История появления поправок к Основным направлениям деятельности правительства на 2009–2012 годы носит почти конспирологический характер. Документ был подписан Владимиром Путиным еще 2 ноября, однако опубликован на сайте Белого дома почти две недели спустя. При этом никаких пресс-конференций министров экономического блока или высокопоставленных чиновников аппарата правительства, без которых не обходится ни одна презентация столь значимого документа, на сей раз не было и в помине. Впрочем, особо удивляться этому не приходится: с начала кризиса правительство придерживается негласного правила, согласно которому оперативно и громко озвучиваются позитивные новости, а негативные по возможности замалчиваются. В последних поправках — почти сплошной негатив.
Стратегия без тактики
Напомним, что предыдущая редакция Основных направлений была одобрена распоряжением правительства от 17 ноября 2008 года — уже в разгар кризиса. Правда, тогда власти считали, что на кризис обращать внимания не стоит, поэтому целевые макроэкономические показатели на четыре ближайших года исходили из амбициозных задач Стратегии долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Теперь правительственные чиновники вынуждены признать то, что большинство независимых экспертов констатировало еще год назад: залихватские планы превращения России к 2020 году в страну, входящую в пятерку мировых лидеров по объему ВВП, произведенного энергоэффективной и высокотехнологичной экономикой, придется сдать в утиль.
Поставлен крест и на планах удвоения ВВП за 10 лет. Эта цель была поставлена бывшим президентом Путиным в 2003 году, и как подсчитали экономисты, для ее достижения требовался ежегодный рост ВВП на 6–7%. Если в «тучные» годы нефтяного изобилия эта задача худо-бедно решалась, то по итогам текущего года правительство ожидает снижения ВВП на 8,5%. Теперь ясно: сказка об удвоении обойдется без счастливого конца. В новой редакции правительственного документа пункт о «возможности наращивать ВВП не менее чем на 6–7% в год» не упоминается вовсе. А вместо задачи увеличить ВВП в 2012 году на 28% к уровню 2008 года теперь обозначена цель удержать падение этого показателя в пределах 0,1%.
Минус производительность
Как отмечают экономисты Всемирного банка (ВБ) в опубликованном на прошлой неделе «Докладе об экономике России», даже скромная задача — подтянуть ВВП к 2012 году до уровня 2008-го — достижима лишь при условии, что правительство будет опираться на новую модель роста. «Она должна быть больше ориентирована на повышение производительности труда, новые передовые технологии, более эффективное использование и размещение инвестиционных и трудовых ресурсов, прямые иностранные инвестиции»,— считает соавтор доклада экономист ВБ Сергей Улатов.
Однако в самом правительстве никаких надежд на увеличение производительности труда не возлагают. Если год назад в Основных направлениях планировался рост этого показателя за 4 года на 31%, то теперь ориентир — всего лишь «плюс» 3%.
Между тем совсем недавно, 6 ноября, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, выступая перед депутатами Госдумы, заявила: «Правительственная программа «Стратегия-2020» предполагает постепенный переход на экономику инновационного характера с целью повышения производительности труда. В случае воплощения задуманного, производительность труда должна повыситься в 4–5 раз». Похоже, в правительстве левая рука не знает, что делает правая: после опубликования поправок о повышении в разы говорить не приходится — счет идет на доли процента в год.
Удручающим назвал этот прогноз главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин: «Такие темпы роста производительности труда неприемлемы. Конечно, мы можем в следующем году подавить инфляцию, но структурные недостатки нашей экономики от этого не исчезнут и мы не получим движения в нужном направлении. Поэтому государству придется активизировать усилия по росту производительности труда».
О модернизации забыли
Не самым лучшим образом смотрятся теперь и другие значимые социально-экономические параметры, которых правительство хочет достичь к 2012 году. Уменьшен показатель роста реальных располагаемых денежных доходов населения: 3% вместо 39%. Свернуты амбициозные планы по вводу жилья: в ноябре 2008 года прогнозировалось строительство 100 млн кв. м, теперь — 65 млн кв. м. Целевой показатель по росту объема производства сельхозпродукции снижен с 17% до 7%.
Но самые заметные изменения в обновленных планах правительства претерпели показатели инновационного увеличения эффективности экономики. В частности, энергоемкость ВВП в 2012 году теперь должна соответствовать уровню 2008 года, тогда как год назад планировалось ее снижение на 15%. Серьезно скорректированы планы диверсификации российской экономики. В ноябре 2008 года предполагалось увеличить объем экспорта машин, оборудования и транспортных средств за 4 года с $23,5 млрд до $36 млрд. В новой редакции эта цель в планах Белого дома не значится вовсе.
Некий прогресс можно обнаружить лишь в одном плановом показателе: правительство надеется к 2012 году довести инфляцию до 5–7%. Однако экономисты Всемирного банка, в отличие от российских властей, считают снижение инфляции в России скорее негативным фактором. «Оно отражает резкое снижение внутреннего спроса и продолжение кредитного кризиса», — говорит Сергей Улатов.
В связи с корректировкой задач правительства до 2012 года целевые ориентиры Стратегии-2020 представляются уже совершенно нереалистичными. Ведь чтобы достичь завтрашних сияющих высот, надо как-то перебраться через сегодняшние глубокие овраги. Между тем Юлия Цепляева, главный экономист по России и СНГ Merril Lynch, отмечает, что ожидание позитива в российской экономике связано исключительно с внешними факторами: восстановлением мирового спроса и международной финансовой системы, а также с ростом цен на нефть.
А Всемирный банк предупреждает, что российской экономике в ближайшие годы не стоит надеяться на восстановление роста, если правительство не ускорит институциональные реформы — в первую очередь реформу госсектора, социальных секторов, судебной системы, финансовой инфраструктуры, защиту прав собственности. Однако в обновленных планах кабинета министров ничего такого не значится.
Между тем совсем недавно, 6 ноября, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, выступая перед депутатами Госдумы, заявила: «Правительственная программа «Стратегия-2020» предполагает постепенный переход на экономику инновационного характера с целью повышения производительности труда. В случае воплощения задуманного, производительность труда должна повыситься в 4–5 раз». Похоже, в правительстве левая рука не знает, что делает правая: после опубликования поправок о повышении в разы говорить не приходится — счет идет на доли процента в год.
Удручающим назвал этот прогноз главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин: «Такие темпы роста производительности труда неприемлемы. Конечно, мы можем в следующем году подавить инфляцию, но структурные недостатки нашей экономики от этого не исчезнут и мы не получим движения в нужном направлении. Поэтому государству придется активизировать усилия по росту производительности труда».
О модернизации забыли
Не самым лучшим образом смотрятся теперь и другие значимые социально-экономические параметры, которых правительство хочет достичь к 2012 году. Уменьшен показатель роста реальных располагаемых денежных доходов населения: 3% вместо 39%. Свернуты амбициозные планы по вводу жилья: в ноябре 2008 года прогнозировалось строительство 100 млн кв. м, теперь — 65 млн кв. м. Целевой показатель по росту объема производства сельхозпродукции снижен с 17% до 7%.
Но самые заметные изменения в обновленных планах правительства претерпели показатели инновационного увеличения эффективности экономики. В частности, энергоемкость ВВП в 2012 году теперь должна соответствовать уровню 2008 года, тогда как год назад планировалось ее снижение на 15%. Серьезно скорректированы планы диверсификации российской экономики. В ноябре 2008 года предполагалось увеличить объем экспорта машин, оборудования и транспортных средств за 4 года с $23,5 млрд до $36 млрд. В новой редакции эта цель в планах Белого дома не значится вовсе.
Некий прогресс можно обнаружить лишь в одном плановом показателе: правительство надеется к 2012 году довести инфляцию до 5–7%. Однако экономисты Всемирного банка, в отличие от российских властей, считают снижение инфляции в России скорее негативным фактором. «Оно отражает резкое снижение внутреннего спроса и продолжение кредитного кризиса», — говорит Сергей Улатов.
В связи с корректировкой задач правительства до 2012 года целевые ориентиры Стратегии-2020 представляются уже совершенно нереалистичными. Ведь чтобы достичь завтрашних сияющих высот, надо как-то перебраться через сегодняшние глубокие овраги. Между тем Юлия Цепляева, главный экономист по России и СНГ Merril Lynch, отмечает, что ожидание позитива в российской экономике связано исключительно с внешними факторами: восстановлением мирового спроса и международной финансовой системы, а также с ростом цен на нефть.
А Всемирный банк предупреждает, что российской экономике в ближайшие годы не стоит надеяться на восстановление роста, если правительство не ускорит институциональные реформы — в первую очередь реформу госсектора, социальных секторов, судебной системы, финансовой инфраструктуры, защиту прав собственности. Однако в обновленных планах кабинета министров ничего такого не значится.