#Политический процесс

Законопроект высокого напряжения

13.06.2017 | Кувшинов Алексей | №21 (447) 12.06.17

14 июня Госдума примет в третьем, окончательном, чтении закон о реновации. Документ после внесения успели изрядно поправить, вычеркнув из него самые одиозные нормы. Как и почему законопроект вообще появился, откуда в нем многочисленные недоработки и несуразности, почему Дума сначала отложила его рассмотрение и почему позже это решение было переиграно — разбирался The New Times

Фото: скриншот с видео Vesti.ru

Никакие протесты и недовольство людей не помешали депутатам Госдумы принять во втором чтении закон о реновации. На заседании 9 июня 402 из 406 присутствовавших парламентария проголосовали «за». Двое воздержались, против были только два московских коммуниста. Все остальные — «Единая» и «Справедливая» России, ЛДПР и КПРФ голосовали «за». На общественных слушаниях по законопроекту, которые прошли двумя днями ранее, лидеры думский партий пугали москвичей бульдозерами (Геннадий Зюганов) и даже обвиняли в развале СССР (Владимир Жириновский), так что расклад голосования был примерно понятен уже тогда. Второе чтение позиционировали как исправление ошибок. Поправки «во многом улучшают и меняют закон, снимают напряжение», — объявил перед обсуждением спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Напряжение у реновируемых москвичей все равно осталось — перед Госдумой стояли больше сотни человек, которых не устраивал и правленный вариант закона, часть из них попала в автозаки — как, например, лидер «Яблока» Сергей Митрохин. 7 июня перед парламентом наблюдалась та же картина — перед ним толпились люди, не попавшие на общественные слушания, позже они отправились на прогулку к администрации президента.

Стихийная акция протеста против реновации у стен Государственной думы, 9 июня 2017 года. Фото: скриншот видео tvrain.ru

«Документ писали в мэрии»

Недовольство мэрией появилось в столице после того, как в Госдуму был внесен законопроект о реновации. Его формальными авторами стали депутаты от Москвы. Источник, близкий к руководству парламента, утверждает, что «документ писали в мэрии». 27 февраля Владимир Путин встретился с мэром Москвы Сергеем Собяниным, где градоначальник поднял тему сноса «хрущевок» — столичные власти намеревались снести оставшиеся здания в один наскок. «Я знаю настроения и ожидания москвичей. Ожидания связаны с тем, чтобы эти дома снести и на их месте новое жилье построить. Мне представляется, что это и было бы самым правильным решением. Вопрос только в возможностях столицы, в бюджетных возможностях, в возможностях привлечения инвесторов и так далее», — заявил Путин. Собянин заверил его, что такие средства найдутся и попросил Кремль помочь с принятием законопроекта, объяснив это тем, что существующее законодательство его задумкам мешает. Этот разговор ни особого беспокойства, ни особой радости у большинства не вызвал — мэр и президент говорили именно о «хрущевках». После того, как в Госдуму был внесен реальный документ, за голову схватились жильцы «брежневок», кирпичных пятиэтажек и даже «сталинок». В законопроекте не были прописаны конкретные хрущевские серии домов под снос, администрация получала право сносить целые кварталы, жители не могли оспорить снос дома в суде, а для расселения им предлагался только один вариант квартиры. Переселить людей могли в другой район (в пределах округа), а жилье представлялось не «равноценное» (как это делалось по программе сноса «хрущевок»), а равнозначное — то есть равное по числу комнат и метражу жилой площади. Вскоре появились и примерные списки домов под снос, в которых были уже помянутые «брежневки» и «сталинки». Их жильцы переселяться в многоэтажки, не понятно где расположенные, не хотели — по сути, власть наплевала на институт частной собственности, не учла ремонты, выгодное расположение зданий. Кроме того, новые дома по программе реновации собирались строить в обход всех норм — закон предусматривал и это. Мэрия на диалог идти особенно не хотела — разве что запустила голосование на портале «Активный гражданин», где всех непроголосовавших жильцов собирались учитывать как голосовавших «за».

«Власть Собянина стоит на договоренностях с крупными городскими игроками, он обеспечивает их подрядами, контрактами. Если бы денег стало меньше, то и подрядов стало бы меньше. Мэру нужен был мегапроект, который бы понравился президенту, и он его придумал»

Источник в парламенте утверждает, что в таком «сыром виде» законопроект поступил в Думу из-за «спешки». «Писали его на коленке за пару-тройку недель, естественно, продумать все детали не успели. Все началось после заявления премьера Дмитрия Медведева о том, что госкорпорации и богатые регионы должны поделиться с федеральным бюджетом доходами. Москва была бы одним из основных доноров. Власть Собянина стоит на договоренностях с крупными городскими игроками, он обеспечивает их подрядами, контрактами. Если бы денег стало меньше, то и подрядов стало бы меньше. Мэру нужен был мегапроект, который бы понравился президенту, и он его придумал». «Деньги остаются в Москве», — пересказывает свою версию истории реновации источник. Это позволяет мэру не ссориться с ключевыми игроками накануне выборов 2018 года — и своих, и президентских. По словам источника, согласие президента было ключевым моментом — ослушаться Путина не мог ни Медведев, ни депутаты Госдумы. «Варианта другого не было. Кто пойдет против президента? Принимали в первом чтении как есть, потом стали исправлять ошибки», — сообщает парламентарий. Депутат Госдумы от КПРФ, глава московского горкома партии Валерий Рашкин считает, что реновация преследует чисто предвыборные цели. «В 2018 году выборы и мэра Москвы, и президента, Собянину и Путину нужно показать что-то положительное. Хрущева и «хрущевки» все знают, вот и решили им уподобиться, но о Хрущеве воспоминания хорошие, а сейчас вряд ли такое получится. В 1960-е годы людей переселяли из бараков и общежитий, они переезжали в отдельные квартиры с песнями. А сейчас хотят давать равнозначные квартиры с такой же площадью, опять загоняют в такие хрущевки», — рассуждает Рашкин.

Чехарда со сроками

Затем мэрия стала отступать — например, обещала предусмотреть предоставление равноценного жилья, а не только равнозначного. Уступок становилось все больше — переселение предусмотрели только в пределах района, за дорогой ремонт пообещали компенсацию, голосование «молчунов» на портале стали делить поровну между «за» и «против». В это время активным игроком на реновационном поле стала Госдума. Ее спикер Вячеслав Володин пообещал учесть при принятии законопроекта во втором чтении все пожелания и правки от москвичей, а само рассмотрение законопроекта должно было состояться в начале июля, а не в конце мая, как это предполагалось. Однако в итоге депутаты объявили, что проведут второе чтение 9 июня.

Источник, близкий к руководству Госдумы, утверждает, что законопроект о реновации решили рассматривать 9 июня, для того чтобы «снизить протест». «Чем раньше закон примут и чем раньше начнут реализовывать, тем меньше недовольных будет», — в такой логике, по его словам, якобы действуют и мэрия Москвы, и федеральный парламент. Источник оговаривается, что все будет зависеть от действий Сергея Собянина, «но он не самоубийца, чтобы накануне выборов президента и своей кампании переселять на окраины, либо сносить дома, где недовольных реновацией большинство». Собеседник в партии власти называет еще одну причину, которой якобы руководствовались в парламенте, перенося дату рассмотрения: «Если бы законопроект приняли в июле, то Дума потом бы сразу разошлась на каникулы. Откликнуться на возможную реакцию горожан не получилось бы, если бы, например, протесты начались вновь, то пришлось бы назначать внеочередную сессию, а руководство страны таких форс-мажоров не любит. Сейчас есть время на корректировку, на наблюдение за реакцией», — заверяет источник.

Для Вячеслава Володина реновация дала возможность проявить себя. 7 июня по инициативе спикера прошли общественные слушания по второму чтению. «Володин готовил их лично, эта история влияла на его позиционирование в системе власти», — говорит источник в окружении спикера. На слушания пришли и выступали мэр Сергей Собянин и вице-премьер Дмитрий Козак. Собеседник NT в Мосгордуме говорит, что для Собянина приход на слушания и выступление «далось не просто». «Мэр — человек очень непубличный, но не прийти он не мог», — заявляет депутат. Из-за этой непубличности даже появились слухи о конфликте Собянина и Володина — якобы мэр был очень недоволен, что спикер вызвал его оправдываться перед гражданами. Однако конфликты между Вячеславом Володиным и Сергеем Собяниным два источника, близких к руководству Госдумы, опровергают.«Наоборот, проведение слушаний — инициатива Володина, для того чтобы снять напряжение, организовать диалог. Мэр на это мероприятие пришел, хотя понимал, что будут неудобные вопросы», — заявляет один из собеседниковNT. Такой же точки зрения придерживается источник в Мосгордуме. Однако источник, близкий к мэрии говорит, что у возможного конфликта мэра и спикера есть «интересанты, в том числе и в Кремле». «Какие-то ситуационные союзы среди членов ближнего круга президента других членов не радуют», — утверждает он. Несмотря на то, что на слушаниях звучали довольно острые вопросы, которые заставили Дмитрия Козака заявить: «Не надо абсолютизировать право собственности», многие желающие поучаствовать в них, в том числе и организаторы митинга против реновации 14 мая, в зал не попали.

«Отсутствует цель принятия» 

Несмотря на продолжение протестов, закон во втором чтении все же приняли.

Первоначальный вариант действительно был модифицирован — в него внесли больше сотни поправок. В законе появились пункты о переселении жильцов общежитий и коммуналок, к предоставлению «равнозначного жилья» добавилось жилье «равноценное» и денежная компенсация. На общих условиях «переселять» будут владельцев нежилых помещений, депутаты изменили схему голосования за снос — «молчунов» теперь делят поровну — «за» и «против». Зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов объясняет голосование справороссов за реновацию тем, что Дума поддержала выдвинутые партией поправки. «Это возможность выбора денежной компенсации или новой квартиры, учет мнения не только собственников приватизированных квартир, но и нанимателей жилья у мэрии, расселение из коммуналок. Возмещение будет проходить по правилам Федерального Жилищного кодекса, а не правилам правительства Москвы, это тоже важно. Наконец, прошло обсуждение законопроекта в Думе, по итогам которого и приняли поправки», — рассказывает справоросс.

«Это существенные пункты, но их недостаточно! В законе остались параграфы об отмене градостроительных правил на территории реновации — все будет делаться хаотично, не соблюдаться противопожарные нормы, уничтожаться деревья, газоны! Осталось голосование и на «Активном гражданине», и в многофункциональных центрах, хотя они юридически ничтожны. Уже сейчас люди жалуются, им приписывают голосование за снос, хотя они этого не делают», — не соглашается коммунист Рашкин.

«Если бы законопроект приняли в июле, то Дума потом бы сразу разошлась на каникулы. Откликнуться на возможную реакцию горожан не получилось бы, если бы, например, протесты начались вновь, то пришлось бы назначать внеочередную сессию, а руководство страны таких форс-мажоров не любит»

С критикой закона о реновации выступил и президентский Совет по правам человека. «Основным возражением является его очевидная социальная безответственность, предполагающая использование бюджетных средств на цели реновации, благоустройства территории и комплексного обновления среды проживания граждан в условиях наличия длительное время не выполненных городом Москвой социальных обязательств перед очередниками и жителями непригодных для проживания домов», — заявляют в Совете, указывая, что многие аварийные дома в столице еще не расселены, а очередников в городе насчитывается 80 тыс. человек.

По словам политолога Михаила Виноградова, о «снятии напряжения» в Москве говорить очень трудно. «Идет попытка создания общегородской повестки, с которой в Москве всегда были проблемы, такой традиции не было ни у СМИ, ни у активистов. Но на встречах с префектами по поводу реновации против власти выступали и сторонники сноса, и его противники», — говорит Виноградов. Еще один вызов для власти — «создание территориальных, районных повесток», для Москвы это тоже дело новое и непривычное. «Реновация становится историческим для района событием, люди ощущают его таким. Начинают общаться, вспоминать историю района, с такими районными вызовами не умеет работать пока ни власть, и оппозиция», — заявляет политолог.

Несмотря на эти предупреждения, Госдума готова принять закон о реновации уже 14 июня. По сведениям NT, проблем с этим не возникнет, готовы поддержать законопроект и в Совете Федерации. В том, что подпись под документом поставит Владимир Путин — один из инициаторов реновации, — никто не сомневается.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.