Санкции коснутся, прежде всего, российских госбанков, энергетического сектора и сферы новых технологий, особенно в приложении к нефти и оборонным производствам.
Банки
Для госбанков они делают еще менее доступными дешевые западные деньги: получить кредит даже на 30 дней станет невозможным — 14 дней максимум. А значит, возникнут проблемы с доступом к финансовым ресурсам и у российских бизнесов. Практически мы вплотную подошли к той черте, когда следующий санкционный шаг — занесение российских госбанков в черный список, пишет в анализе для сайта влиятельного исследовательского института The Atlantic Council известный аналитик Эдвард Фишман.
Наше все
Второе направление «удара» — это разработка новых нефтяных месторождений в Арктике, на морской глубине и в добыче сланцевого газа и нефти, которые требуют современных технологий и оборудования. Собственно, эти запреты действовали и раньше, но теперь конгрессмены рассчитывают закрыть лазейки, которые позволяли российским компаниям, зарегистрированным в иных юрисдикциях, получать необходимую экспертизу. А кроме того, предполагается введение и так называемых «вторичных санкций»: иностранным компаниям, которые работают или рассчитывают работать в США или с американскими партнерами, не рекомендуется инвестировать в российские проекты, подпавшие под санкции.
Практически мы вплотную подошли к той черте, когда следующий санкционный шаг — занесение российских госбанков в черный спиcок
«Вторичные санкции» и будут призваны нанести урон проекту Nord Stream II («Северный поток-2») — газовой трубе, которая должна пройти по дну Балтийского моря и, таким образом выключив из газового транзита Украину, напрямую соединить трубой Россию и Германию. Если законопроект станет законом, то любые компании с любой юрисдикцией, инвестирующие в «Северный поток-2», должны будут заново пересчитать риски участия в таком проекте. И не факт, что новая оценка рисков позволит им в проекте остаться.
Оборонка
Наконец, как ответ на российские хакерские атаки в ходе последних президентских выборов, Конгресс собирается запретить компаниям или индивидуумам работать с любыми компаниями или индивидуумами, связанными — сколь угодно отдаленно — с предприятиями российского военно-промышленного комплекса или со структурами, работающими в сфере разведки и безопасности. Это, в свою очередь, предполагает вторичные санкции, а именно — иностранные компании, которые вознамерятся работать с российскими силовиками и оборонщиками, с большой вероятностью окажутся под угрозой наложения на них штрафов и ограничений. Понятно, что рисковать американским рынком и/или кредитами международных банков, и/или контрактами с западными бизнесами поостерегутся не только западные предприниматели, но и азиатские, Китай включительно. Американские законодатели полагают, что, учитывая, что Россия занимает 8% рынка оружия, эти санкции станут весьма чувствительными для генералов в форме и в штатском. И не только: принимая во внимание, сколь велики сегодня расходы на оборонку и сколь серьезно возросли объемы военного производства в общей доле промышленного производства, эти санкции могут повлиять и на предполагаемый рост ВВП в электоральном году.
Цена вопроса
Законопроект прошел через верхнюю палату Конгресса в рекордные сроки — за неделю, и его поддержали 98 сенаторов при двух «против» — и это в Палате, которая контролируется ярыми противниками прошлого президента США Барака Обамы — республиканцами. Это заставляет аналитиков полагать, что и в Палате представителей у законопроекта не будет проблем. Менее понятно, чего ждать от 45-го президента США Дональда Трампа. Дело в том, что в законопроекте специально указано, что Трамп может отменить санкции только и только, если его поддержат в том конгрессмены. Причем, если Белый дом-таки решит отменить санкции, то у Конгресса будет 30 дней для обсуждения, а летом — 60 дней.
Госсекретарь США и обладатель российского ордена Дружбы Рекс Тиллерсон уже заявил, что американо-российские отношения и так находятся на нижней точке, а новые санкции ситуацию еще более ухудшат.
О том, что Москва совершенно не ждала такого шага от Белого дома, где за главного — поддерживаемый Кремлем президент, — явственно читалось на лице президента Путина во время его «Прямой линии» с народом, которая проходила аккурат на следующий день после голосования в Сенате. Путин не просто раздражен — кажется, он не знает как выкрутиться из ситуации: новые санкции станут серьезным ударом в том числе и по друзьям-бизнесменам, которые не без основания полагали, что «Хозяин держит Бога за бороду» и чего-нибудь придумает. Ан нет. Хозяин может и придумал — как минимум Клинтон, которая, скорее всего, сама бы инициировала новые санкции против России, в Овальный кабинет так и не вошла. Однако сейчас очевидно, что Кремль и Путин лично вызвали резкое неприятие в среде могущественного вашингтонского истеблишмента, причем по обеим сторонам политического небосклона — и среди республиканцев, и среди демократов, и среди богатых, и среди среднего класса. Учитывая, что в 2018 году в США промежуточные выборы — на торги будут выставлены все 435 мест в Палате представителей и треть, то есть 33 места, в Сенате, — ждать милости от Капитолия не приходится: американцы, униженные тем, что в их выборы влезли какие-то там русские, ждут сатисфакции.
Путин не просто раздражен — кажется, он не знает, как выкрутиться из ситуации: новые санкции станут серьезным ударом в том числе и по друзьям-бизнесменам, которые не без основания полагали, что «Хозяин держит Бога за бороду» и чего-нибудь придумает. Ан нет
Теперь вопрос в том, как быстро нижняя палата Конгресса рассмотрит и проголосует за новые санкции и каких смягчений удастся выбить из представителей лоббистам американского Госдепа и российского правительства.
Читайте также: «Байк-центр Хирурга и «повар Путина» попали под новые американские санкции»