Из пояснительной записки к проекту указа, который был подготовлен самой спецслужбой еще в августе прошлого года, следует, что ФСБ вроде бы не намерена немедленно отнимать земельные участки и дома граждан, а право на такое изъятие нужно ей на всякий случай, так сказать, про запас. Ведь в ее обязанности входит обустройство государственной границы, включая и создание неких специальных зон вблизи нее. Между тем, отмечают авторы записки, «на сухопутном участке Государственной границы Российской Федерации не завершена работа по ее международно-правовому оформлению с Латвией, Литвой, Украиной, Азербайджаном и Казахстаном, не оформлена Государственная граница Российской Федерации с Эстонией, Белоруссией, Грузией, Абхазией и Южной Осетией». То есть линия границы может меняться, а вместе с ней будет меняться и конфигурация особых зон, контролируемых ФСБ. Посему входящим в состав ФСБ пограничникам и потребовалось право на изъятие.
Настораживает, однако, то, что чуть раньше, в марте, президент наделил такими же правами Федеральную службу охраны и Министерство обороны. У каждого ведомства нашлись свои резоны на отъем чужой собственности. В эпоху путинского правления произошел окончательный дележ наиболее прибыльных кусков советского наследства — предприятий нефтегазового сектора, металлургии, химической промышленности. И вот теперь, похоже, бюрократические кланы, давно превратившиеся в экономические корпорации, не сговариваясь, обратили свои взоры на еще один источник прибыли — землю.
Но чтобы начать эту самую прибыль извлекать, необходимо освободить наделы от «неправильных» владельцев. Попробовали в Сочи, приняв специальное законодательство по причине проведения Олимпийских игр. Тогда получилось. Две с половиной тысячи собственников лишились домов и земельных участков. И потенциальные бенефициары решили не ограничивать себя излишними условностями и процедурами (в результате соблюдения которых, замечу, круг выгодоприобретателей неизбежно увеличивается) вроде обязательного решения правительства. Под предлогом избавления правительства от излишних полномочий наиболее влиятельные ведомства (в основном силовики) тут же воспользовались открывшейся возможностью. Теперь для изъятия чужой собственности достаточно лишь решения главы ведомства.
Юристы обращают внимание на то, что в указе о новых полномочиях ФСБ отсутствуют ссылки на необходимость будущего обустройства границ. Там лишь сказано, что спецслужба «принимает в пределах своих полномочий решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации». Такая формулировка открывает богатые перспективы перед теми, кто решит этим воспользоваться. Адвокат Всеволод Сазонов отмечает: «Можно же для любого участка обосновать, почему он необходим для исполнения целей ФСО или ФСБ. Нет четкого перечня оснований, по которым эти участки изымаются. Они могут не разглашать информацию, для каких конкретно нужд, потому что эта информация носит закрытый характер».
То есть ФСБ теперь даже не нужно изобретать поводы для изъятия чужой собственности, достаточно сослаться на окутанные тайной государственные интересы. Полученные полномочия открывают перед спецслужбой совершенно изумительные перспективы. Ведь в указе не написано, что специальные зоны безопасности создаются лишь в районе границы.
Если учесть, что центр Москвы переполнен наисекретнейшими оборонными НИИ и учреждениями, несложно представить, как под предлогом «обеспечения безопасности» ФСБ вознамерится создать какую-нибудь особую зону вокруг охраняемых объектов и начнет изымать объекты недвижимости или брать деньги за неизъятие.