Госсекретарь США Джон Керри, отметив во Франции День взятия Бастилии, посещает 14–15 июля Москву, чтобы встретиться с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и президентом Владимиром Путиным. Возможно, этот визит станет последней инициативой нынешней администрации США по совместному урегулированию сирийского кризиса.
Не приблизились к миру
Вашингтон считает, что Москва не соблюдает принятых на себя обязательств, и, несмотря на частоту контактов между США и Россией, Сирия не приблизилась к миру. «Если вы спрашиваете меня о том, разочарован ли госсекретарь происходящим в Сирии, то ответ — да. Я бы даже сказал, он чрезвычайно разочарован... И это одна из причин того, почему он направляется в Москву —выяснить, возможны ли изменения и собираются ли русские делать то, что они раньше говорили, что собираются делать», — сообщил на брифинге 12 июля представитель госдепартамента Джон Кирби.
«Он (Керри) убежден в том, что прогресс может быть достигнут. Он уверен в том, что Россия может внести вклад в реальное (он сделал упор на этом слове) решение политических проблем в Сирии и установление мира», — добавил Кирби. При этом он не стал вдаваться в детали пакета инициатив, который Керри везет в Москву, поскольку его материалы не обнародованы.
Тем не менее, всем все стало заранее известно. Как сообщает агентство Associated Press, администрация Обамы выложит российскому руководству на стол переговоров предложение создать совместную координационную группу для обмена оперативной и разведывательной информацией, касающейся группировки «Джебхат Ан-Нусра»*, и «синхронизировать» собственные независимые операции против общего врага — «Исламского государства»**. Предполагается, что такие меры помогут избежать непредвиденных инцидентов в общей зоне полетов и сделать их более безопасными.
«Если вы спрашиваете меня о том, разочарован ли госсекретарь происходящим в Сирии, то ответ — да. Я бы даже сказал, он чрезвычайно разочарован... И это одна из причин того, почему он направляется в Москву...»
Индикатор искренности
Вашингтон также ожидает, что Москва сумеет использовать свое вияние на Башара Асада для того, чтобы в военном аспекте ограничить использование сирийских ВВС гуманитарными целями и медико-эвакуационными операциями, а в политическом — перейти к процессу передачи власти в Сирии. По сути, сторонам предстоит подтвердить уже принятые на себя обязательства по политическому решению кризиса.
«Эта поездка в Москву станет индикатором для России в искренности ее собственных заявлений о приверженности сражаться в Сирии с «ИГИЛ»** и «Ан-Нусра»* и стремлению создать целостную, единую, плюралистическую Сирию», — сказал Кирби на том же пресс-брифинге.
Вашингтонские башни
Новая инициатива Белого дома еще резче расколола во мнении американские элиты, занимающиеся вопросами национальной безопасности. «Предложение администрации Обамы координировать воздушные атаки в Сирии с Россией углубило раскол между высокопоставленными руководителями национальной безопасности: одни утверждают, что оно способствовало бы прекращению гражданской бойни в Сирии и борьбе с терроризмом, другие считают его контрпродуктивной уступкой Кремлю», — пишет газета The Washington Post. Анонимные источники газеты в администрации Барака Обамы считают переговоры с Москвой бесполезными до тех пор, пока поддерживаемый Россией президент Асад находится у власти, что разжигает почву для экстремизма.
В то же время за переговоры с Кремлем активно выступают главный советник Обамы по Сирии Роберт Молли и сам Керри. Выступая в конце июня в американском городе Аспен (штат Колорадо), Керри наделал много шума, назвав «подгруппами» сирийских террористических организаций формирования «Джейш аль-Ислам»*** и «Ахрар аш-Шам»***. Тем самым он фактически выразил российскую точку зрения на суть этих группировок: Москва считает их экстремистскими, Вашингтон — нет. При этом обе организации не входят в террористический список, утвержденный Советом Безопасности ООН.
«Но есть и несколько подгрупп ИГИЛ** и «Джебхат ан-Нусры»*, в частности, «Джейш аль-Ислам»*** и «Ахрар аш-Шам»*** в особенности, которые воюют то на их стороне, то против правительства Асада», — сказал среди прочего Керри. В своем аспенском выступлении глава внешнеполитического ведомства заявил, что самым важным вопросом по Сирии является «достижение понимания» с российским правительством о том, как бороться с «Исламским государством»** и «Джебхат ан-Нусра»*.
Представителю госдепа Джону Кирби пришлось покрутиться на брифинге 12 июля, разъясняя, что подразумевал глава госдепа, после того, как слова Керри попали на страницы газеты The Washington Post. Колумнист Джош Рогин заметил, что позиция главы госдепартамента идет вразрез с официальной линией Белого дома.
«Госсекретарь просто дал понять, что мы не закрываем глаза на то, что некоторые из этих боевых участников меняют свою приверженность, а некоторые принимают участие в боевых действиях разных групп. Вот и все, что он сделал. Это не ведет к изменению нашей политики», — заверил журналистов Кирби.
Репутационные риски
Реакция американских экспертов на возможность новых соглашений по Сирии с Москвой выглядит, скорее, негативной. Бывший специальный советник по Сирии, а ныне директор центра ближневосточных проблем аналитического центра Atlantic Council Фридрих Хоф призывает администрацию Обамы не спешить с сомнительной, на его взгляд, инициативой. В своей колонке на ресурсе The Huffington Post он утверждает, что любой союз с Россией, которая поддерживает режим Асада, сражающегося со своим народом, подорвет репутацию США и в Сирии, и в регионе, и среди антитеррористической коалиции.
«Допускаю, что от сотрудничества с Москвой, Тегераном и Асадом, причем по их собственному усмотрению, могут проистекать некоторые хорошие вещи. Тем не менее, готовы ли мы отдать свою репутацию в руки Владимира Путина? Хотелось бы надеяться, что нет», — написал дипломат. Он уточнил, что выражает не только личное мнение, но также очень многих американских «трезвомыслящих политиков».
Корреспондент CNN при Пентагоне утверждает, что военное командование также весьма негативно оценивает новое соглашение с Москвой о координации действий в Сирии и не намерено делиться с партнером, не заслуживающим доверия, наиболее чувствительной информацией.
«Допускаю, что от сотрудничества с Москвой, Тегераном и Асадом, причем по их собственному усмотрению, могут проистекать некоторые хорошие вещи. Тем не менее, готовы ли мы отдать свою репутацию в руки Владимира Путина? Хотелось бы надеяться, что нет»
* Запрещенная в России террористическая организация. Аффилирована с «Аль-Каидой»*, также запрещенной в РФ
** "Исламское государство", ИГ, ИГИЛ - организация, запрещенная в России
***Обе организации запрещены в России
Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС