#Родное

#Политика

Отставка Игоря Иванова с поста секретаря Совбеза усилила позиции сторонников политики изоляционизма в Кремле

16.07.2007 | Венедиктов Алексей, главный редактор "Эха Москвы" | № 23 от 16 июля 2007 года

Отставка Игоря Иванова с поста секретаря Совета безопасности усилила позиции сторонников политики изоляционизма в Кремле. Очевидно, борьба между «европеистами» — адептами продолжения переговоров с США и ЕС и теми, кто предпочитает жесткую риторику вроде перенацеливания ракет на Европу, достигла апогея.

Алексей Венедиктов
главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» 

Строго говоря, Игорь Иванов никогда не принадлежал к команде, которую принято называть «командой Путина»: он один из последних чиновников эпохи Ельцина, и его уход в этом смысле стоит в череде таких отставок, как отставка Александра Волошина или Михаила Касьянова. В конце девяностых годов Игорь Иванов был в известной мере даже соперником Владимира Путина: в феврале 1999 года президент Ельцин предложил ему возглавить правительство, сменив на этом посту Евгения Примакова. В тот момент перед Кремлем стояли две серьезные проблемы: найти замену главе администрации и одновременно секретарю Совета безопасности Николаю Бордюже, который отказался поддержать борьбу Кремля с тогдашним генеральным прокурором Юрием Скуратовым, и подобрать премьер-министра, способного стать преемником Бориса Ельцина. Для выполнения этой задачи обсуждалось несколько кандидатур: Сергей Степашин, Николай Аксененко, Владимир Путин и Игорь Иванов. Но последний отказался сам, сказав Ельцину в ответ на заманчивое предложение, что он не может и не хочет идти против Евгения Максимовича Примакова, с которым много лет бок о бок проработал в Министерстве иностранных дел1.Впрочем, Игорь Иванов никогда не был политиком: он карьерный дипломат, и потому его лояльность ни Ельцину, ни Путину под сомнение не ставилась. При этом было известно, что Иванов умел отстаивать свои взгляды и не боялся их высказывать. Журналисты помнят, как во время американских бомбежек Югославии, по поводу которых Иванов высказывался вполне жестко, Ельцин прилюдно заметил ему: «Помягче, Игорь Сергеевич, помягче». «Я не могу помягче, это будет ошибкой, Борис Николаевич», — ответил Игорь Иванов.

Тот, который
— «не трепыхался» —

Будучи секретарем Совета безопасности — структуры, возглавляемой президентом, — Иванов никогда публично не выступал. Однако известно, что СБ писал аналитические записки, в которых аргументировал негативные последствия в связи с ухудшающимися отношениями между Россией и странами СНГ, — о возможных потерях Украины, Грузии, Прибалтики. Иванов был также негласным переговорщиком с Ираном, и на первом этапе во многом благодаря Иванову удавалось разруливать и иранскую проблему.

Отставка Игоря Иванова — это, несмотря на все возможные слухи и выбросы компромата, его собственная инициатива. С такой просьбой он обратился к президенту еще в феврале этого года, и Путин не ответил ему так, как отвечал многим другим: «Я вам скажу, когда будет можно. Не надо трепыхаться», — он просто попросил его подождать. Сейчас время пришло.

— Теория «лишнего стула» —

Почему сейчас подошло время? Потому что мы выходим на финишную выборную прямую. Внешняя политика уходит на второй и третий план, сейчас главное — операция «преемник». И должность секретаря Совета безопасности в этом раскладе нужна Путину — это тот «лишний стул», который позволяет ему осуществлять передвижения, не возвышая или опуская кого-либо, но передвигая фигуры по горизонтали. Мысленно Владимир Владимирович, наверное, поблагодарил Игоря Сергеевича за такой уход, освобождающий такой важный стул. Теперь можно начать передвижение Нарышкина, Чемезова, Сергея Иванова и так далее, а за ними потянутся и другие.

Секретарь Совбеза — должность сладкая. В том смысле, что занимающий ее человек имеет достаточно много влияния и притом, в отличие от министра или премьер-министра, не несет никакой ответственности: на него нельзя повесить ни дедовщину в армии, ни провал национальных проектов, ни рост цен на хлеб. Потому этот пост — прекрасная стартовая позиция для возможного преемника Владимира Путина.

Политбюро
— новейшего времени —

 


Игорь Иванов — секретарь СБ с марта 2004 по июль 2007 года. Его уход ознаменовал победу сторонников политики изоляционизма в Кремле

Нынешний СБ — это такое наше мини-Политбюро, которое собирается каждую субботу в резиденции президента Ново-Огарево, на котором обсуждаются, как обычно сообщает пресс-служба Кремля, «некоторые вопросы внешней и внутренней политики страны». Ровно так, как по четвергам собиралось Политбюро ЦК КПСС времен Советского Союза, а на следующий день газета «Правда» сообщала об обсуждении «некоторых вопросов» — то есть самых главных и основных вопросов и внутренней, и внешней политики. В отличие от Национального совета безопасности при президенте США, у СБ нет прописанных официальных функций, и де-юре это не более чем консультативный орган. Однако на субботние совещания СБ у президента — закрытые, протоколы не публикуются — собираются его постоянные члены. А это и директор ФСБ, и глава МВД, и министр финансов, и руководитель МЧС, и все семь представителей президента в регионах (они, правда, на еженедельные совещания не приглашаются). Понятно, что решают они отнюдь не только вопросы безопасности и борьбы с терроризмом. Скажем, именно на таком субботнем совещании СБ было принято решение не ратифицировать 14-й протокол по Страсбургскому суду2, поскольку против выступил целый ряд ключевых лиц СБ, включая директора ФСБ Николая Патрушева. Там же рассматривался вопрос и о мерах по предотвращению эпидемии СПИДа — вопрос докладывал министр Зурабов. Там же, как утверждает бывший помощник президента Андрей Илларионов, было принято и решение по IPO компании «Роснефть».

Cтартовая площадка
— для преемника —
или отстойник для пенсионеров?

В Кремле активно ходят слухи, что секретарем СБ может быть назначен нынешний глава администрации Сергей Собянин. Если это случится, то будет означать, что Собянин входит в когорту возможных преемников Путина — с должности главы администрации в президентское кресло не пересаживаются. Впрочем, называют и другие фамилии: нынешнего вице-премьера Сергея Нарышкина, главы «Рособоронэкспорта» Серегя Чемезова, первого вице-премьера Сергея Иванова и т.д. Если придет кто-то из этих чиновников, то это будет означать, что аппарат СБ утрачивает — как минимум на время — свою роль аналитического центра, а должность секретаря СБ становится политической. Хотя нельзя исключить, что в этом кресле появится и заканчивающий свою карьеру чиновник — так, как это было в бытность Владимира Рушайло, когда СБ был отстойником для тех чиновничьих и политических пенсионеров, кого надо держать под присмотром.

Одно ясно: Владимир Путин использует этот «лишний стул» для максимально эффективной реализации главного вопроса ближайших месяцев — операции «преемник».

____________________________
1 Игорь Иванов с 1994 года занимал пост первого заместителя министра иностранных дел. В 1998 году, когда Е.М. Примаков был назначен председателем правительства РФ, Иванов стал главой МИДа.
2 14-й протокол Конвенции о защите прав человека и основных свобод вносит изменения в порядок работы Страсбургского суда. Россия единственная страна — член Совета Европы, которая не ратифицировала этот протокол.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.