Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Хроники

#MH17

Суд правый, но не скорый

05.07.2017 | Осипов Егор, независимый журналист, — специально для THE NEW TIMES, Амстердам | №21 (447) 12.06.17

Когда понесут наказание виновные в гибели рейса MH17

Место крушения малазийского Boeing. Фото: echotv.ru

Дело о катастрофе Boeing 777, выполнявшего рейс MH17 по маршруту Амстердам–Куала-Лумпур и сбитого над Донецкой областью 17 июля 2014 года, будет рассматривать один из судов Нидерландов, сообщила Гаага. Как скоро виновные в гибели 298 человек будут осуждены и понесут ли они наказание и какой именно суд рассмотрит дело о крушении малайзийского Boeing, пока неизвестно, но судить обвиняемых в этом преступлении будут по голландским законам — об этом договорились страны-участницы расследования: Нидерланды, Бельгия, Австралия, Украина и Малайзия. После того как два года назад Россия заблокировала создание международного трибунала под эгидой ООН, такое решение было признано оптимальным: в Нидерландах имеется вся необходимая инфраструктура для международных разбирательств, законодательство страны позволяет вести такие процессы, в том числе дает возможность выступать в качестве участников дела родственникам жертв.

Для начала судебного разбирательства сегодня не хватает самого главного — имен тех, кто причастен к пуску ракеты по пассажирскому лайнеру. Понятия коллективной вины в Уголовном кодексе Нидерландов нет, поэтому результатов известного расследования команды Bellingcat* не достаточно, нужны данные о действиях каждого конкретного подозреваемого, пояснили NT в прокуратуре Нидерландов. Поэтому установление виновников, требущее немало времени, станет финальным этапом расследования, которое уже пришло к выводу, что ракета была запущена из зенитного ракетного комплекса «Бук», доставленного на территорию Украины из России.

Понятия коллективной вины в Уголовном кодексе Нидерландов нет, поэтому результатов известного расследования команды Bellingcat* не достаточно, нужны данные о действиях каждого конкретного подозреваемого

Поскольку среди подозреваемых почти наверняка окажутся граждане России, добиться выдачи которых будет невозможно, в Нидерландах допускают, что обвиняемых придется судить in absentia, то есть заочно. То же касается и украинцев: Конституция Украины тоже запрещает выдачу своих граждан, обвиняемых в совершении уголовных преступлений. Однако 7 июля Нидерланды и Украина намерены подписать соглашение, которое даст возможность судить в Голландии украинских граждан, причастных к авиакатастрофе 17 июля 2014 года. Киев заявил о готовности не только обеспечить проведение допросов подозреваемых по видеосвязи, но впоследствии исполнить приговор, который вынесет нидерландский суд.

С Россией таких договоренностей не предвидится — несмотря на обязательства Москвы сотрудничать в рамках международного авиационного законодательства. Более того, очевидно, что РФ не признает судебное разбирательство в Нидерландах и наверняка полностью его проигнорирует. Поэтому главным итогом будущего процесса станет лишь то, что родственники погибших узнают имена преступников. А если суд признает виновниками трагедии россиян, они окажутся заперты в России, не имея возможности выехать за пределы страны.

Суд по делу рейса MH17 может занять годы, а оглашения вердикта можно так и не дождаться

Впрочем, даже эти перспективы туманны: осведомленный амстердамский адвокат, занимающийся международными преступлениями, в разговоре с NT на условиях анонимности предположил, что суд по делу рейса MH17 может занять годы, а оглашения вердикта можно так и не дождаться. Оправдан ли такой пессимизм, станет ясно не раньше весны следующего года, когда группа следователей обещает опубликовать третий доклад с именами подозреваемых и когда планируется назначить судей и прокуроров, которые будут участвовать в процессе.

 

* Согласно отчету экспертно-журналистской группы Bellingcat, зенитная установка «Бук», из которой был сбит Boeing 777, вероятнее всего, принадлежала российской 53-й зенитной ракетной бригаде, которая тайно действовала на Донбассе. Отчет Bellingcat содержит список из 20 имен российских военных, которые, как полагают эксперты группы, могут быть причастны к катастрофе малайзийского самолета.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.