#Конфликт

Венесуэла: больше 70 человек убито

28.06.2017 | Бай Евгений | №21 (447) 12.06.17

С начала апреля в Венесуэле идут бурные антиправительственные демонстрации. Убито уже более 70 человек, тысячи ранены, две тысячи арестованы и подвергнуты истязаниям в казематах военных трибуналов. В Каракасе идут настоящие уличные бои c применением бронетехники и артиллерии. Ситуация в этой стране беспокоит все крупные страны Латинской Америки. Однако до жестких санкций в отношении Каракаса дело пока не доходит.

Фото: breatheheavy.com

Обстановка в венесуэльской столице Каракасе резко обострилась после того, как утром 28 июня полицейский вертолет атаковал несколькими залпами из гранатомета здание Верховного суда Венесуэлы, который недавно наделил президента Мадуро дополнительными полномочиями. Вскоре после этого по периметру президентского дворца Мирафлорес выстроилась бронетехника, словно готовясь к отражению атаки на главу государства. Похоже, в конфликт президента Мадуро и оппозиции готовы вмешаться военные. Вопрос только — на чьей стороне.

Ахиллесова пята

Генеральный секретарь Организации американских государств (ОАГ) уругваец Луис Альмагро, непримиримый противник венесуэльских «революционеров», вот уже несколько месяцев пытается добиться дипломатической изоляции Каракаса. Но все напрасно. Против Альмагро работает сам принцип голосования в региональной организации. Созданная, как и ООН, сразу после Второй мировой войны, ОАГ приняла в свои ряды все страны Западного полушария, в том числе мелкие государства Карибского бассейна: считалось, что будет мудро посадить эти страны, исторически находившиеся в бесправном положении, за один стол с Соединенными Штатами.

Но такой принцип оказался ахиллесовой пятой организации, что в очередной раз продемонстрировала июньская генассамблея ОАГ в Канкуне (Мексика). Крупнейшие страны полушария — Канада, США, Бразилия, Мексика, Чили, Перу, Колумбия и другие — предъявляют жесткие требования правительству Венесуэлы, в том числе освобождение всех политических заключенных, прекращение судов над гражданскими лицами в военных трибуналах, составление четкого календаря проведения выборов президента и губернаторов при международном контроле. В то же время союзники Венесуэлы в ОАГ — Никарагуа, Боливия, Эквадор, а также крошечные островные государства Карибского бассейна из объединения КАРИКОМ, многие из которых продолжают получать от Каракаса нефть по демпинговым ценам, несмотря на глубокий кризис в этой стране, — противятся тому, чтобы жесткие требования к Каракасу нашли свое отражение в резолюциях организации. В результате никак не удается достичь консенсуса из двух третей членов ОАГ — попытки наказать чавистские власти проваливаются.

Фото: breatheheavy.com

Вот что сказал в комментарии для NT об этой абсурдной ситуации, характерной, кстати, и для ООН, известный кубинский оппозиционер Карлос Альберто Монтанер: «Общая численность населения 15 стран-членов КАРИКОМ составляет всего 5% от населения крупных латиноамериканских государств. Однако прописанные в ОАГ правила позволяют приравнять голос острова Монсеррат с населением в 6 тыс. человек, у которого всего одна бензоколонка и две аптеки, к голосу Бразилии».

Союзники Венесуэлы в ОАГ — Никарагуа, Боливия, Эквадор, а также крошечные островные государства Карибского бассейна из объединения КАРИКОМ, многие из которых продолжают получать от Каракаса нефть по демпинговым ценам, несмотря на глубокий кризис в этой стране, — противятся тому, чтобы жесткие требования к президенту Мадуро нашли свое отражение в резолюциях организации

Ловушка для оппозиции

Остановить протесты слезоточивым газом, дубинками и пулями венесуэльские власти не смогли. И тогда они придумали ловушку для своих противников.

В конце июля в стране должна быть учреждена некая Конституционная ассамблея, которая займется внесением поправок в основной закон страны. В эту ассамблею войдут 565 депутатов — представители территориальных единиц, прежде всего, сельских, где у чавистов сильные позиции, а также «трудовых коллективов», главным образом фабрик, заводов и профсоюзов, находящихся под контролем правительства Мадуро. Одного беглого взгляда на эту конструкцию достаточно, чтобы понять: венесуэльские строители «социализма ХХI века» за неимением собственных идей используют старые ленинские рецепты. «В стране будет учрежден Soviet Supremo (Верховный совет)», — пишет испанская газета El Pais. И она попала в точку. Будущая Конституционная ассамблея Венесуэлы — это действительно копия Советов рабочих и крестьянских депутатов, пришедших на смену разогнанного большевиками Учредительного собрания, в котором, по словам Льва Троцкого, были «лишь тени февральской революции».

Автором идеи в ее «тропическом варианте» является бывший председатель Национальной ассамблеи Диосдадо Кабельо. Он открыто признает, что его цель — наделить Конституционную ассамблею безграничными правами, чтобы та заменила собой парламент, оказавшийся в руках оппозиции, и лишила неприкосновенности всех его депутатов.

Будущая Конституционная ассамблея Венесуэлы — это действительно копия Советов рабочих и крестьянских депутатов, пришедших на смену разогнанного большевиками Учредительного собрания

«Созыв Конституционной ассамблеи толкает страну к государству диктатуры пролетариата», — уверен исполнительный директор фирмы Inter American Trends Антонио де ла Крус. С ним согласен Леонардо Паласиос, профессор Католического университета Венесуэлы: «Венесуэльские власти используют тезисы Коммунистического манифеста Маркса 1847 года, который устанавливал дикие налоги на частное предпринимательство и таким образом полностью разрушал его».

Но при этом свое вдохновение президент Мадуро черпает не только из вечно живых родников марксизма-ленинизма. Его рукой, подписывающей «Закон о созыве Конституционного собрания», водят, помимо Кабельо, наставники из Гаваны, которые четыре года назад и посадили Мадуро, бывшего водителя автобуса, в президентское кресло.

Идея созыва Конституционной ассамблеи уже завладела умами самых лояльных Мадуро венесуэльских чиновников. Сразу четверо из них, включая нынешнего министра иностранных дел Делси Родригес и вице-президента Аристобула Истуриса, который еще недавно рассчитывал стать преемником Мадуро, добровольно оставили свои должности, чтобы стать депутатами ассамблеи. К ним присоединилась и первая дама страны Силия Флорес.

Президент Венесуэлы Николас Мадуро.Фото: pl.wikipedia.org

Но полного единства нет и в верхнем эшелоне власти. Против созыва Конституционной ассамблеи решительно выступает генеральный прокурор страны Луиса Ортега Диас — по ее словам, это стало бы «неконституционным шагом». Генпрокурор при этом призывала «чтить наследие» бывшего народного кумира Уго Чавеса: тот также пытался время от времени провести поправки к конституции, но всегда в этом случае созывал референдумы. Нынешние власти эти заветы, права генпрокурор, не чтят, и ясно почему: конституционные маневры Чавеса всегда проваливались. А чтобы сама сеньора Ортега Диас не мешала им учреждать диктатуру пролетариата, ее объявили сумасшедшей.

Новое орудие борьбы

У венесуэльского президента, помимо кубинских менторов, сохраняется еще один влиятельный союзник — Россия. В Москве уже увидели на далеком континенте очередную «цветную революцию». По оценке МИД РФ, «радикальное крыло антиправительственного лагеря (в Венесуэле), вставшее у руля национального парламента, усилило агрессивную риторику» и взяло курс на «гражданское неповиновение».

Президент Путин в ходе телефонного разговора с Мадуро в мае пожелал правительству Венесуэлы успехов в усилиях по нормализации обстановки в стране, в рамках правового поля. Но о каком правовом поле можно говорить, если участников венесуэльских акций протеста расстреливают находящиеся на службе режима «эскадроны смерти», а правительство стремится оставить страну без законно избранного парламента?

Уличная митинговая активность между тем не прекращается. По призыву оппозиционной Национальной ассамблеи митинги и демонстрации будут теперь проходить и по ночам. Оппозиционеры из индейских племен штата Амасонас провели в Каракасе «марш шаманов», требуя ухода Мадуро. А в последние дни благодаря социальным сетям демонстранты придумали еще одно средство борьбы со стражами порядка — оно называется bomba puputov и представляет собой «коктейль из экскрементов», смешанных с водой и помещенных в стеклянные банки.

Puputov оказались чрезвычайно эффективным оружием. Например, около двух десятков бойцов Национальной гвардии, которых забросали этими «коктейлями» в городе Лос-Текес, вынуждены были в панике отступить, некоторые в приступе удушья.

В последние дни благодаря социальным сетям демонстранты придумали еще одно эффективное средство по борьбе со «стражами порядка». Оно называется «бомбами puputov» и представляет собой «коктейль из экскрементов», смешанных с водой и помещенных в стеклянные банки.

Ошарашенные власти не придумали ничего другого, как называть puputov... «биологическим оружием массового поражения». «Это — биологическое оружие, которое запрещено международными законами, и его использование является преступлением», — заявила генеральный инспектор по уголовным делам Мариэлис Вальдес. Как утрвеждают представители правительства, инструкции по применению этих «коктейлей», содержащиеся в месседжере WhatsApp, пришли из-за рубежа. От ЦРУ, разумеется...


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.