Кубок конфедераций считается своего рода генеральной репетицией для страны-хозяйки очередного Чемпионата мира по футболу: два спортивных события, как правило, разделяет ровно один год. В России Кубок стартует 17 июня, матчи пройдут в Москве, Казани, Санкт-Петербурге и Сочи. Президентский указ, согласно которому на проведение митинга или шествия требуется согласование с ФСБ, будет действовать в этих же городах в период с 1 по 25 июня. Точно так же, президентским указом, ограничение на свободу собраний вводилось во время сочинской Олимпиады 2014 года.
У профессора факультета права НИУ ВШЭ Елены Лукьяновой сомнений нет: «Безусловно, этот указ противоречит Конституции», но оспорить его можно будет, только когда появится прецедент, — например, если где-то не позволят провести митинг 12 июня, на который призывает выйти Алексей Навальный.
Российские чиновники традиционно заявляют — «это общемировая практика». Однако факты говорят о другом.
БРАЗИЛИЯ: ПРАВО НА БУНТ
Накануне футбольного Чемпионата мира-2014 в Бразилии в крупнейших городах страны шли массовые акции протеста. Сотни тысяч людей вышли на улицы Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и других городов после того, как власти повысили стоимость проезда в общественном транспорте. Многие были недовольны и непомерно высокими, по их мнению, тратами на проведение чемпионата.
В столице страны Бразилиа манифестанты накануне открытия ЧМ попытались взять штурмом здание Министерства иностранных дел. Власти в последний момент остановили их, бросив на усмирение непокорных сотни полицейских. Тогда президент страны Дилма Руссефф собрала чрезвычайное заседание кабинета министров и записала 11-минутное обращение к нации, которое уже через полчаса передали все национальные телеканалы. В обращении говорилось: «Мы следим с большим вниманием за манифестациями, которые происходят в стране. Они показывают силу нашей демократии и желание нашей молодежи добиваться того, чтобы Бразилия шла вперед».
«Режим чрезвычайного положения введен не для того, чтобы запрещать манифестации. Он нужен для предотвращения терактов»
Несмотря на угрозу масштабных антиправительственных акций, никаких запретительных мер политического характера бразильские власти не приняли. О выдаче лицензий на проведение митингов и демонстраций — а они шли в течение всего чемпионата — и речи быть не могло, ибо такая мера вывела бы на улицы уже не сотни тысяч, а миллионы человек. Никаких специальных полномочий спецслужбам предоставлено также не было.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: АРЕСТЫ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
Открытие летней Олимпиады-2012 в Лондоне не обошлось без инцидента — полиция задержала 182 участника акции протеста велосипедистов, которые выражали несогласие с самой идеей проведения Игр в британской столице. «Люди имеют право выражать свое несогласие, и это право является одной из важнейших составляющих нашей демократии, — заявил представитель Скотланд-Ярда. — Однако в данном случае протестующие нарушили баланс между собственным правом выражать несогласие и правом остальной публики продолжать заниматься своими делами».
Во время проведения крупных международных мероприятий, в том числе спортивных, британская полиция всегда работает в усиленном режиме. При этом официально она никогда не наделяется дополнительными полномочиями на репрессивные действия по отношению к участникам протестных акций. У британской полиции и других спецслужб вообще нет права на то, чтобы с ними «согласовывали» акции протеста или чтобы требовалось их «разрешение» на проведение разного рода манифестаций. Задача правоохранителей во время акций протеста — обеспечить общественный порядок и не допустить, чтобы публика или сами участники акции пострадали. Поэтому организаторам акций протеста в Британии зачастую не нужно даже уведомлять полицию о своих намерениях, за исключением тех случаев, когда для проведения акции нужно перекрывать улицы, изменять маршруты движения транспорта или прохожих. Запретить проведение акции британская полиция и другие спецслужбы не могут.
ФРАНЦИЯ: ЕВРО В РЕЖИМЕ ЧП
Чемпионат Европы по футболу-2016 во Франции проходил в условиях чрезвычайного положения. Это не помешало французам практически ежедневно выходить на акции протеста, хотя некоторые ограничения все же действовали.
Президент Франции Франсуа Олланд ввел режим ЧП на три месяца после терактов в ноябре 2015 года, после чего он неоднократно продлевался, в том числе и для обеспечения безопасности спортивных событий — ежегодной велогонки «Тур де Франс» и Евро-2016. За запрет любых митингов на время действия режима ЧП высказалась только лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен. «Режим чрезвычайного положения введен не для того, чтобы запрещать манифестации. Он нужен для предотвращения терактов», — ответил ей тогда госсекретарь Жан-Мари Ле Гуэн.
Власти стран-хозяев крупных спортивных мероприятий зачастую усиливают давление на протестующих перед и во время проведения соревнований, когда внимание всего мира приковано к данной конкретной стране, говорится на сайте Amnesty International, самой крупной международной правозащитной организации. Это особенно заметно в государствах с авторитарными режимами. Amnesty напоминает в связи с этим, что организаторы спортивных соревнований — такие, как ФИФА или МОК, — обязаны выступать против нарушений прав человека в странах, где проводятся их мероприятия. Аналогичные обязательства несут как компании-спонсоры спортивных соревнований, так и компании, занятые строительством объектов инфраструктуры для их проведения.
Фото: Anne-Christine Poujoulat/AFP/EAST NEWS