Сформированное на днях новое правительство Болгарии во главе с Бойко Борисовым, который за последние восемь лет в третий раз возглавил кабинет министров, подтвердило приверженность страны европейскому курсу. Значит ли это, что Болгария окончательно отвернулась от России и былой дружбе братьев-славян пришел конец? Отнюдь. Но попытки навязать любовь и дружбу приводят только к обратному результату
Большинство голосов на досрочных парламентских выборах в Народное собрание Болгарии, состоявшихся еще 26 марта, набрала партия ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии») Бойко Борисова, но 95 полученных депутатских мандатов не хватало, чтобы самостоятельно сформировать правительство. ГЕРБ вступил в переговоры с альянсом «Объединенные патриоты», получившим 27 мест в парламенте. В результате консерваторы и националисты образовали коалицию, обладающую 122 из 240 голосов, а это квалифицированное большинство, которое и дало возможность сформировать правительство. 4 мая новый кабинет министров был приведен к присяге.
Болгарская соцпартия (БСП), возглавившая на выборах объединение «БСП за Болгарию», заняла второе место и признала поражение. Политологи указывают на явные промахи лидера партии Корнелии Ниновой. Не на пользу БСП пошел и прошлогодний скандал с российским генералом в запасе Леонидом Решетниковом, случившийся накануне президентских выборов (подробнее — см. статью «ГЕРБ с размытыми очертаниями» на сайте NT), и слова Ниновой в ходе парламентской кампании о том, что Болгария много потеряла из-за демократии, и ее планы наложить вето на антироссийские санкции ЕС в случае, если она станет премьером.
Пожалуй, только в двух странах мира — России и Болгарии — у вас могут неожиданно спросить: кто вы, русофил или русофоб? Ответить на этот вопрос не так просто, как кажется. Отношения славянских государств сегодня не однозначны. В России многие по-прежнему воспринимают Болгарию как часть русского мира, это мнение разделяют и некоторые граждане европейских стран. В самой же Болгарии такая установка поддерживается искусственно — и частью граждан страны, и усилиями из России.
Болгарское русофильство в основном стало следствием Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, которая привела к освобождению Болгарии от многовекового турецкого ига. С тех пор отношения двух славянских стран переживали взлеты и падения, включая прекращение дипломатических связей. Но это не было проявлением русофобства, причины крылись в различиях политических интересов.
Болгары помнят, как еще недавно любовь к России была частью государственной идеологии, а пропаганда представляла Советский Союз как самую прогрессивную мировую державу, которая ведет союзников по социалистическому лагерю прямиком к коммунизму. В рядах нынешних болгарских социалистов есть силы, которые вспоминают те времена с ностальгией и не прочь обрядить русофильство советского образца в новые демократические одежды. Но большинство болгар при всей благодарности к России за избавление от турок в 1878 году не испытывают желания вернуться в социалистическую Болгарию под крылом СССР. Напротив, болгары — ярые сторонники Европейского союза.
Москве русофильские настроения в Болгарии — и не только в Болгарии — конечно, по душе. Президент Владимир Путин был и остается сторонником сохранения «сфер влияния», образовавшихся после Второй мировой войны. Между тем простые россияне, которым тоже лестна любовь братских народов и которых очень обижают проявления нелюбви ко всему русскому и советскому, плохо представляют себе и сегодняшние болгарские реалии, и дела давно минувших дней.
Российские СМИ, к примеру, не оставляют без внимания попытки снести установленный в центре Софии памятник Советской армии. В связи с этим автор в свое время провел опрос среди россиян: сколько советских воинов, по их мнению, погибло в Болгарии во время Второй мировой войны? Ориентируясь на размер монумента, большинство отвечало: ну, наверное, тысяч сто. Между тем советские войска не встретили в Болгарии никакого сопротивления и за два дня операции не потеряли ни одного солдата. Тысячи погибших в этом случае — плоды советско-российской пропаганды, крепко засевшие в головах граждан России.
Стремление связать воедино и отождествить два события из истории российско-болгарских отношений — русско-турецкую войну XIX века и пребывание страны под контролем СССР в послевоенные годы — сегодня только снижает популярность традиционного русофильства среди болгар, делая его уделом шумных политических сектантов. Российские пропагандисты этого, увы, не понимают. В результате неуклюжие попытки укрепить дружбу народов приводят к обратному эффекту.
Примером может служить нашумевшая во время парламентских выборов история с бронзовой статуей российского императора Александра II. Памятник работы Зураба Церетели высотой 8,5 м, весом 1 т и ценой в 1 млн левов подарил городку Свиштов, близ которого русские войска в 1877 году переправлялись через Дунай, некий «Балканский центр развития и восстановления». Как позже выяснилось, этот центр с громким, но не известным в Болгарии названием представляет всего один человек и только в Facebook. Это не смутило власти Свиштова во главе с мэром — членом БСП: они с благодарностью приняли дар и без публичного обсуждения, фактически втайне, решили установить колоссальный монумент в городском комплексе «Памятники». Но идея получила отпор. По мнению оппонентов, достаточно того, что именем российского императора названа улица Свиштова и вообще этот памятник — символ другой страны.
Насильно мил не будешь, говорит народная мудрость. А русский поэт уточняет, что народная тропа не зарастет к нерукотворному памятнику. В Болгарии Россию любят и без дареного рукотворного колосса. Главное, не потерять и эту любовь.
Фото:http://www.cross.bg