#Только на сайте

#Расследование

МН-17: Трагедия без конца

16.07.2016 | Ольга Дмитриева | №23-24 (413) 03.07.16

Ровно два года прошло с момента катастрофы Boeing «Malaysia Airlines» в небе над Донецкой областью — она унесла жизни 298 человек, в том числе 80-ти детей

TASS_8050862.jpg

Обломки пассажирского самолета Boeing 777,  Донецкая область, 17 июля 2014 года

Полет Boeing-777 авиакомпании «Malaysia Airlines», направлявшегося из Амстердама в Куала-Лумпур (Малайзия), был прерван в небе в районе города Шахтерск (Донецкая область Украины). С основной версией произошедшего эксперты определились в первые же месяцы после катастрофы: лайнер был сбит ракетой класса «земля-воздух» с территории, подконтрольной донбасским сепаратистам. Тем не менее, ничья вина пока так и не доказана. Криминальное расследование Генпрокуратуры Нидерландов, призванное поставить точку в том, кто конкретно несет ответственность за трагедию, должно было закончиться в начале 2016 года. Однако оно длится до сих пор. 


17 июля 2014-го

Рейс Амстердам — Куала-Лумпур вылетает из терминала H аэропорта «Схипхолл» по расписанию — в 12.14 по местному времени. 

Полет до границы с Украиной проходит на высоте 9448 метров, далее — на высоте 10 000 метров. В 12.53, при входе в зону ответственности Днепропетровского района полетной информации, самолет должен был подняться еще выше, но отрицательно ответил на запрос диспетчера о наборе высоты. Высота в 10 км над территорией Украины была открыта для международных рейсов. В 14.15 GMT-связь с самолетом, который находился примерно в 50 км от украинско-российской границы, пропала. Самолет упал в районе города Торез, обломки разлетелись на площади в 50 км2.

В самолете находились граждане 10 государств. 193 из них были гражданами Нидерландов, 42 — Малайзии, 36 — Австралии. Также на борту находились бельгийцы, британцы, немцы, индонезийцы, канадцы, новозеландцы, филиппинцы, граждане ЮАР и США. 80 пассажиров — дети. Большая часть (151 человек) летели на отдых, остальные — по семейным и рабочим делам, том числе 6 ученых летели на конференцию по борьбе со СПИДом. Поиски погибших длились почти 10 месяцев. После МЧС ДНР отчитывалось о сборе более 2,5 тыс. фрагментов тел. 

TASS_8065277.jpg

На месте катастрофы,  Донецкая область, 19 июля 2014 года

На территории Украины все лето 2014 года велись боевые действия между украинской армией и силами самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР. Почти одновременно с тем, как лайнер перестал выходить на связь, пророссийские ополченцы ДНР разметили в Twitter информацию о сбитом украинском военном транспортном самолете: «Возле Тореза сбили самолет ВВС Украины». После вся информация, связанная как со сбитым самолетом, так и с установкой «Бук», у ополченцев была удалена, остались только упоминания в СМИ со ссылками на аккаунты ДНР в социальных сетях. Украинская сторона сразу же объявила о виновности сепаратистов, самопровозглашенные республики — об ответственности ДНР. При этом многие западные СМИ назвали пассажиров «жертвами Путина»

 

Сентябрь 2014-го

Совет по безопасности полетов Нидерландов (Dutch Safety Board — DSB) публикует предварительный доклад о причинах крушения малайзийского Boeing. Главный вывод: причиной трагедии стало внешнее воздействие. 

Данных о конкретных причинах и виновниках трагедии в докладе нет. Заключения экспертов сделаны, в основном, по фотографиям — без изучения обломков самолета на месте крушения. 

Председатель комиссии DSB Тйибб Йостра подчеркнул, что Boeing-MH17 «Малайзийских авиалиний» развалился в воздухе из-за попадания в самолет неких объектов с высокой энергией. При этом по характеру расположения на земле того, что осталось от кабины пилотов, эксперты сделали вывод, что именно она приняла на себя основной удар.

«Это означает, что было попадание в кабину пилотов, она была отделена от остальной части самолета. А затем упала оставшаяся часть корпуса. Как это точно произошло, мы все еще изучаем», — заявил Тйибб Йостра.

Что конкретно попало извне в кабину пилотов, в докладе не поясняется. 

 

Июль 2015-го

Совет Безопасности ООН рассматривает проект резолюции о создании международного трибунала по делу о крушении малайзийского Boeing в июле 2014-го. Проект был внесен Малайзией, Нидерландами, Австралией, Бельгией и Украиной. Россия воспользовалась правом вето и заблокировала инициативу единственной из всех членов Совбеза ООН, проголосовав против.

TASS_8051029.jpg

Место трагедии,  Донецкая область, 18 июля 2014 года

Октябрь 2015-го

Расследованием технических обстоятельств крушения малайзийского Boeing в небе над Украиной занимался Совет по безопасности полетов Нидерландов. Результаты этого на данный момент наиболее полного и официального расследования были обнародованы лишь через год и три месяца после катастрофы — 13 октября 2015 года. Главные выводы Dutch Safety Board заключались в том, что самолет был сбит с земли ракетой из зенитного комплекса «Бук» российского производства. Боеголовка ракеты взорвалась слева и чуть выше кабины пилотов в 13 часов 20 минут 03 секунды по местному времени, когда лайнер находился на высоте 10 тыс. метров над территорией Восточной Украины.

DSB установил, что в Boeing попала именно боеголовка 9N314M, которую несла ракета системы «земля-воздух» серии 9M38, пущенная из зенитного комплекса «Бук». Точное место запуска ракеты в выводах DSB так и не было обозначено. 

Авторы доклада проанализировали и другие сценарии, которые могли бы привести к разрушению самолета, но по типу повреждений фрагментов самолета ими в итоге был сделан вывод, что все они не реалистичные. 

Отдельно в докладе описано, как погибли пассажиры и экипаж самолета. В результате взрыва боеголовки первыми погибли трое членов экипажа, после чего Boeing начал разваливаться в воздухе. Обломки разлетелись на площади в 50 км2 между населенными пунктами Петропавловка и Грабово. Все 298 человек, находившихся на борту, погибли мгновенно, либо потеряли сознание. Эта часть доклада была важнее всего для родственников погибших, которые первыми смогли с ним ознакомиться. Во время специальной презентации на авиабазе «Гилзе-Рейен» в Нидерландах им, в частности, было показано видео, моделировавшее падение самолета, а также макет самолета, собранный из обломков Boeing, привезенных из Украины. Родственники говорили журналистам после презентации, что «с большим облегчением узнали, что пассажиры, скорее всего, не почувствовали боли и не испытали страданий». 

TASS_12820151.jpg

Совет безопасности Нидерландов представил финальный доклад о крушении самолета, Нидерланды,  13 октября 2015 года

Помимо причин разрушения самолета, DSB в своем докладе возложил ответственность за несоблюдение правил безопасности полетов на власти Украины и авиакомпанию-перевозчик — все они не в полной мере понимали опасность авиаполетов над зоной вооруженного конфликта в Восточной Украине. Например, украинские власти выступили с заявлением о том, что 14-го и 16 июля были сбиты военные самолеты, притом с помощью систем вооружений, способных достигать высоты полета самолетов гражданской авиации, — уже это заявление было, как отмечалось в докладе, «достаточным основанием для того, чтобы полностью закрыть воздушное пространство над Восточной Украиной для полетов в качестве меры предосторожности». 

Российский концерн «Алмаз-Антей», занимающийся производством вооружения систем ПВО, в день публикации расследования DSB опубликовал результаты собственного эксперимента. По версии «Алмаз-Антея» Boeing был сбит ракетой 9М38М, которая снята с вооружения в Росии 2011 году, при этом ракета, как утверждает «Алмаз-Антей», была пущена с территории, подконтрольной ВС Украины. 


Июль 2016-го

Представители голландской Генпрокуратуры впервые прибывают в Москву. В составе делегации следователи, прокуроры и представители полиции. Изначально их задача состояла как раз в том, чтобы выявить виновных в трагедии. 

По возвращении из России нидерландская прокуратура отказалась разглашать детали визита: «Боюсь, я не могу предоставить вам детали о визите голландской делегации в Москву», — заявил представитель прокуратуры Вим де Брёйн. Российские коллеги подробности встречи также разглашать не стали. Представитель Генпрокуратуры РФ Александр Куренной рассказал только, что ведомство передало голландской стороне материалы и документы, которые та запрашивала: «Они включали в себя свидетельства очевидцев трагедии, результаты экспериментов и исследований причин происшедшего, подборку видеосюжетов СМИ, содержащих беседы с местными жителями — свидетелями катастрофы, и другие сведения». А представитель СК Владимир Маркин подчеркнул, что обмен информацией идет в одностороннем порядке: «Голландская сторона не делится с российскими коллегами данными, которыми располагает сама, хотя двусторонний обмен сведениями многократно ускорил бы ход расследования». 

Какими конкретно материалами делились российские следователи с голландскими и как они могут повлиять на результаты расследования прокуратуры Нидерландов — неясно. NT связался с Александром Куренным, но тот отказался давать разъяснения по телефону. 

Фото: Dmitry Lovetsky, Evgeniy Maloletka, Peter Dejong

 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.