#Только на сайте

НАТО применит 5-й пункт

10.07.2016 | Борис Юнанов, Варшава | №23-24 (413) 03.07.16

Саммит НАТО, проходящий в Варшаве, генсек Йенс Столтенберг назвал «рубежным событием». Главы 28 государств — членов Альянса приняли масштабный пакет мер сдерживания в котором, среди прочих, — решение о «расширенном передовом присутствии на Востоке». Речь идет о размещении на территории стран Балтии и Польши четырех батальонов, в общей сложности 4 тыс. солдат с приданной техникой. Кроме того, одна «рамочная бригада» (2–4 тыс. солдат) будет дислоцирована в Румынии. Она станет основой для новой многонациональной дивизии НАТО. Наконец, в Альянсе заговорили и о возможности коллективного военного ответа на кибер-атаки
IMG_20160708_175950.jpg

Саммит глав государств и правительств стран НАТО в Варшаве

 

«Холодная война — это уже история, и пусть она историей и останется»: НАТО намерено продолжать диалог с Россией. Но, аннексировав Крым, Россия первой изменила правила игры», — в разговоре накануне саммита с группой российских журналистов, среди которых был и корреспондент NT, генсек НАТО норвежец Йенс Столтенберг употребил термин «гейм-чейнджер». И как бы ни развивались дальше отношения России и НАТО, Украину и Крым из них уже не убрать, подчеркнул генсек. Все, что предпринимает сейчас НАТО, дал понять Столтенберг, — это ответ на действия гейм-чейнджера в лице России.

 

Крым научил

Четыре новых батальона НАТО на восточном фланге Альянса прибудут к местам дислокации в 2017 году и структурно войдут в Многонациональные силы передового базирования, состав которых будет меняться каждые 4–6 месяцев. Слово «многонациональные» призвано лишний подчеркнуть основополагающий для НАТО фактор коллективной обороны. При этом оперативно-тактический костяк новых подразделений составят военнослужащие США, Канады, ФРГ и Великобритании. Генсек Столтенберг, выступая утром 8 июля перед участниками Форума экспертов, который проходит на полях варшавского саммита, счел необходимым удостоить эти страны отдельной благодарности за «усилия по укреплению восточных рубежей НАТО».

На вопрос NT, не идет ли речь о том, что миссия на Востоке, во всяком случае, на ее начальном этапе, доверена в первую очередь самым испытанным членам НАТО, ответственный функционер Альянса рассмеялся и заверил, что «здесь дело в другом»: «У них (у четырех вышеозначенных стран) лучше чем у кого-либо еще отлажена логистика. Не годами — а десятилетиями. Если вдруг понадобится принимать решение об экстренной переброске личного состава тактических вооружений, например танков «Абрамс» с баз на территории Германии куда-нибудь в Латвию, это может иметь критическое значение».

Высокопоставленный чиновник НАТО во время бэкграунд-брифинга объяснил, что речь идет о «реально многонациональных силах»: это часть стратегии. Он дал понять, что таким образом в случае внезапного нападения или гибридной войны в отношении одного из членов Альянса, в ответных мерах будет задействовано «реально, а не на бумаге, все НАТО».

«Россия в Крыму продемонстрировала способность в течение 72 часов развертывать крупные силы, позже оперативное развертывание шло на восточных границах Украины, — сказал натовский функционер. — Страны Балтии, где многочисленно русскоязычное население, опасаются похожего сценария у своих границ». Он дал понять, что новые силы НАТО должны будут готовы отразить первый удар в случае, если ситуация выйдет из-под контроля.

Другой функционер из военного комитета НАТО в разговоре с NT заметил: с помощью четырех дополнительных батальонов в Балтии и Польше Альянс среди прочего обеспечивает себе возможность проводить в регионе полноценные оперативно-тактические учения «так часто, насколько это будет необходимо». «Вы (в смысле, Россия. — Б.Ю.) в последние два года взяли за моду проводить внезапные учения на европейском театре. Мы решили от вас не отставать», — с иронией заметил чиновник, добавив, что «наши (натовские) цифры всегда прозрачны и корректны». Тут следует пояснить, что, согласно Венскому документу 2011 года, Россия и НАТО обязаны предупреждать друг друга о военно-тактических учениях, если численность задействованных в них подразделений превышает 9 тыс. человек. Однако документ оставляет лазейку для внезапных учений, чем, как считают в НАТО, явно злоупотребляет Россия. В НАТО также опасаются, что под видом учений, Россия тайно наращивает свою группировку на западных границах.

Дрон размером с самолет

Впрочем, гадать до бесконечности Альянс не намерен: в ближайшие годы на вооружение натовских ВВС поступит принципиально новая Объединенная система разведки, наблюдения и рекогносцировки — Alliance Ground Surveillance (AGS). Система уже была опробована в ходе учений Unified Vision две недели назад в Рамштайне (ФРГ). А на варшавском саммите впервые представлен ее образец, разместившийся на открытой площадке возле стадиона, где проходят мероприятия саммита. Система разработана инженерами корпорации Northrop Grumman (США) при участии итальянской Leonardo-Finmeccanica: венцом их творения считается многоцелевой беспилотник Global Hope размером с пассажирский авиалайнер, силуэтом чем-то напоминающий «Боинг-747». Система будет отслеживать не только «внезапные» перемещения войск на территории, сопредельной с натовской, ее задача шире — предупреждать террористические поползновения и миграционные кризисы, вроде нынешнего. Не случайно, видимо, местом первой прописки AGS станет база итальянских ВВС «Сигонелла» на Сицилии. «Обмен разведданными между странами раньше был пассивным и ограниченным,  — говорят натовские эксперты. — Теперь этот пробел будет восполнен, причем на принципиально ином технологическом уровне».

Ответ для хакеров

И все-таки главной сенсацией варшавского саммита в его кулуарах считают прозвучавшее 7 июля заявление постпреда США при НАТО Дугласа Льюта: НАТО может задействовать 5-статью Вашингтонского договора, если одна из стран — членов Альянса подвергнется массированной кибер-атаке. Это значит, что обидчику будет отвечать весь Альянс, всеми имеющимися у него средствами, в том числе военными. В изменившемся мире кибер-атаки могут наносить такой же потенциальный ущерб, как и атаки сухопутные, воздушные и морские, поясняет помощник генсека НАТО по политическим вопросам и политике безопасности Джеймс Аппатурай.*

В заявлении посла Льюта слово «Россия» не прозвучало. Между тем в апреле 2015 года США дважды обвиняли именно российских хакеров в атаках на свои правительственные структуры. В марте 2016 года разведка Эстонии обвинила Россию в кибер-атаках на ресурсы государственных предприятий и в попытках заразить вирусами электронные сети страны. Наконец, в июне 2016-го последовали новые обвинения против российских хакеров — во взломе сайта Национального комитета Демократической партии США и в кибер-атаках от имени «ИГ»** на сайты сирийской оппозиции и правозащитных организаций.

 

 * Он также занимает должность спецпредставителя генсека НАТО по странам Центральной Азии и Закавказья.

** ИГ, «Исламское государство» — организация, запрещенная в РФ.

Фото: Celestino Arce Lavin Zuma\TASS


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.