#Дипломатия

Антонов не попадает в яблочко

12.06.2017 | Юнанов Борис, Александр Гольц | №21 (447) 12.06.17

Как в Кремле выбирали кандидатуру нового посла России в США и чем это в итоге обернулось

Здание российского посольства в Вашингтоне. Фото: mambolook.com

Посол РФ в США Сергей Кисляк.
Фото: russianembassy.org

Вечером 11 июля в вашингтонском St. Regis Hotel, судя по слухам, облетевшим политбомонд в американской столице, устраивает «отвальную» — прощальный вечер для друзей и коллег, российских и американских, — посол РФ в США Сергей Кисляк, занимавший этот пост с 2008 года. В конце июля, опять же согласно слухам в дипломатических кулуарах, Кисляк возьмет отпуск и покинет территорию США, после чего появится уже в Москве или, как говаривали в советские времена, «поступит в распоряжение руководства». Об уходе на пенсию 66-летнего дипломата, успевшего под занавес своего пребывания в США стать фигурантом скандала вокруг предполагаемых связей команды Трампа с Москвой — в марте телеканал СNN даже называл его российским шпионом, но в июне экс-директор ФБР Джеймс Коми во время дачи показаний в сенатском комитете по разведке это решительно опроверг, — пока речь не идет. «Найдут ему какую-нибудь должностишку, — прокомментировал ситуацию в разговоре с NT на условиях анонимности бывший работник МИДа РФ, знающий Кисляка много лет. — Когда Чуркин в 2003-м вернулся из Канады (покойный постпред РФ при ООН Виталий Чуркин с 1998 по 2003 год работал послом РФ в Канаде.NT), у него даже стола своего не было. Сейчас, надо полагать, с мебелью в МИДе получше стало».

Кто на новенького?

Заместитель главы МИДа РФ
Сергея Лаврова Анатолий Антонов. 
Фото: commons.wikimedia.ogr

То, что Кисляк вот-вот покинет свой пост, стало окончательно понятно в мае 2017 года, когда вначале комитет по международным делам Госдумы, а буквально через несколько дней и аналогичный профильный комитет Совета Федерации утвердили на должность посла России в США 62-летнего Анатолия Антонова, заместителя главы МИДа РФ Сергея Лаврова. Кисляку прочили освободившуюся вакансию заместителя Генсека ООН — главы Бюро ООН по борьбе с терроризмом: говорят, инициатива внести кандидатуру Кисляка исходила лично от Путина. Однако в середине июня Генсек ООН, португалец Антониу Гутерриш неоджиданно назначает своим замом и одновременно главой упомянутого Бюро другого россиянина — Владимира Воронкова, занимавшего до последнего момента пост представителя РФ при международных организациях в Вене. Поговаривают, это стало результатом кулуарных договоренностей Вашингтона с Москвой: мол, Кисляк слишком уж наследил в «Рашагейте», Россия может предложить на пост главы контртеррористического Бюро ООН любого другого своего человека — США не будут против.

Однако интрига не только в дальнейшей судьбе Кисляка. Интрига сохраняется и вокруг фигуры его преемника, хотя назначение Антонова уже принято считать чуть ли не решенным делом — вот только Путин «подмахнет» бумагу, и все.

Между тем, по информации NT, американцы пока не дают Антонову агреман, без чего он не может занять пост главы дипмиссии в США. И когда вопрос решится — точно не известно.

Заслуги в кавычках и без

Чем вызвана протокольная проволочка со стороны Вашингтона — отчасти ответ на этот вопрос дают перипетии карьеры Антонова в последние 5–6 лет. Кадровый дипломат, специалист по вопросам разоружения и военно-технического сотрудничества, он возглавлял делегацию РФ на переговорах с США по разоружению в Женеве (он давно и хорошо знаком с Роуз Геттемюллер, которая на тех же переговорах, будучи помощником госсекретаря США, возглавляла делегацию США, а ныне получила пост замгенсека НАТО).

Американцы пока не дают Антонову агреман, без чего он не может занять пост главы дипмиссии РФ в США. И когда вопрос решится — точно не известно

Самое большое дипломатическое достижение Антонова — заключение в 2010 году нового американо-российского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (Договора СНВ). Этот договор знаменовал собой высшую точку «перезагрузки» — предпринятой администрацией Обамы последней попытки кардинального улучшения российско-американских отношений. Надо сказать, что Антонов, возглавлявший тогда в МИДе РФ департамент по разоружению и контролю над вооружениями, многого добился в ходе переговоров с Геттемюллер. Максимальные количества ядерных боеголовок и носителей ядерного оружия, которыми могли располагать стороны, были установлены таким образом, что сокращать вооружения должны были только США, а Россия могла их существенно наращивать (чем сейчас она и занимается). Ведь на момент подписания договора Вашингтон превосходил Москву по количеству носителей практически в два раза. Однако Антонов пошел и на существенные уступки. Прежде всего, он согласился засчитывать каждый стратегический бомбардировщик (которых у американцев гораздо больше, чем у Москвы) как одну боеголовку. Между тем такой бомбардировщик способен нести до 20 крылатых ракет и, стало быть, два десятка боеголовок. Кроме того, Антонов позволил американцам сохранять, а не уничтожать боеголовки, которые снимали с ракет. Таким образом был создан так называемый «возвратный потенциал», который позволял американцам решительно нарастить свою ядерную мощь за относительно короткое время.

«Непонятно, почему Антонова называют сторонником «жесткой линии», чуть ли не «ястребом», — недоумевает в разговоре с NT хорошо знающий Антонова российский дипломат. — Американцы не раз отмечали способность Анатолия Ивановича конструктивно вести переговоры, Вершбоу, например (Александр Вершбоу, экс-посол в США и экс-замгенсека НАТО.NT)».

Работа Антонова в Женеве вполне удовлетворила тогдашнего президента Дмитрия Медведева. В скором времени кадровый дипломат получил повышение — стал заместителем министра, но не иностранных дел, а обороны. В 2011 году его послали в помощь Анатолию Сердюкову, который не очень уверенно чувствовал себя в международных делах и побаивался участвовать в заграничных мероприятиях. «Сердюков делал ставку на закупку вооружений за рубежом, и нужен был опытный человек, умевший толково, правильно, убедительно, а главное — на хорошем английском общаться с иностранцами», — рассказывает дипломатический источник NT.

 «Сами же американцы не раз отмечали способность Анатолия Ивановича конструктивно вести переговоры, Вершбоу, например»

По иронии судьбы те же качества сослужили Антонову службу, когда в 2012 году в Кремль вернулся Владимир Путин. Все, кто проводил внешнюю политику, получили директивное указание «действовать наступательно». Сигнал был услышан. В 2013-м на международной конференции замминистра обороны РФ Антонов «разъяснял» своей партнерше по работе над СНВ Роуз Геттемюллер, почему Москве не подходит американское предложение об обмене информацией по противоракетной обороне: «Ну, вот у вас в гардеробах много разных платьиц и пальтишек. И что толку, если вы проинформируете нас о том, что там у вас пылится. Ведь завтра вы сможете закупить что-то новенькое». Подтекст здесь очевиден: вам, бабам, не понять высокие разоруженческие материи, вот и приходится разъяснять на доступных примерах. И это при том, что Антонов отлично знал: Геттемюллер — высококлассный специалист, не нуждающийся в объяснениях «на пальцах». Просто это такой «наступательеый стиль», граничащий с хамством…

«Звездный час» Антонова наступил с украинским кризисом. 26 февраля 2014 года, когда победа киевского Майдана (который в Кремле считают антиконституционным заговором, осуществленным западными разведками) стала очевидной, Владимир Путин велел провести внезапную проверку войск Западного и Центрального военных округов. «Проверка» представляла собой подготовку к крымской и донбасской операциям против Украины. Она дала возможность отмобилизовать соединения, которые предполагалось задействовать, вывести их в районы сосредоточения. При этом Москва весьма вольно обошлась с Венским документом 2011 года, одним из немногих соглашений о мерах военного доверия в Европе, которому Россия вроде бы еще должна была следовать. В частности, этот документ ограничивает 38 тыс. военнослужащих количество войск, которые можно привлекать к так называемым «внезапным проверкам» (на них приглашать иностранных наблюдателей не требуется). Именно Анатолий Антонов вертелся как уж на сковородке, объясняя, почему предстоящая проверка войск соответствует-де Венскому документу: «Мы привлекаем не более 38 тыс. личного состава. Предусматривается задействовать это количество личного состава на срок не более 72 часов… У вас не должно быть смешения цифр 150 тыс. (именно такое количество военнослужащих было задействовано в проверке.NT), которые я обозначил, и 38 тыс. Я говорю о 38 тыс., подпадающих под требования Венского документа. К ним относятся сухопутные войска, ВДВ, морская пехота».

Если понимать замминистра буквально, это означало: на плавсостав Балтийского и Северного флотов, Дальнюю и Военно-транспортную авиацию приходилось 112 тыс. военнослужащих, что, конечно, невозможно. На самом деле, из слов Антонова следовало: объявленные 150 тыс. военнослужащих в подавляющем большинстве должны были находиться за Уральским хребтом. В Европе в учениях должны были участвовать лишь 38 тыс. в течение трех суток. Потом следовало приглашать иностранных наблюдателей, чего Москве совсем не хотелось. Из затруднения вышли очень просто: проверку объявили завершенной, а войска на украинской границе оставили, объявив о начале «обычных» маневров.

Но тот же Венский документ требует приглашать наблюдателей на такие маневры, в которых задействованы больше 9 тыс. военнослужащих. К этому моменту, по данным главкома НАТО, на украинской границе сконцентрировались по меньшей мере 40 тыс. российских солдат и офицеров. Чтобы иметь полную свободу рук, Москва устами Антонова объявила, что российские соединения заняты «интенсивной боевой подготовкой» по плану весенне-летней учебы. Причем и в этом случае приглашать наблюдателей было не нужно, так как, по версии Минообороны, речь шла не об единых учениях, а о серии «небольших» маневров, численность участников которых 9 тыс. не достигала.

Именно Киев, по информации NT, заострил внимание Вашингтона на присутствии Антонова в санкционных списках ЕС и Украины, когда в Москве проходило его утверждение на пост главы дипмиссии РФ в США

Отличился Антонов и при попытках отвести обвинения от России в уничтожении малайзийского Boeing. Сразу после трагедии, случившейся в июле 2014 года, он провел пресс-конференцию, в ходе которой задал знаменитые 10 вопросов украинским властям, смысл которых сводился к попытке переложить ответственность на Киев. Задавая эти сугубо риторические «вопросы», Антонов не стеснялся ссылаться на распространенный в соцсетях фейковый комментарий некоего «испанского диспечера» (никогда не существовавшего в действительности), где утверждалось, что Boeing сопровождали украинские истребители.

Антонов, с удовольствием обрядившийся в некое подобие военного мундира, который в оборонном ведомстве специально разработали для гражданских служащих, стал одной из ключевых фигур в стратегии лжи и дезинформации, которую проводит Россия в ходе военного конфликта на Украине. Усилия Антонова были оценены по заслугам. Никогда не служивший в армии, он был награжден всеми тремя степенями медали «За отличие в военной службе» и орденом «За военные заслуги».

С другой стороны, за те же пропагандистские усилия он был включен в 2015 году в санкционные списки Евросоюза, Канады и Украины. Причем именно Киев, по информации NT, заострил внимание Вашингтона на присутствии Антонова в санкционных списках, когда в Москве проходило его утверждение на пост главы дипмиссии РФ в США.

«В Кремле хорошо известно, что в отношении Анотонова действуют санкции, — рассуждает дипломатический иcточник NT. — Расчет делался на то, что, дескать, вот дали же немцы Суркову возможность приехать в Берлин на переговоры в нормандском формате (в октябре 2016 года в качестве помощника президента РФ по вопросам Украины.NT), ну так и американцы дадут, тем более, что по их спискам Антонов вообще не проходит. Но Сурков летал с Путиным, и на один день, а посол летит в страну на несколько лет, и за ним не может тянуться шлейф каких бы то ни было санкций вообще».

Формальности и факты

Антонов вернулся в МИД в декабре 2016 года, однако решение отправить его послом в Вашингтон вызрело раньше, осенью, еще до президентских выборов в США.

«В Кремле тогда готовились к тому, что президентом США станет Хиллари Клинтон, что и без того плохие отношения еще более ухудшатся, — замечает в разговре c NT Сергей Рогов, эксперт-американист, научный руководитель Института США и Канады. — Кандидатура Антонова с его опытом ведения переговоров по военно-политической проблематике выглядела оптимальной».

Учитывая, что улучшения отношений с Вашингтоном не произошло и после победы Трампа, у Кремля нет формальных оснований задумываться о новой кандидатуре.

«Формальных, может, и нет, а по факту — может, и придется», — не соглашается дипломат, собеседник NT. И напоминает о том, что изначально в списке кандидатов на замену Кисляку фигурировал и еще один зам Лаврова — Сергей Рябков, курирующий в МИДе росийско-американские отношения. «Есть данные, что на Антонове настаивали Ушаков (помощник президента РФ, экс-посол в Вашингтоне Юрий Ушаков.NT) и Шойгу, — делится источник NT инсайдерской информацией, подтверждения которой по другим каналам получить не удалось. — Сергей Викторович (Лавров.NT) не стал возражать, потому что не хочет расставаться с Рябковым, заменить его пока в Москве некем».

Сергей Рябков.
Фото: council.gov.ru

 

 

 

Правда, после того, как Рябков явно по поручению вышестоящего начальства неожиданно появился 4 июля в резиденции посла США в Москве Джона Таффта, где тот во время приема по случаю Дня незавимости США объявил о скором своем отъезде из российской столицы — «на пенсию», и тепло поблагодарил американского дипломата за работу, снова поползли слухи о возможных-таки грядущих переменах в карьере самого Рябкова...

Впрочем, кандидатура выбранного Трампом на дожность нового посла США в России Джона Хантсмана, в прошлом возглавлявшего дипмиссии США в Сингапуре и Китае, тоже пока не утверждена Сенатом, и на это, возможно, понадобятся месяцы. К тому же и Москва вряд ли даст агреман новому послу США до того, как то же самое сделает Вашингтон в отношении российского посла. «Не исключено, что какое-то время посольства двух стран будут возглавлять временные поверенные в делах, — предполагает Сергей Рогов. — Такие времена...»


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.