших страну массовых акций протеста о своем несогласии с действиями президента заявила генеральный прокурор Луиса Ортега Диас. Она подготовила указ об освобождении оппозиционных манифестантов, арестованных с нарушением закона. В подготовленном ею докладе говорится, что в ходе разгона демонстраций 400 человек были ранены и около тысячи арестованы. В начале апреля Ортега Диас неожиданно выступила с критикой решения Верховного суда, который присвоил себе полномочия Национальной ассамблеи и фактически оставил страну без парламента. По ее словам, тогда судьи «грубо нарушили конституционный порядок». На следующий же день президент вынужден был пересмотреть решение ВС. И вот новое свидетельство несогласия внутри правящей партии.
Николас Мадуро, выступая в минувшие выходные по телевидению, заявил, что он «уже хочет выборов». Однако президент имеет в виду лишь выборы губернаторов, которые должны были пройти еще в декабре 2016 года, но были отменены. А нация требует досрочных президентских выборов и не намерена ждать декабря 2018 года, когда эти выборы должны состояться.
Досрочных выборов не будет
«Если Мадуро пойдет на выборы, то его будет ждать разгром, — говорит NT Габриэль Сальвия, президент влиятельного латиноамериканского политологического и правозащитного центра CADAL (Сentro de Apertura y Desarollo de America Latina). — Сейчас его правительство держится исключительно на поддержке руководства вооруженных сил». По мнению Сальвиа, венесуэльские власти не пойдут на досрочные выборы и возможно даже отложат выборы 2018 года, пока существует поддержка со стороны военных и значительной части населения, получившего во времена Уго Чавеса немалые социальные льготы.
«ОАГ сделал все, что можно для восстановления демократии в Венесуэле, — говорит Габриэль Сальвия. — Но демократические перемены возможны лишь при возникновении внутреннего кризиса внутри самого правительства, когда президента Мадуро перед угрозой потери правящей партии власти в стране убедят в необходимости проведения выборов».
Сначала — деньги, потом — перчатка
Однако власти, похоже, сами загоняют себя в угол. Против них выступает 80% населения, но они отвечают на его требования террором. Каракас объявляют самоизоляцию на континенте и одновременно бросает Дональду Трампу, с избранием которого связывал определенные надежды. По сообщению агентства Аssociated Press, «дочка» венесуэльской государственной нефтяной компании Petroleos de Venezuela (PDVSA) в США компания Citgo в январе пожертвовала на инаугурацию президента Дональда Трампа $500 тыс. Агентство сообщает, что по своему размеру взнос Citgo превзошел перечисления на инаугурацию Трампа от таких американских гигантов, как Pepsi ($250 тыс.) и Walmart ($150 тыс.), и сравнялся с подношением Трампу со стороны JP Morgan Chase и Exxon, которые также перечислили по $500 тыс.
Однако эти надежды не оправдались. Президент Трамп сделал несколько недружественных Венесуэле заявлений и принял в Белом доме Лилиан Тинтори, супругу ведущего оппозиционера Леопольда Лопеса, отбывающего в Каракасе 14-летний тюремный срок. И тогда, разочаровавшись в новой администрации, венесуэльские власти бросили президенту Трампу вызов. По их команде был захвачен крупный завод по сборке автомобилей в городе Валенсия, принадлежащий американскому гиганту General Motors. На заводе из-за проблем с поступлением в страну комплектующих деталей и абсурдного валютного курса, установленного венесуэльскими властями в 2016-м, не было собрано ни одного автомобиля. Но, как бы то ни было, GM до последнего времени принадлежало 55% всего рынка автозапчастей в стране. Закрытие завода станет новым ударом по и без того чахлой венесуэльской экономике, поскольку оно приведет к увольнению 2778 человек (а всего — 3990 с учетом персонала в сфере сервиса) и подорвет деятельность 74 дистрибьютеров компании.
В знак протеста компания объявила о прекращении всех работ в этой латиноамериканской стране. Вместе с тем Белый дом никак пока не отреагировал на эту незаконную экспроприацию, осуществленную в духе Фиделя Кастро, который в начале 1960-х годов отнял у американцев всю их собственность на острове. Трамп, как и в отношении северокорейского режима, объявил Венесуэлу «проблемой», которую он решит. Но его замах на Мадуро, как и на Ким Чен Ына, был на рубль, а удар... Удара, скорее всего, вообще не будет.