#Мнение

Свинцовое небо Сирии

21.06.2017 | Александр Гольц, военный обозреватель The New Times

«Я не собираюсь начинать третью мировую войну из-за югославов», — заявил в 1999 году британский генерал Майкл Джексон, когда получил приказ натовского главкома Уэсли Кларка «выбить русских» из аэропорта Приштины, столицы частично ныне признанной Республики Косово. Сейчас можно только гадать, хватит ли аналогичного здравомыслия российским генералам и их американским коллегам, которые вот-вот начнут противоборство в сирийском воздушном пространстве.

Российское военное ведомство чрезвычайно нервно отреагировало на то, что 18 июня американский истребитель впервые за все время конфликта в Сирии сбил самолет сирийских ВВС. По версии штаба международной коалиции, это произошло после атаки сирийского Су-22 на позиции поддерживаемых Вашингтоном отрядов «Сил демократической Сирии» (СДС). Москва сразу же объявила, что прекращает взаимодействие с США в рамках подписанного в 2015 году меморандума о предотвращении возможных инцидентов в воздушном пространстве Сирии. Мало того, российское военное ведомство грозно заявило: «В районах выполнения боевых задач российской авиацией в небе Сирии любые воздушные объекты, включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции, обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными и воздушными средствами ПВО в качестве воздушных целей».

Фактически речь идет об установлении бесполетной зоны над значительной частью сирийской территории. Если аппаратура самолета фиксирует, что его «ведет» чей-то радар, то пилот должен действовать «по обстановке», включая стрельбу на поражение. Ибо «сопровождение… в качестве воздушной цели», если переводить с военного языка на житейский, сравнимо с тем, что вы видите, как кто-то наводит на вас ружье.

Уже на следующий день после демарша Москвы американцы, как сообщили СМИ, сбили сирийский беспилотник. Таким образом, в небе над Сирией начинается очень рискованная игра на нервах. Случайный инцидент может обернуться непредсказуемыми последствиями. Ведь когда СССР и США сталкивались в Корее и Вьетнаме, советские войска находились там «неофициально». И Вашингтон предпочитал закрывать глаза на это обстоятельство — ведь признание его означало бы, что две ядерные державы находятся в состоянии войны. Сейчас же Москва не устает подчеркивать, что ее войска находятся в Сирии на законном основании. Стало быть, первое боевое столкновение придется интерпретировать как начало войны.

Впрочем, в США довольно спокойно реагируют на российские демарши. Командование коалиции сообщило, что на всякий случай перебазировало свои самолеты. Председатель Комитета начальников штабов генерал Джозеф Дэнфорд, в свою очередь, выразил надежду, что российско-американский канал связи будет восстановлен. Очевидно, он помнит, что Россия уже однажды заявляла о приостановке действия соглашения — это произошло после того, как США нанесли в апреле удар крылатыми ракетами «Томагавк» по авиабазе сирийской армии. Замечу, что тогда у российского руководства хватило ума не пытаться сбить американские «томагавки». А через месяц, после состоявшегося 6 мая телефонного разговора Данфорда и начальника российского Генштаба Валерия Герасимова канал связи снова заработал.

В небе над Сирией начинается очень рискованная игра на нервах. Случайный инцидент может обернуться непредсказуемыми последствиями. Когда СССР и США сталкивались в Корее и Вьетнаме, советские войска находились там «неофициально». Сейчас же Москва не устает подчеркивать, что ее войска находятся в Сирии на законном основании. Стало быть, первое боевое столкновение придется интерпретировать как начало войны

Таким образом, своими жесткими заявлениями российское Минобороны успешно загоняет себя в угол. Ибо если за угрожающей риторикой не последует действий, то сама риторика довольно быстро девальвируется, превращаясь в «504-е строгое предупреждение». Если же действия последуют, и на каждый сбитый самолет Асада теперь будет российский ответ, то межсирийский конфликт быстро может перерасти в российско-американский, и тогда мало не покажется никому.

Самое скверное: ситуации, подобные той, что привела 5 лет назад к конфликту в Сирии, теперь будут повторяться. Нанеся серию чувствительных ударов по террористам ИГИЛ*, участники гражданской войны в Сирии сейчас вернулись к противоборству друг с другом, стремясь занять стратегически важные территории и районы добычи нефти. Атаки войск режима Асада на отряды СДС представляют собой попытку воспрепятствовать выходу отрядов вооруженной оппозиции в долину Ефрата после падения Ракки, самопровозглашенной столицы ИГИЛ*, что должно произойти в ближайшие недели, если не дни.

Так, сами того не замечая, Москва и Вашингтон втягиваются в боевые действия, которые затевают их клиенты. Хвосты вовсю крутят собаками.

 

* ИГИЛ, ИГ, «Исламское государство» — организация, запрещенная в России как террористическая.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.