#Протест

Невеселые гастроли виртуозов

08.06.2017 | Дмитрий Cмелянский — специально для The New Times, Бостон | №19–20 (446) 05.06.17

Концерты Владимира Спивакова и Хиблы Герзмавы в США были встречены акциями протеста

Инсталляция «Путин — дирижер войны», рассказывающая о последствиях политики президента Путина в Украине. Фото: Юрий Криванич

Нынешний гастрольный тур Владимира Спивакова и его камерного оркестра «Виртуозы Москвы» в США — уже второй за последние три года. Выступление в мае 2014 года в Бостоне российский  дирижер  наверняка хорошо запомнил.

Тогда на сцену гарвардского театра «Сандерс», где выступал оркестр, вышел выпускник Гарварда и бывший москвич Роман Торговицкий. Он поблагодарил маэстро за благотворительную деятельность, а потом неожиданно спросил Спивакова почему тот «открыто поддержал путинский информационный и военный террор против Украины». Этот вопрос привел маэстро в бешенство, и он буквально с кулаками бросился на Романа. Сам Спиваков в интервью «Российской газете» так описал этот инцидент: «Я на него пошел, раздумывая, не использовать ли мне спортивные навыки, но сдержался: он бы получил страховку и паблисити, а я — американскую тюрьму. В итоге его унес полицейский».

Маэстро только забыл рассказать, что, стоя лицом к лицу с Торговицким, он в гневе успел прошипеть, что никаких писем не подписывал. Об этом на своей странице в Facebook рассказал сам Торговицкий.

Вернувшись после гастролей в Москву, в том же интервью «Российской газете» Спиваков тем не менее заявил, что «не пожалел, что подписал письмо в поддержку Путина, хотя мне это стоило долгих размышлений».

Этот инцидент получил широкую огласку в американских СМИ. О скандале в Гарварде писали газеты Boston Globe, The New York Times и The Wall Street Journal, видео стычки между Спиваковым и Торговицким набрало более 70 тыс. просмотров в YouTube, а Гарвардский университет понес репутационные потери. Видимо поэтому для очередных гастролей «Виртуозов Москвы» пришлось искать другой зал.

Удар по репутации

Нынешние гастроли прошли в Cutler Majestic Theatre, принадлежащем Emerson College. Сдавая театр компании Cherry Orchard Festival, специализирующейся на организации гастролей подписантов того самого письма в поддержку путинской политики по отношению к Украине (Мацуев, Спиваков, Герзмава, Башмет, Бутман), колледж и не подозревал, в какую двусмысленную ситуацию он себя ставит.

Emerson — либеральный колледж, и ему было очень некомфортно объяснять арт-общественности, каким вообще образом заявленная миссия учебного заведения согласуется с предоставлением своей сцены артистам, открыто поддерживающим вооруженную агрессию и аннексию территории независимого государства.

Гастроли как часть гибридной войны

2 июня, в день начала гастрольного тура Спивакова, The Boston Globe, самая авторитетная бостонская газета, вышла со статьей «Пропутинских музыкантов встретят протестами». Статья сопровождалась фотографией президента Путина, вручающего государственную награду Владимиру Спивакову. В публикации говорилось, что в связи с российскими попытками вмешательства в американские выборы и идущим расследованием о возможном сотрудничестве российских властей с предвыборным штабом Трампа протесты против представителей путинского режима приобретают дополнительный резонанс, а гастроли подписантов являются частью необъявленной гибридной войны, которую Путин ведет против западных моральных ценностей.

Фолк-скрипачка Наташа Дукач исполняет аранжировки  традиционных украинских песен. Фото: Юрий Криванич

Статья была написана арт-репортером Малколмом Гаем (Malcolm Gay) и анонсировала сюрприз, который Владимиру Спивакову подготовили бостонские активисты из группы Arts Against Aggression. Прямо под дверями театра, где выступали российские исполнители, группа установила инсталляцию «Путин — дирижер войны», рассказывающую о последствиях политики Путина на Украине — той самой политики, которую столь горячо поддержала российская артистическая элита, политики, которая привела к десяткам тысяч убитых и раненых, миллионам беженцев.

Инсталляция представляла из себя шесть манекенов. Четыре олицетворяли пострадавших в ходе конфликта на Востоке Украины, а два крайних держали портреты подписанта №404 Владимира Спивакова и подписантки №98 Хиблы Герзмавы.

Составной частью инсталляции стало выступление известной бостонской фолк-скрипачки Наташи Дукач, которая исполнила несколько аранжировок традиционных украинских песен.

Самый пожилой участник протеста, 89 лет. Фото: Юрий Криванич

«Весь пафос, который путинская пропаганда вкладывает в концепцию «защиты» русских в Крыму или Донбасе, никогда не будет прощен матерями погибших детей», — сказала Наташа Дукач. «Я долго думала, что же меня так лично задевает в этом. И поняла, что все политические действия, связанные с войной, имеют цену. И в данном случае, покупая билетик на концерт, кто-то заказывает убийство, непреднамеренно, а во имя искусства», — добавила скрипачка. Свое выступление она посвятила тем, кто погиб на этой необъявленной войне.

Зрители останавливались возле инсталляции, аплодировали скрипачке и брали листовки со статьей из The Boston Globe. Практически на 100% это были русскоязычные пенсионеры, которые смотрят только российское ТВ. Для многих из них было открытием то, о чем написала газета. Некоторые даже не верили, что маэстро действительно подписал письмо. Участники протеста объясняли, что это протест не против России и русского искусства, а только против тех деятелей искусства, которые активно занимаются пропагандой.

Самый молодой участник протеста, с соской, 3 года. Фото: Юрий Криванич

Рекламная уловка

В России очень много молодых талантливых музыкантов, достойных выступать на лучших сценах США. Однако компания Cherry Orchard Festival, созданная дочерью Левона Оганезова и спонсируемая российским Министерством культуры, привозит на гастроли тех, кто проявляет лояльность режиму Владимира Путина.

Инфографика: Юлия Ходор Белобородова

Это и неудивительно, ведь в Наблюдательный совет (Advisory Board) этой «американской» концертной организации входят сами Денис Мацуев, Владимир Спиваков и Хибла Герзмава. У себя на родине они активно поддерживают политику российских властей по отношению к Украине, а приезжая на запад, изображают из себя посланцев мира, при этом не стесняясь использовать сомнительные рекламные методы. К примеру, на всех афишах Спивакова и «Виртуозов Москвы» напечатана цитата из The New York Times, которая якобы назвала российский государственный оркестр «First-class string performers». Однако в поисковой базе данных, содержащей ссылки на все публикации этой газеты с 1923-го года, такой цитаты не содержится. Данная цитата, как показали дальнейшие архивные поиски, была скомпилирована из статьи, опубликованной в NYT еще в 1987 году. Идти на такие уловки пришлось, потому что во время юбилейного гастрольного тура «Виртуозов» по США в 2014 году не было рецензий музыкальных критиков — газеты писали только о протестах на концертах.

После Бостонского тура-2017 у «Виртуозов» — концерты в Нью-Йорке и Сан-Франциско, где их также будут встречать протестами.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.