#Страна

#Политика

Сильные — на выход!

26.06.2017 | Кувшинов Алексей | №21 (447) 12.06.17

Лето — время не только каникул, но и фактического старта губернаторских кампаний. Как изменился стиль работы администрации президента с региональными выборами при Сергее Кириенко и в каких областях у кандидатов Кремля остались сильные соперники — выяснял THE NEW TIMES

Фото: Ystav.com

Еще недавно кремлевские эксперты сулили ожестченные битвы по крайней мере в 5 выборных регионах из 16, где выдвиженцам от власти могли противостоять сильные конкуренты. Не густо, но и не пусто — борьбы ждали в Свердловской области, Бурятии, Марий-Эл, Севастополе, Ярославской области. Сейчас, на старте кампании, бóльшая часть из «конкурентных регионов» отсеялась. В Ярославской области бывшему охраннику Владимира Путина Дмитрию Миронову, разумеется, выдвинутому «Единой Россией», должен был противостоять бессменный депутат Госдумы с первого созыва, эсер Анатолий Грешневиков — политик популярный. Однако сейчас его выдвижения никто и не ждет — от партии будет баллотироваться один из муниципальных депутатов Ярославля. «Был торг. Отделение в Ярославле получит преференции на региональных выборах. В Карелии в рамках той же многоходовки сенатором должна была стать глава республиканского отделения Ирина Петеляева. Ее должен был делегировать в сенат врио Артур Парфенчиков, это даже объявлялось публично, но Парфенчиков пересмотрел позицию, теперь Петеляева идет на выборы. Грешневикова это не касается, он не выдвинется» — утверждает источник в СР.

Коммунисты за единоросса

В Марий-Эл в 2015 году на губернаторских выборах больше 30% набрал депутат Госдумы из соседней Кировской области Сергей Мамаев. Он выступал против одиозного главы Леонида Маркелова, автора странных стихов (отправлен в отставку и арестован). Его место занял абсолютный чужак, экс-председатель арбитражного суда Московской области Александр Естифеев. Он работал с Сергеем Кириенко в полпредстве президента в Приволжском округе. Мамаев настраивался побороться с чиновником, у которого не было ни малейшего опыта в публичной политике, однако интриги не случилось. Местные коммунисты, которые боролись с Маркеловым, присягнули новому варягу и вовсе не выдвинули кандидата. На партийной конференции присутствовал и сам Естифеев, который поблагодарил республиканское отделение КПРФ за поддержку. «Мамаев за словом в карман не лезет, он умеет найти общий язык с аудиторией. В Марий-Эл его еще не забыли, мог бы выступить достойно», — утверждает источник в КПРФ. В отказе от выдвижения Мамаева он называет два мотива. В 2015 году одним из спонсоров кампании кандидата от КПРФ был богатый аграрий Иван Казанков (его сын сейчас заседает в Госдуме от коммунистов.NT), сейчас у Казанкова якобы очень хорошие отношения с Александром Естифеевым, поэтому выдвижение Мамаева ему ни к чему. Вторая причина — хорошие отношения нового врио с Сергеем Кириенко, который и оказал своему протеже поддержку в «конкурентности кампании».

За пост губернатора Севастополя с врио главы города Дмитрием Овсянниковым выражал желание бороться местный бизнесмен Олег Николаев — близкий соратник Алексея Чалого. Однако и здесь неожиданностей не произошло — Николаев занял пост главы корпорации развития города, и губернаторские амбиции у него пропали.

Сенатор с характером

Конкурентная ситуация может сложиться на выборах главы Бурятии. Там от КПРФ баллотируется сенатор (правда, от Иркутской области), руководитель местных коммунистов и бывший глава МВД республики Вячеслав Мархаев. «В администрации региона его воспринимают как серьезного противника, об этом свидетельствует и поток черного пиара, который направлен против Мархаева», — заявляет источник в КПРФ. Коммунист имеет ввиду обращение «настоящих коммунистов», которые критикуют Мархаева за «развал отделения», «почтенный возраст» (сенатору 62 года). Подписавшихся не много — всего 4 человека, сельские и районные депутаты. В КПРФ заявляют, что из «настоящих коммунистов» в компартии состоит только один. Несмотря на то, что Вячеслава Мархаева критикуют не самые статусные местные депутаты, обращение появилось в большинстве СМИ, которые контролируют республиканские власти. В адрес врио главы Бурятии, бывшего замминистра транспорта Алексея Цыденова «настоящие коммунисты» действительно не жалеют добрых слов. Молодой чиновник, которого представляли «модным технократом», поначалу местным жителям понравился — ходил в обычные магазины, встречался с людьми. Потом в его поведении стали замечать странности. Например, Цыденов высказался о том, что губернаторские выборы собирается дестабилизировать некая «пятая колонна», которую финансирует Запад. По словам источника, близкого к руководству Компартии, в администрации Алексея Цыденова да и в Кремле хотели, чтобы кампания прошла очень спокойно, без лишней нервотрепки, которую Мархаев может создать. «Вариант с его отказом от участия прорабатывался, однако в КПРФ решили, что на выборы он пойдет. Хотя Мархаев — человек восточный — ориентировался бы на рекомендации Геннадия Зюганова, попросили бы не выдвигаться, не выдвинулся бы», — отмечает собеседник NT в руководстве КПРФ. Решительности Зюганова могла поспособствовать позиция красного губернатора Иркутской области Сергея Левченко (его и представляет в сенате Мархаев) и мэра-коммуниста из Новосибирской области Анатолия Локотя — это статусные фигуры, которые к тому же обещали помочь Вячеславу Мархаеву провести кампанию. «Ситуация штатная, собираем подписи в мою поддержку как кандидата в главы Бурятии. Работа идет в соответствии с нормами закона, обстановка нормальная», — бодрится кандидат от КПРФ.

Сенатор Вячеслав Мархаев. Фото: ingpol.ru

Компартия попыталась сделать неожиданный ход в Рязани: выдвинула против врио губернатора Николая Любимова (варяг, бывший мэр Калуги) сына первого губернатора области Вячеслава Любимова — Андрея. Однако от смелой идеи коммунисты быстро отказались — баллотироваться будет глава обкома Владимир Федоткин.

«Яблоко» раздора

Самой скандальной в череде губернаторских выборов выглядит кампания в Свердловской области. Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман давно заявлял, что будет баллотироваться в главы региона в случае выдвижения действующего губернатора, варяга Евгения Куйвашева. Куйвашев был назначен врио и пошел на новый срок, выдвинулся и Ройзман. По его словам, нужное количество подписей муниципальных депутатов для прохождения фильтра наберется. Выдвигаться градоначальник решил от «Яблока» — партии, по его мнению, неподконтрольной Кремлю. Расчеты мэра не совсем оправдались. В местном отделении выдвижение стали затягивать, а именно от этого зависело время сбора подписей. Областные «яблочники» поясняли, что не могут собрать конференцию с присутствием кворума из-за отпускной поры. Однако в руководстве партии не исключают, что волынка с выдвижением началась из-за вмешательства областной администрации, которая сделала свердловским «яблочникам» «предложение, от которого они не смогли отказаться». Выдвигать кандидата в свердловские губернаторы пришлось федеральному бюро «Яблока».

Цыденов высказался о том, что губернаторские выборы собирается дестабилизировать некая «пятая колонна», которую финансирует Запад

Появится ли фамилия Ройзмана в бюллетене — пока вопрос. Во-первых, градоначальнику предстоит пройти муниципальный фильтр. Из-за заминки с выдвижением срок сбора подписей местных депутатов сильно сократился. «Шансы на прохождение значительно упали. Нужно 126 подписей, в первом приближении их уже нет», — констатировал мэр. Во-вторых, из-за того, что выдвижение по традиционной процедуре — через местное отделение — областное руководство заблокировало, Евгений Ройзман оказался в уязвимой позиции. В свердловском облизбиркоме уже объявили, что бюро кандидата в губернаторы права выдвигать не имело. В комиссии, впрочем, говорят, что снимать мэра не будут — а вот если кто-то пожалуется, то снять градоначальника по закону будет просто. Жалобщиков пока нет, однако источник в местном заксобрании не исключил, что таковые найдутся, если Ройзман пройдет муниципальный фильтр. «По Федеральному закону «О политических партиях» выдвижение на выборные должности в органах госвласти субъекта РФ может быть принято съездом политической партии либо конференцией ее регионального отделения», — пояснил NT электоральный юрист Олег Молчанов. Эксперт уточнил, что некоторые оговорки могут быть: «Постоянно действующий орган партии, в случае «Яблока» — бюро, может выдвинуть кандидата, но только если в этом регионе нет отделения». «Отделение в Свердловской области есть. Партия приостановила полномочия его руководства, но это не ликвидация отделения», — подчеркнул Молчанов. По его мнению, «яблочники» нарушили и свой собственный устав. Приостановка работы региональной конференции со стороны федерального центра могла произойти только в том случае, если бы та приняла решение, наносящее «политический вред партии». «Такого решения и действий не было, так как на конференции не было кворума», — считает Олег Молчанов.

В «Яблоке» любые подозрения на незаконность выдвижения опровергают. «Все сделано в строгом соответствии с уставом. И это не первый случай, когда федеральное бюро выдвигает кандидатов в регионы. Никогда проблем с этим не возникало», — сказал NT пресс-секретарь партии Игорь Яковлев. Причиной придирок в руководстве партии считают опасения властей по поводу участия популярного Ройзмана в выборах. «Будем судиться, если что», — заверил Игорь Яковлев.

История Евгения Ройзмана громкая, но не единственная в Свердловской области. На губернаторских выборах собирался баллотироваться глава местных эсеров, депутат Госдумы Александр Бурков. Он обеспечивал результат своей партии в 2011-м в Госдуму и заксобрание, выводил первого губернатора региона, политического мастодонта Эдуарда Росселя во второй тур, то есть мог побороться если не за победу, то за достойное участие. На выборы Бурков действительно собирался и хотел пройти муниципальный фильтр, но кандидатом в итоге стал лидер фракции эсеров в заксобрании Дмитрий Ионин, политик гораздо более мелкого масштаба.

Понизили температуру

По словам источника NT, близкого к администрации президента, сейчас в Кремле предпочитают так модерировать губернаторские кампании: «Врио главы региона или люди, которые за ним стоят, сами выбирают сценарий, технологов, последних согласуют в АП, но своих рекомендаций не навязывают». «Ответственность за ход кампании и ее результаты должен нести сам губернатор или его покровители. Если ситуация будет совсем патовая, Москва вмешается», — говорит источник.

Регион особого внимания для Кремля один — это Ярославль. «Владимир Путин уже не раз посещал область, помогая бывшему сотруднику ФСО, человеку, который стоял у него за спиной. Выборы курируют опытные технологи, близкие к Сергею Кириенко. Сбоев здесь не должно случиться, хотя Миронов — человек совсем не публичный, да и к его команде варягов уже появилось настороженное отношение», — объясняет собеседник NT. С вниманием в АП относятся и к Свердловской области, однако участие в кампании Евгения Ройзмана считается «не очень желательным». Предложение воздержаться от участия в выборах градоначальнику поступало от полпреда президента в Уральском округе Игоря Холманских.

С вниманием в АП относятся и к Свердловской области, однако участие в кампании Евгения Ройзмана считается «не очень желательным»

Источник утверждает, что «накануне президентских выборов 2018 года губернаторские кампании решили не перегревать излишней конкуренцией». «Но обиженных сейчас нет и не должно быть, со всеми пытаются договориться». В такой же референдумной атмосфере проходили кампании во времена работы на посту первого замглавы АП Вячеслава Володина. «Никаких отличий по сравнению с прежними губернаторскими выборами (при Володине.NT) нет. Система работает по инерции, правила не изменились, а они таковы, что все ограничения сильным кандидатам без окрика Москвы на местные власти преодолеть нельзя», — рассуждает политолог Александр Кынев. Он обращает внимание, что начиная с 2014 года, кандидаты от системных партий получали при регистрации зеленый свет из-за «посткрымского консенсуса». «Если не зарегистрируют Сергея Мамаева в Кировской области, то станет понятно, что эти соглашения уже не работают. Это вызывает два важных вопроса. Во-первых — зачем партиям самоограничения в рамках консенсуса, если взамен они ничего не получают? Во-вторых, появляются сомнения — существуют ли еще эти соглашения, что происходит с внутренней политикой вообще?» — указывает Кынев.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.