О задержании в Брянской области Мурада Амриева стало известно утром 5 июня. Спортсмен, выступающий в соревнованиях по полноконтактному рукопашному бою (ММА), ехал из Украины в Россию. Ему необходимо было оформить визу для поездок за границу. Несмотря на то, что в 2013 году он уехал из страны, Амриев сохранил российское гражданство. Уже за границей он смог завоевать титул чемпиона мира в своей весовой категории по одной из версий ММА.
Амриев был задержан в поселке Суземка, на границе Украины и России в Брянской области. Он оказался в федеральном розыске по делу об использовании заведомо ложного документа (часть 3 статьи 327 УК). Речь идет об ошибке в паспорте бойца ММА, в котором неправильно записан год его рождения — 1986-й вместо 1985-го. Первоначально эту ошибку допустили еще в документах до получения паспорта. Юрист «Комитета по предотвращению пыток» Анастасия Гарина объясняла это тем, что во время оформления документов вооруженный конфликт в Чечне был в разгаре, и никто не обращал внимания на такие мелочи, как дата рождения. Тем более к ошибке сам Мурад Амриев был никак не причастен.
Задержание бойца ММА вызвало озабоченность у правозащитников из «Комитета по предотвращению пыток». Мурад Амриев обращался в организацию в 2013 году с заявлением о пытках в чеченской полиции.
Обыденные пытки
В августе 2013 года его автомобиль в центре Грозного был заблокирован черной «Приорой». Из нее выбежали трое мужчин, они затолкали Мурада Амриева в свой автомобиль и увезли в здание, где находится один из отделов МВД. Амриев рассказывал, что его там продержали в течение двух суток: избивали, пытали электричеством и подвешивали к потолку. Полицейских интересовал не сам Мурад, а его старший брат Зураб. По словам Мурада Амриева, его брата подозревали в причастности к покушению на высокопоставленного чеченского полицейского. Сам Зураб причастность к покушению 2008 года отрицает и считает, что его преследуют за участие во Второй чеченской войне на стороне сепаратистов.
От Мурада Амриева в полиции требовали, чтобы в Чечню вернулся его брат — он уехал жить в Германию. Спустя двое суток Мурада Амриева отдали родственникам и предложили поменять на старшего брата. Высокопоставленный чеченский полицейский, а именно начальник УВД Грозного Магомед Дашаев, объявил Зураба Амриева своим кровником. Избитому Мураду позволили остаться дома, но потребовали на следующий день явиться в полицию.
Но Мурад Амриев в полицию не пришел, он сначала уехал из Грозного, а потом и из России. Он успел рассказать правозащитникам из «Комитета против пыток» (так ранее назывался «Комитет по предотвращению пыток») об издевательствах в полиции. Юристы подали заявление о незаконном удержании и пытках. Но никакого расследования нет — 15 раз был вынесен отказ в возбуждении уголовного дела, хотя их все отменила прокуратура.
О задержании Амриева в Брянской области узнали как правозащитники, так и чеченские силовики. И помчались в Брянск, куда отвезли задержанного на 48 часов для выяснения процессуального статусе бойца ММА.
Спасся бегством
Сначала из Брянска появилась информация о готовящемся этапировании Амриева в Грозный. Но когда в городе появились юристы КППП, то выяснилось, что местные силовики не видят оснований для задержания Амриева. К этому времени он успел оговорить себя, признался в оскорблении пограничника, надеясь на привлечение к ответственности в Брянской области. Даже по этому можно судить, насколько Амриев опасался возвращаться в Чечню. После объяснений в прокуратуре, боец ММА получил уведомление, что свободен.
Но выйти из здания прокуратуры Амриев в этот момент опасался. Его на выходе ждали сотрудники чеченской полиции. Их было всего двое, хотя поначалу сообщалось, что здание брянской прокуратуры окружил спецназ из Чечни. На самом деле здание оцепил местный ОМОН. Но разобраться, в чьих интересах он действует, было не так просто. Кроме того, в одном из двух чеченских полицейских — они были в штатском — Амриев узнал оперативника, который пытал его в 2013 году в Грозном. При этом, по словам юриста КППП Анастасии Гариной, у нее сложилось впечатление, что брянские силовики отнюдь не стремились передавать Амриева чеченским коллегам.
Оцепившие здание омоновцы сначала хотели его задержать, но кто-то крикнул: «Да это свои», и Амриев беспрепятственно сел в ожидавшую его машину
Чеченские оперативники дежурили на лестнице, надеясь перехватить Амриева, когда он будет выходить. Но в какой-то момент отошли, и Мурад выскочил из здания через центральный вход. Оцепившие здание омоновцы сначала хотели его задержать, но кто-то крикнул: «Да это свои», и Амриев беспрепятственно сел в ожидавшую его машину. В новостях писали, что это была «Приора», но свидетели этого не подтверждают — это был автомобиль иной марки. А на «Приоре» в Брянск приехали чеченские опера. После того как они упустили Амриева, они сначала устроили стычку с правозащитниками в здании прокуратуры, которая чуть не дошла до драки, а потом поехали на «Приоре» по Брянску разыскивать Амриева, но было поздно. Он с группой поддержки уже уехал. Днем 6 июня казалось, что история закончилась и боец ММА в безопасности. Брянские силовики к нему претензий не имеют, а чеченские опера его потеряли. Правозащитники поехали обратно.
Из Брянска в Добруш
Но уже в ночь с 7 на 8 июня появилось новое сообщение — Амриев задержан на территории Белоруссии, на границе с Украиной, в городе Добруш. Оказалось, что он объявлен не только в федеральный розыск, — его ищут и в едином списке стран СНГ. Обвинение все то же — подделка документов. Причем он был объявлен в розыск, несмотря на то, что данная статья — легкая. К тому же срок давности по ней давно истек, на это указывал адвокат КППП Петр Заикин.
Белорусские власти объявили, что готовы передать задержанного Амриева российской стороне. Почему боец ММА вообще оказался на территории Белоруссии? Возможно, он полагал, что на границе России и Украины его могут ждать силовики из Чечни. Поэтому и решил пересекать белорусско-украинскую границу и, скорее всего, из Брянска направился в Белоруссию.
К отделу полиции в Добруше приехал защитник Амриева, но его туда не пустили. Формально российский адвокат не может работать на территории Белоруссии. При этом корреспонденту «Дождя» удалось снять разговор Амриева и адвоката Заикина через окно отдела полиции. «Мне не дают право на адвокатов, мне не дают право… Ко мне никого не пускают. Я хочу получить политическое убежище здесь, они не дают мне возможности. Меня все игнорируют здесь, не слушают меня вообще. Скажите всем вышестоящим, что они, сволочи, совместно работают», — кричал Амриев.
Далее силовики из Белоруссии устроили целый спектакль для журналистов и правозащитников. Из здания ОВД выехало сразу несколько автомобилей и направились в сторону российской границы. Правозащитники бросились на ними, но поняли уже на месте, что несколько машин потеряли из виду. Они сделали вывод, что на одной из них и вывезли Амриева. А на самом деле, это выяснилось позже, Амриева еще долго держали в отделе полиции и вывезли уже поздно ночью и передали российской стороне. «Новая газета» со ссылкой на свои источники сообщала, что этапирование Амриева в Чечню поручено Адаму Делимханову, депутату Госдумы и одному из самых влиятельных людей Чечни. Его Рамзан Кадыров в 2009 году объявлял своим возможным наследником.
Из Добруша в Грозный
На следующий день, 9 июня, Генеральная прокуратура Белоруссии объявила о выдаче Амриева России. Сначала правозащитники объявили, что боец ММА находится с сотрудниками ФСБ и речи о выдаче в Чечню пока не идет. Однако уже к вечеру Амриев был в Грозном. К этому времени о задержании бойца ММА сделал заявление даже Госдеп, а ЕСПЧ направил экстренный запрос, каким образом российские власти могут гарантировать безопасность Амриева и неприменение в отношении него новых пыток.
В итоге в сопровождении члена Совета по правам человека Чечни Хеды Саратовой, которая даже специально обращалась к начальнику полиции Грозного Дашаеву с просьбой обеспечить полное соблюдение прав задержанного, Амриев был допрошен поздно вечером 9 июня в Старопромысловском отделе полиции Грозного. С него была взята подписка о невыезде. А глава КППП Игорь Каляпин сообщил, что непосредственной угрозы жизни Мурада Амриева нет, а уголовное дело в отношении него за подделку документов может быть закрыто.
Сначала правозащитники объявили, что боец ММА находится с сотрудниками ФСБ и речи о выдаче в Чечню пока не идет. Однако уже к вечеру Амриев был в Грозном
Утром 10 июня Амриев провел пресс-конференцию. Он был очень сдержан, сказал, что во время этапирования никто не применял в отношении него силу. А также сказал, что вечером ужинал с Апти Алаутдиновым, который занимает пост замглавы МВД Чечни и близок к руководству республики. Последнее заявление от Амриева пришло вечером 10 июня. Он рассказал «Кавказскому узлу», что отказывается от адвоката КППП Петра Заикина и делает это без всякого давления. В чем, конечно, есть большие сомнения.
И уже после этого впервые ситуацию с Амриевым прокомментировал глава Чечни Рамзан Кадыров. Его особенно возмутило заявление Госдепа по поводу безопасности бойца ММА. «Конечно, Госдепартаменту трудно молчать, особенно когда его никто не спрашивал. От вашей демократии полмира захлебывается в крови. Все ваши правозащитные институты — апофеоз лицемерия. В Чечне же властвует закон. Те, кто нарушает его, отвечают согласно праву», — написал Кадыров в telegram-канале.
«Все ваши правозащитные институты — апофеоз лицемерия. В Чечне же властвует закон. Те, кто нарушает его, отвечают согласно праву»